Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»
материал на тему

Закирова Вера Константиновна

Краткосрочная программа  социально – педагогической направленности  «Мир, в котором мы живём…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                                                                     Утверждаю_____________

                                                                  Директор МАОУ СОШ №7

                                                                     имени героя России

                                                                     Курбангалеева А.Р.

                                                              И.В. Некрутова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

имени героя России Курбангалеева А.Р.

Краткосрочная программа

социально – педагогической направленности

«Мир, в котором мы живём…»

Срок реализации с 01 июня по 24 июня 2017 года

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

Усть – Катав, 2017 год

Пояснительная записка

 Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь подрастающего поколения. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей

  Младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте,  с детства учить детей хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

                                                                             

Цель программы:

        Создание эффективных условий в летнем оздоровительном школьном лагере для формирования духовности и нравственности обучающихся, используя возможности природных объектов края, а также потенциальные возможности детей и педагогических работников.

Задачи программы:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
  7. Привлечение детей к участию в разнообразных видах деятельности, реализация потенциальных возможностей детей.
  8. Создание благоприятного социально – психологического климата в лагере для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации воспитанников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
  9. Осуществление педагогической поддержки ребёнка в его попытке самостоятельно разрешать личные проблемы его детской жизни.
  10. Организация содружества и сотворчества детей и взрослых.

Ценностные установки духовно-нравственного развития  и воспитания.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Принципы работы в школьном лагере:

  • принцип вариативности – право ребенка на выбор добровольного участия в деятельности  лагеря;
  • принцип либеральности – право детей развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;
  • принцип успешности – право, гарантирующее возможность каждого ребенка на успех;
  • принцип системности – право, гарантирующее воспитание, как на уровне лагеря, так и на уровне отряда;
  • принцип самоуправляемости – право, обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции: гражданина, патриота и т.д.;
  • принцип сотрудничества – право ребенка решать проблему «с двух сторон»  - и взрослыми, и детьми;
  • принцип комфортности – право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
  • принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;
  • принцип рекреативности – право ребенка на отдых, игру и развлечения.

Основные направления работы в лагере по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  • Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
  • Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.
  • Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
  • Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
  • Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Условия лагеря дневного пребывания отличающиеся наибольшей вариативностью деятельности детей,  благоприятны для увеличения количества интересов наших воспитанников, и их духовно – нравственного воспитания.

Формы работы в школьном лагере:

Формы воспитательной деятельности, направленные на решение поставленных задач программы «Мир, в котором мы живём», разнообразны и должны в полной мере охватить весь контингент воспитанников, располагая каждого к определению деятельности удовлетворяющей личностные потребности социально – психологического характера.

К данным формам относятся:

  • Экспромты
  • Огоньки
  • Театральные представления
  • Конкурсные и шоу – программы
  • Социальные проекты
  • Интеллектуальные игры
  • Трудовые дела
  • Экскурсии
  • Спортивные и подвижные игры, соревнования.
  • Гостиные
  • Марш – старт
  • Игры на местности
  • Саморазвивающийся спектакль

Используемые формы реализуют в воспитательной деятельности следующие потребности личности ребенка:

  1.  Потребность в познании: поиск личностно – значимых научных и житейских знаний; поиск ответов на вечные вопросы «Кто я?», «В чем смысл жизни?» «Что такое счастье» и т.д.
  2.  Потребность в общении: общение со сверстниками и со взрослыми – в деятельности, игре, в обмене знаниями и умениями, в спорте, творчестве, в досуге и т.д.
  3.  Потребность в удовлетворении интересов и способностей: увлеченность личностно – значимой деятельностью, в которой нуждается растущий человек.
  4. Потребность в творчестве: участие в разнообразной творческой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие.
  5. Потребность в уважении и защите: отношение к ребенку как личности, обеспечение условий защищенности в психологическом и физическом плане.
  6. Потребность в освоении социальных ролей: освоение не только ролей товарища и друга, воспитанника, сына или дочери, но и соучастника в делах и взаимоотношениях с людьми, лидера в отряде, организатора творческих, общественных дел и т.д. Поле этих ролей расширяется и, в конечном счете, определяет судьбу в определении своей позиции, своего места в жизни,
  7. Потребность в игре: проживание ребенком мира фантазий, идеальных и реальных отношений, пробовать и становится тем, кем не всегда удается быть в реальной жизни. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная и организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, воспитания, общения, развития и т.д.
  8. Потребность в самореализации и самоактуализации: утверждение своего «Я». Признание достоинств, реализованных в деятельности и общении способностей и потенциальных возможностей.

