План мероприятий по совершенствованию технологий ФГОС
методическая разработка

Семенова Наталья Александровна

План мероприятий по совершенствованию технологий ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiy_po_sovershenstvovaniyu_tehnologiy_fgos.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятий по совершенствованию использования технологии коллективных способов обучения

в обучении и воспитании младших школьников

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в образовательном процессе школы, нового отношения к ученику. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития личности. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способным к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Не случайно на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел другой лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением, как уметь учиться. Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается обучающимся для усвоения, во втором – для организации деятельности по созданию иного, личностного, содержания образования, которое выступает образовательным продуктом ученика. В определенном смысле следует считать, что содержание образования – это продукт деятельности ученика. К такому выводу пришли многие ученые.

Личностно-ориентированное обучение немыслимо без конкретной личности, а личность обнаруживает и проявляет себя лишь в деятельности. Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников - одна из важных задач современного учителя. У каждого школьника есть способности и таланты. Все, что нужно для того, чтобы обучающиеся могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Побуждать обучающихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные условия для развития у школьников самостоятельности и активности. Одно из важных условий – создание деятельностной образовательной среды урока. По опыту знаю, что у младших школьников плохо сформированы такие умения, как умения общаться со сверстниками, сотрудничать с ними, сопереживать и помогать друг другу при неудачах. Я поставила перед собой задачу сформировать у обучающихся ряд коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих им социальную компетентность: работать вместе, уважать мнение друг друга, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие сотрудничать со сверстниками и учителем. Для этого необходимо было создать благоприятные условия для успешного обучения и общего развития детей, построенные на принципе сотрудничества. Я стала изучать технологию коллективных способов обучения (КСО) и работать над ее совершенствованием.

Под коллективным способом обучения нужно понимать учебные занятия, в основе которых лежит общение (общение в парах постоянного состава и сменного состава), так как атмосфера общения дает возможность коллективу обучать каждого своего члена и каждому члену активно участвовать в обучении других членов своего коллектива. А позже на своих уроках я стала использовать разные методики коллективных способов обучения. Учебный процесс мною осуществлялся на основе четырех организационных форм обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Мне необходимо было пересмотреть формы организации обучающихся с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению, отдав предпочтение парной и групповой. Кроме того, правильно организованная деятельность обучающихся при выполнении любого самостоятельного задания должна строиться по схеме: мотив – цель – действие – контроль и коррекция – оценивание результата. Эту логическую цепочку мне необходимо было запомнить и учитывать ее при организации самостоятельной работы школьников по-новому.

Внедрять технологию коллективных способов обучения я начала с первого класса, поделив процесс внедрения на четыре этапа.

Работа в парах постоянного состава (ППС) – 1 класс. Весь первый класс отрабатывается умение работать в парах постоянного состава. Дети проверяют друг у друга задания по предметам, рассказывают правила, алгоритмы, памятки, стихи. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовятся к ответу, так как знают, что каждого обязательно спросят. Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какие-то положения.

Позже ввожу работу по алгоритмам методик: «Взаимные диктанты» (ВД) и «Взаимные задания» (ВЗ).

Задание с последующим устным выполнением

Один ученик диктует второму арифметический пример. Второй ученик записывает задание в тетрадь, а затем устно его выполняет.

Диктант с последующими устными комментариями

Один ученик диктует товарищу выражение. Второй ученик, записав его, объясняет, а первый – проверяет и выслушивает объяснение. Потом первый ученик сначала записывает под диктовку второго, затем читает и объясняет.

Просто диктант

Ученики на уроке диктуют друг другу и учатся правильно писать слова из словаря. Каждый ученик пишет слова под диктовку своего товарища в свою тетрадь, затем они меняются тетрадями для проверки.

Работа в малых группах (МГ) – 2 класс

Как только ученики научились слаженно работать в парах постоянного состава, возможен переход к обучению в малых группах (по 4 человека). Уникальность групповой работы обеспечивается такими признаками, как непосредственное взаимодействие между обучающимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. При групповой работе педагог предъявляет задание и инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы, не коллектив обучает каждого своего члена, а один человек (консультант).

Работа в малых группах по решению задач

Руковожу работой обучающихся в группах:

- прочитайте задачу про себя: выделите условие и вопрос задачи,

- коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи, - запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно, - кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе, - обсудите свой ответ задачи с товарищами.

Работа в парах сменного состава (ПСС) – 3 класс

После того как ученики научились работать в парах постоянного состава и группах, возможен переход к обучению в парах сменного состава. Пары сменного состава – это пары не замкнутые, а открытые – постоянно происходит смена партнера.

Для этого вводятся новые приемы работы: «Ручеек», «Эскалатор». Над каждым заданием в парах сменного состава ученик работает несколько раз: один раз пишет его сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз он диктует другому это же задание, проверяет, как написал новый товарищ, требует разбора ошибок. И так несколько раз с разными партнерами. Только после этого работа заканчивается.

 «Ручеек»:

 - получи карточку с примером;

- реши самостоятельно пример;

- проверь по ключу;

- продиктуй свое задание соседу;

- сосед пишет в свою тетрадь и объясняет, а потом наоборот;

- взаимообмен заданиями;

- приготовься к первому передвижению по варианту «Ручеек»;

- поприветствуй своего соседа, пожелай ему удачи;

- взаимообмен заданиями;

- передвижение происходит до тех пор, пока пары не встретились со своим изначальным партнером;

- поблагодарите друг друга, вернитесь за свои парты.

Работа с применением методик и форм коллективных способов обучения (КСО) – 4 класс. В 4 классе вводятся более сложные методики КСО: методика взаимообмена заданиями (МВЗ).

1. Алгоритм работы по методике Ривина (MP) применяется для изучения нового материала: совместной проработки текстов, выделения основных мыслей, усвоения понятий и терминов.

  • Получите текст и цветовой сигнал.
  • Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.
  • Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделен.
  • Прочитайте партнеру один абзац.
  • Партнер задает вопросы для того, чтобы вы поняли (если необходимо, то выпишите в тетрадь) значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца.
  • Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.
  • Запишите заглавие в тетрадь.
  • Работайте над темой партнера (по алгоритму, начиная с шага 3).
  • По цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнера (запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).
  • Второму партнеру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.
  • Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).
  • По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению на малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.
  • После выступления на малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учета.
  • Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.

2. Алгоритм работы но мурманской методике (ММ) предназначен для систематизации и обобщения знаний, применения их на практике. Содержит два задания: первое обеспечивает теоретическую проработку материала, второе — его практическое применение.

  • Получите карточку с цветовым сигналом.
  • Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировки законов).
  • Выполните самостоятельно задание второй части карточки.
  • Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.
  • Проработайте с ним первую часть вашей карточки.
  • Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.
  • Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.
  • Обсудите результаты с партнером.
  • Найдите нового партнера по цвету карточки.
  • Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.

Итак, с позиций научной школы человекообразного образования, продуктивность деятельности обучающегося является главным качеством его образования. Образовательная деятельность трактуется как деятельность обучающегося, организуемая им совместно с педагогом, и направленная на создание индивидуального образовательного продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по совершенствованию технологий ФГОС

План мероприятий по совершенствованию технологий ФГОС...

План мероприятий по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий ФГОС в обучении и воспитании младших школьников

План мероприятий по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий ФГОС в обучении и воспитании младших школьников...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

План мероприятий по совершенствованию педагогической технологии

План мероприятий по совершенствованию педагогической технологии...