Мастер-класс Проектная деятельность
материал

Рыжих Елена Владимировна

Тема нашего мастер – класса: «Проектная деятельность учащихся начальных классов».

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочно деятельности метод проектов. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_proektnaya_deyatelnost.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

Проектная деятельность в начальной школе

Рыжих Е.В., учитель

МБОУ «Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема нашего мастер – класса: «Проектная деятельность учащихся начальных классов».

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочно деятельности метод проектов. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования.

Проект (от латинского projectus – брошенный вперёд) – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Проектная деятельность основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на проблему.

Основные цели и задачи проектной деятельности вы видите на экране.

Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою деятельность, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).

В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, телепередачу, ролевую игру).

Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

Первые проекты школьников сравнительно просты, опираются на знания и умения, которые уже сформированы у детей. Главный смысл проектной деятельности заключается не в повышенной технологической сложности заданий, главное чтобы задание представляло проблемную ситуацию для ребёнка.

Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные моно проекты «Книга загадок», «Потешки».

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

1.Мотивационный

2. Планирующе – подготовительный

3. Информационно – операционный

4. Рефлексивно – оценочный

К рефлексивно – оценочному этапу относится защита проекта.

Защита проекта составляет важную часть проектной деятельности, желательно, чтобы она проходила в деловой форме. В процессе защиты проекта совершенствуется мышление и речь школьников, создаётся ситуация благоприятная для формирования коммуникативных навыков.

Практическая часть

В практической части мастер-класса я приглашаю вас на рефлексивно-оценочный этап проекта «Моя малая родина». Этот проект проводится в рамках учебного предмете «Окружающий мир» или в рамках внеурочной деятельности.

 Цели проекта «Моя малая родина» освещены на экране.

Результатом нашей работы будет буклет, который нам поможет получить представление о селе Крым. А затем мы этот буклет передадим нашим коллегам в качестве путеводителя.

Что же такое буклет?

В форме буклета издают краткие путеводители, рекламу и программы.

Для удобства, я наш буклет разделила на 3 части. Во время презентации мы с вами все 3 части соединим и у нас получится буклет. Посмотрите, пожалуйста, как выглядит образец буклета.

А сейчас я вас разобью на группы. Для этого выберите пазлы и «найдите себе пару». Кто собрал рисунок, садитесь рядом.

Итак, вы стали сотрудниками дизайнерской идеи. Кто-то из вас будет художником составителем, а кто-то будет составителем текстов.

Теперь познакомимся с планом работы. Переверните рисунки и озвучьте его.

План работы

  1. Отбор нужного материала
  2. Разработка дизайна
  3. Определение порядка выполнения работы
  4. Презентация

Я вам раздаю фотоматериалы и текстовый материал. Ваша задача отобрать необходимый материал и оформить свою часть буклета. Озаглавить страничку, написать маркером.  И в конце быть готовыми к презентации.

Рефлексия

После мастер-класса возникло ли у Вас желание посетить мою малую родину – село Крым? Если да, то поднимите ……

Как вы считаете можно ли аналогичный проект осуществить в рамках изучения истории родного края, географии и других учебных предметов?

Если возможно, то поднимите….

Спасибо всем за работу и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками". Цель: совершенствование научно-методических знаний в области проектной деятельности младших школьников....

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Мастер-класс по проектной деятельности

В материале представлен практический материал для организации практической деятельности учителей на мастер-классе в 3 группах: фантастический проект, информационный проект, эмперический проект. Для ка...

мастер-класс по проектной деятельности

Данный мастер-класс можно использовать для работы МО...

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»

Мастер-класс «Организация проектной деятельности  в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте  данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...

Мастер класс по проектной деятельности

Этот мастер класс поможет учителям в работе спроектами....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...