Создание особых ситуаций – катализаторов эмоций

Данные ситуации помогают раскрыть эмоциональные ресурсы коллектива, они являются своеобразными ситуациями – катализаторами эмоций. В деятельности детского коллектива эти ситуации часто встречаются в самых различных сочетаниях.

  • Ситуация совместных переживаний. Коллектив бывает труднее «зажечь», но если это удается, то эмоции вспыхивают ярче и переживаются дольше, чем у отдельной личности. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена отряда.
  • Соревновательные ситуации. Возникновение соревновательности –  это одна их психологических особенностей детей. Уникальная черта такой ситуации –  быстрый переход от эмоций к мотиву деятельности, стремлению добиваться успеха. Но есть и негативные моменты, при частом использовании возникает нездоровая конкуренция, озлобленность, нетерпимость к другим людям, к другим коллективам.
  • Ситуации успеха - неуспеха. Эти ситуации способны вызвать огромный диапазон эмоций - от эйфории, восторга до гнева или уныния. Настроение отряда зависит от того, насколько успешно он принимает участие в общелагерных мероприятиях или насколько удалось или не удалось дело, проводимое в самом отряде. Такие ситуации - проверка на сплоченность детского коллектива.
  • Ситуации новизны. Новое всегда интересно. Потребность в новых впечатлениях велика у детей. Поэтому вожатый должен экспериментировать, вводить новые элементы в формы и методы работы, в общение с детьми, в оформление пространства лагеря, что создает благоприятный эмоциональный фон.
  •         Ситуации неожиданности. Ситуация неожиданности - это своеобразная «эмоциональная атака». Добрый сюрприз - и на лице ребенка появилась улыбка.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • набор и проведение занятий в Школе подготовки вожатых
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
  1. Организационный этап

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».

Задачи:

  1. Главная задача педагога на протяжении всей смены – помочь каждому ребенку проявить свои лучшие качества, способности.
  2. Создать условия для осознанного принятия детьми общелагерных правил, норм, требований, а также традиций. Предъявление «единых педагогических требований».
  3. Провести психолого-педагогическую диагностику интересов, потребностей, способностей и возможностей каждого ребенка. Обеспечить психологическую защиту детей.
  4. Определить перспективы совместной деятельности с отрядом, привлечь детей к проектированию, планированию работы.
  5. Ввести детей в отрядную программу, не забывая об интегрировании ее с общелагерной программой. (Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов, участие отряда в общелагерных делах, общение отряда с другими отрядами).

«знакомства» с:

1. Ребят друг с другом, с вожатыми.

- включение детей в активную деятельность, направленную на разностороннее общение;

- создание доброжелательной атмосферы в отряде;

- помочь запомнить имена, дать возможность поделиться ожиданиями, рассказать о себе, показать себя в деле;

- предоставить детям возможность выбора среди разнообразия видов деятельности: спортивной, прикладной, интеллектуальной, творческой и т.д.

- проявить доверие, уважение к личности ребенка;

Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, совместная деятельность на пользу всего отряда, огонек знакомства, КТД, направленные на знакомство детей («Гиннес-шоу»), вожатых, психолого-педагогическая диагностика, «почта желаний», подведение итогов дня (эмоциональная цветопись).

  1. С общелагерными нормами, правилами, требованиями совместной деятельности.

- предъявление правил, направленных на охрану жизни и здоровья отдыхающих.

- познакомить с режимом дня, с сан-гигиеническими требованиями.

- с правилами посещения столовой, медблока, спортивно – оздоровительного комплекса, Центра детского творчества, городской библиотеки.

- договориться о нормах поведения, о принятии их каждым ребенком.

Формы работы: оргсбор, хозсбор отряда, КТД о законах и традициях, в отрядном уголке – вся информация: распорядок дня, санэкран, и т.д.

  1. С перспективами жизнедеятельности в лагере.

- с возможными вариантами деятельности на смене;

- создать ситуацию выбора;

- выявить интересы, пожелания детей, помочь соотнести с возможностями загородного центра.

- заинтересовать детей, включив в активную деятельность, в планирование этой деятельности.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, разведка интересных дел, оформление отрядного уголка, «Почта желаний», огоньки – погружения в отрядную программу, подготовка отряда к мероприятиям открытия смены, программе «Визитки отрядов».

