РП ВД социального направления "Дом в котором я живу" 4 кл.
рабочая программа (4 класс)

Надежда Ивановна Севостьянова

РП ВД социального направления "Дом в котором я живу" 4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_sots._napr._dom_v_kotorom_ya_zhivu._4_kl.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»

689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9

тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail:  school-еnmelen@yandex.ru

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

Протокол № _____ от 07.05.2020 г.

Руководитель МО_______Н.И.Севостьянова

Согласовано  

Заместитель директора по УР

________И.А. Герасимова

30.17.08.2020 г.                                                                                  

Утверждено

Приказом МБОУ «ООШ с.Энмелен»

от 17.08.2020г. № 02-02-4

 

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

для обучающихся 4 класса

         

 

Составил: учитель начальных классов

Н.И.Севостьянова

2020г.

Пояснительная записка

    Актуальность

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это  решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

             Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

             Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

        Программа «Дом, в котором я живу» дает возможность обучающимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ

Программа «Дом, в котором я живу» разработана и построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа  связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Формы работы:

Вся работа курса построена  по методу проекта, которая подразумевает разные формы работы: Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Дом, в котором я живу» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (тундра,   берег моря, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр  на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

Методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;    
  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;  
  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
  • создать благоприятные  условия для достижения  результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Дом, в котором я живу» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, родной язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер.

Прогнозируемые результаты:  

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе фольклорного материала, культурного наследия народа нашей страны;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанное  построение  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление  текстов в устной и письменной форме;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение договариваться о распределении заданий  в совместной деятельности;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости краеведения  для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

3) использование разных видов деятельности ; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных источников информации, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку событий;

4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

5) умение анализировать информацию: устанавливать причинно-следственные связи и определять главное;

7) умение работать с разной информацией.

Данный курс «Дом, в котором я живу» рассчитан в 4 классе начальной школы на  68 часов в год (2 часа в неделю)

 

Содержание программы «Дом в котором я живу»

4 класс

Тема / кол-во часов

1

Россия – великая держава! (21 ч)

2

Мой край на карте России (20 ч)

3

Я и моя семья – частица огромной страны  (10 ч)

4

Моя малая родина (17 ч)

Итого

68 часов

Календарно – тематическое планирование  4 класс

№пп

Раздел/ тема

Кол-во

часов

Россия – великая держава! (21ч)

1

Введение. Россия – страна, в которой я живу

1

2-3

Главный город России – Москва

2

4-5

Вторая столица России – Санкт- Петербург

2

6-7

Наша Родина на карте мира

2

8-9

Крупные города России

2

10-11

Чем гордится наша Родина

2

12-13

Кем гордится наша Родина

2

14

Политическая карта России

1

15-16

Народы России

2

17-18

Национальные традиции народов России

2

19-20

Заповедники России

2

21

Итоговое занятие

1

«Мой край на карте России»(20ч)

22

Моё родное село – Энмелен

1

23

Улицы моего села

1

24

Моё село на карте России

1

25

Чукотский автономный округ на карте России

1

26

Посёлок Провидения районный центр г.о.

1

27-28

Посёлки Провиденского г.о.

2

29-30

Анадырь – столица ЧАО

2

31-32

Семь районов ЧАО

2

33-34

Что даёт наш округ стране?

2

35-36

Растительный мир ЧАО

37-38

Животный мир моего ЧАО

39-40

Заповедники ЧАО

2

41

Итоговое занятие

1

Я и моя семья – частица огромной страны(10ч)

42

Моя семья – часть моего народа

1

43

Особенность уклада, строя жизни семьи

1

44-45

 Генеалогическое древо семьи

2

46-47

Свободное время и семья.

2

48

Семейные праздники

1

49

Семейный этикет

1

50

Семья в моей жизни

1

51

Итоговое занятие

1

Моя малая родина(17ч)

52-53

История моего села Энмелен

2

54

Труд людей в разное время года

1

55-56

Растительный мир моего села

2

57-58

Животный мир моего  села

2

59

Достопримечательности моего села.

1

60

История моей школы

1

61

Учителя моей школы

1

62-63

Интересные люди моего села

2

64

Герои Великой Отечественной войны в моём селе

1

65

Строим будущее

1

66

Я сделаю свой край знаменитым

1

67

Я – часть огромной страны!

1

68

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...

Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»

Краткосрочная программа  социально – педагогической направленности  «Мир, в котором мы живём…»...

Социальный проект "Мир в котором я живу".

Социальный прокт состоит из 5 этапов.Предназначен для  учителя начальых классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления с детьми с ОВЗ "Мир в котором я живу"

Целями и задачами данной программы  является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся  социально значимый ко...

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и перечень тех проблем, которые решает социальный педагог

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и перечень тех проблем, которые решает социальный педагог...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса

Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...

Урочное занятие по теме: "Дом, в котором я живу. Моя квартира" по предмету:" Окружающий социальный мир"

Технологическая карта к уроку:"Дом, в котором я живу. Моя квартира" по предмету: Окружающий социальный мир. К данному занятию прикреплена презентация, которая позволяет рассмотреть эту тему ...