Вожатые – роль руководителя, лидера, организатора, демонстратора.

Дети – активные участники, помощники.

ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.

  1. Основной этап 

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих дел;
  • работа кружковых объединений.

Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел, вечерних костров и других интересных событий; период формирования и развития ВДК.

Вожатый – роль координатора, консультанта, инструктора.

Задачи:

- предоставить возможность каждому ребенку самоопределиться с выбором деятельности;

- создать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала;

- контролировать и своевременно корректировать ценностно-мотивационные нормы общения, поведения, межличностные отношения и внутри отрядную деятельность;

- осуществлять активное оздоровление детей всего отряда с максимальным использованием возможностей лагеря;

- претворять в  жизнь отрядную и общелагерную программу, формировать и укреплять традиции отряда;  

- организовывать разнообразную коллективно-творческую деятельность при активном участии детей в разработке и проведении.

- осуществлять показ детских достижений (конкурсы, турниры, спортивные соревнования, выставки поделок).

- анализировать отрядную деятельность, регулярно подводить итоги дня, прошедших мероприятий.

Акцент ставить не только на внутриотрядную работу, но и общелагерную.

  1. Заключительный этап 

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
  • сбор отчетного материала;
  • выпуск фотодневника лагеря.

Время подведения итогов и самоанализа ребенка (чему научились, что приобрели, что будет полезно в послелагерной жизни).

Задачи:

- демонстрация индивидуальных и групповых достижений, награждение отрядов и активистов.

- оценка и самооценка детьми личностно-значимых результатов участия в отрядных и общелагерных программах.

- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены: «Гала-концерт», торжественная линейка.

- Формы работы: Подготовка к закрытию смены, итоговые сборы отряда, пресс-конференции, игра «Суд над вожатыми», операция «Спасибо», «Забор пожеланий».

Социальное партнерство:

  • Спортивно – оздоровительный комплекс Усть – Катавского городского округа
  • Центральная городская библиотека Усть – Катавского городского округа
  • Центр детского творчества Усть – Катавского городского округа
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

           Режим работы в лагере дневного пребывания

при  МАОУ СОШ №7 им. Героя России А.Р Курбангалеева

2017г.

 9.00 – 9.10 – приём детей в лагерь

9.10 – 9.25 – утренняя зарядка

9.25 – 9.30 – утренняя линейка, объявление плана работы на день

9.30 – 10.00 – завтрак

10..00 13.00 – проведение мероприятий

13.00 – 13.20 – обсуждение проведённых мероприятий

13.30 – 14.00 – обед

14.00 – подведение итогов, уход детей домой

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

- устав МАОУ СОШ №7;

  • положение о лагере дневного пребывания;
  • правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
  • инструкции по организации и проведению экскурсий;
  • должностные инструкции работников;
  • санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
  • заявления от родителей;
  • правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
  • акт о приемке лагеря;
  • планы работы.

Кадровое обеспечение:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели;
  • медицинская сестра;
  • работник по физическому воспитанию;
  • обслуживающий персонал.

Для организации работы по реализации программы смены:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
  • составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
  • проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
  • сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению мероприятий;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

Мониторинговая деятельность

Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.

Очень важно из шумной неорганизованной группы детей (т. к. дети из разных классов) сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей

ПЛАН

оздоровительных мероприятий

МАОУ СОШ №7 им. Героя России А.Р Курбангалеева

2017г.

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Медосмотр детей, посещающих лагерь

01.06.15г.

Куликова М.А

2

С-витаминизация третьих блюд

ежедневно

Куликова М.А

3

Спортивные мероприятия

по плану отрядов

воспитатели

4

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

воспитатели

5

Приём витаминного чая

ежедневно

Куликова М.А

6

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

ежедневно

Закирова В.К

7

Проведение упражнений для глаз детям с понижением остроты зрения

ежедневно

Куликова М.А

8

Купание в бассейне

по графику

Воспитатели, Карипова А.Г.

Основное содержание программы

  1. Спортивно-оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объема двигательных упражнений, витаминизацию детей, Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • Ежедневная утренняя гимнастика различной тематики, спортивные игры,
  • Эстафеты и соревнования, спортивные праздники, осмотр детей медицинским работником, организация здорового питания детей.
  • Воздушные и солнечные ванны.
  • Купание в бассейне
  • Выполнение норм ГТО
  1. Организация активного досуга

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, создаются условия для духовного - нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы: игра, конкурс, викторина, праздник, просмотр фильма.

Виды досуговой деятельности:

  1. Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
  2. Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  3. Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  4. Творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают кружковые объединения.
  5. Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  1. добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
  2. альтернативное провождение времени;
  3. свободное время;
  4. совместное планирование досуговой деятельности.

 Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  1. уровень целостного детского коллектива смены;
  2. уровень отряда;
  3. уровень организации досуга в группах по интересам;
  4. уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
  1. Организация кружковой деятельности

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идет закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  1. изучение интересов детей;
  2. презентация кружков на линейке в начале смены;
  3. деятельность ребят в кружках;
  4. текущее отражение результатов деятельности детей;
  5. подведение итогов работы кружков в конце смены.

4. Организация трудовой деятельности

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально-трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание

Реализуемое направление работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

01.06.17

«С открытым сердцем»

- орг.сборы

- игры на знакомство

-огоньки знакомств

– Игра по станциям «Я доверяю»

- подготовка к открытию смены

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

02.06.17

«Мир, в котором мы живем…»

-праздничная линейка

-концертная программа

- дискотека

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

05.06.17

«Княжество этики»

-Конкурсно – развлекательная программа «Здравствуй лето»

-Викторина «этикет школьника»

-Игра «Азбука маркиза Этикета»

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

06.06.17

«Страна ГТО»

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Работа кружковых объединений

-Фестиваль ГТО

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

07.06.17

«Семья град»

-Весёлые старты «Всей семьёй»

-Конкурсно – игровая программа «Моя семья»

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

08.06.17

«Доброград»

-Акция «Чистота города в твоих руках»

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Работа кружковых объединений

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

09.06.17

«Заповедное царство»

- конкурсно - краеведческая

 программа «Берёза – символ родины»

-Работа кружковых объединений

-конкурс рисунков «Заповедные уголки моей Родины»

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

13.06.17

«Край отечества»

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Городское спортивное мероприятие ко дню России

-Конкурсно – игровая программа «Россия вперед»

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

14.06.17

«Страна Олимпия»

- Спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры»

-Дискотека «Мы спортсмены!»

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

15.06.17

«Царство воображения»

-Конкурсно – развлекательная программа «А Баба – яга против!»

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Работа кружковых объединений

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

16.06.17

«Регион Знания»

-Конкурсно - позновательная

 программа «Лето, книги, я - друзья»

-Весёлые старты «Все мы знаем ПДД»

-Работа кружковых объединений

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

17.06.17

«Княжество ЗОЖ»

-Спортивно – развлекательное мероприятие «Комический футбол»

-Викторина «Здорово жить – здорово!»

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

19.06.17

«Государство достойных»

-конкурсно – игровая программа «Знатоки природы»

-Экскурсия в пожарную часть г. Усть-Катава

-Работа кружковых объединений

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

20.06.17

«Страна отважных»

-экскурсионное мероприятие в парк победы «Спасибо Вам»

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Работа кружковых объединений

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

21.06.17

«Королевство гармонии»

-Сюжетная игра «Коридор Брауна»

-Конкурс рисунков на асфальте «Королевство гармонии»

-Работа кружковых объединений

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

22.06.16

«Справедливоград»

-Конкурсная программа Заседание самых справедливых

-Спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

-Работа кружковых объединений

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

23.06.16

«Содружество националь»

-Спортивный праздник «Богатырские забавы» ЦДТ

-Фестиваль народных игр

-Работа кружковых объединений

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

24.06.16

«Наш мир…»

-Праздничная линейка

-Закрытие смены

-Дискотека

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

       Список используемой литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
  2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
  3. «Д.С. Лихачёв: Служение  Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
  4. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа  плюс До и После» -№1-2012.
  5. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
  6. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
  7. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
  8. Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышова // Ж. Воспитание школьников.– № 10-2006.
  9. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  10. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  11. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

      Интернет ресурсы:

  1. http://paidagogos.com/
  2. http://минобрнауки.рф/документы/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".

На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...

Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)

Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...

программа воспитания"дом, в котором мы живём"

Основная цель программы - формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий д...

город, в котором мы живём

урок по системе Л.В.Занкова...

Проект "Город, в котором мы живём"

Данный проект проводится в рамках учебного предмета по окружающему миру. Он  рассчитан на 1 урока и  3 внеурочных  занятия в клубе «Юные патриоты». Поиск интересующей информации, ...

урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"

Урок решает следующие задачи:   расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными  символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...