Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
рабочая программа (2 класс)

Метелёва Ирина Геннадьевна

программа внеурочной деятельности патриотического направления для 2 класса "Я гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Приложение к АООП НОО

(приказ от 30.08.2017г. № 114)

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я гражданин России» 2 класс

      Составитель:

2020 г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена на основе нормативно правовой базы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №и273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 2009 г. № 373
  • Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» составлена на основе авторской программы «Я гражданин России!». Киселёва Т.В.  М.: М.: ВАКО, ,2018г 200с.  В авторскую программу Киселева Т.В. внесены изменения в календарном планировании.

Актуальность курса: 

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

Перспективность курса:            Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России,  создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

              Задачи:

а) образовательные:

– создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

– формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

– утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

б) развивающие:

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

в) воспитательные:

-  воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление развития личности школьника: военно-патриотическое

Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 8 лет.

Реализация программы основана на развитии детского творчества.

В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

иды организации внеурочной деятельности:

Классные часы;

Беседы, викторины;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Ролевые игры

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Формы и методы проведения занятий разнообразны:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока и нетрадиционного урока – ролевой игры, проекта, составление коллажа.

Методы

  • диалоги;
  • элементы дискуссий
  •  игры-практикумы;
  •  проблемные ситуации;
  •  сюжетно-ролевые игры;
  •  конкурсы, викторины;
  •  беседы.
  1. Содержание программы:

п/п

Тематический блок,раздел курса

Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

“Я и я”

1.Я – ученик.

2.Мой портфель.

3.Подумай о других.

4.Игры на развитие произвольных процессов. . Тест «Познай себя»

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы Беседа с творческим заданием. Игра – экспромт. Тест «Познай себя»

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них.

Умение находить гармоничные пути развития.

4

2.

                                      

 «Я и семья»

1.Об отце говорю с уважением.

2.Моя любимая мамочка.  

3.Мама, папа, я – дружная семья.

4.Здесь живет моя семья.

5.Я помощник в своей семье.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседа с элементами игры, конкурс сочинений, презентация, конкурс – соревнование, заочное путешествие.

Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков

5

3.

« Я и культура»

 1.Родной край в древности.  

2.Поэты и писатели нашего города ( села).      

3.Что посеешь, то и пожнешь.

4.Широкая Масленица.        

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы. Беседа с элементами игры.

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

4

4.

   

.“Я и школа»

1.Обязанности ученика в школе.

2.Школьная символика (гимн, герб, флаг)

3. Самый уютный класс.

4. Подумай о других.

5. Я люблю свою школу.

6. По каким правилам мы живем в школе?

Коллективная/индивидуальная

 

Мероприятия: праздник первого звонка, э беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс  рисунков «Моя школа»,  « Школьная символика» организация дежурств, игры   ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь»,   трудовой десант «Укрась территорию школы», беседа  «Об ответственности несовершеннолетних,

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

6

5.

.“Я и мое Отечество”

1.Урок Мира. 2.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

3.Мы и наши права.  

4.Мой любимый город(село)  

5.Наш город(село).

 6.О чем шепчут названия улиц родного города.    

7.След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

8.Герои Советского союза – наши земляки.

9.Открытка ветерану.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в  школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с участниками локальных войн. Конкурс стихов , визиток, изготовление открыток, урок мужества.

Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений

9

6.

“Я и планета»

1.Осень в родном городе      

( селе).

2.Знай и люби свой край.

3.Экология нашего города.

4.День добрых волшебников Вывешивание кормушек..

5.Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  Проверочный тест.

6. Десант чистоты и порядка.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия:  фотоконкурс, викторина, конкурс рисунков «Береги природу - наш дом»,  уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты»,  , чтение стихотворений «Природа в поэзии»,  экскурсии в природу «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. Проверочный тест.

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.

6

Итого:

34

  1. Учебно – тематический план.

Раздел  программы

Кол-во часов

1.

«Я и я»

4

2.

« Я и семья»

5

3.

« Я и культура»

4

4.

« Я и школа»

6

5.

« Я и моё Отечество»

9

6.

« Я и планета»

6

 Итого:

34

           

  1. Календарно - тематическое планирование:

№ п/п

Тема  занятия.

Теория

Практика

Дата проведения

Я и я

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

2

Мой портфель. Игра – экспромт.

3

Подумай о других. Игры.

4

Игры на развитие произвольных процессов.  Тест «Познай себя»

Я и семья

5

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

6

Моя любимая мамочка. Презентация.

7

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

8

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

9

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

Я и культура

10

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

11

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

12

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

13

Широкая Масленица. Игра.

Я и школа

14

Обязанности ученика в школе. Беседа.

15

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

16

Самый уютный класс. Конкурс.

17

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

18

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

19

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

Я и моё Отечество

20

Урок Мира.

21

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

22

Мы и наши права. Урок – игра.

23

Мой любимый город(село).  Беседа.

24

Наш город(село). Конкурс визиток.

25

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

27

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

28

Открытка ветерану. Акция.

Я и планета

29

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

30

Знай и люби свой край. Викторина.

31

Экология нашего города.

32

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

33

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. Проверочный тест.

34

Десант чистоты и порядка.

  1. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные

У обучающихся будут сформированы

  • внутренняя позиция  обучающегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится

     *    осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  

  • осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;  

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

     Познавательные  

Обучающийся научится

   *    добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию   курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладению  навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знанию наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

       Коммуникативные  

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные  

Обучающийся научится:

- усвоению первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владению базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

Обучающийся получит возможность научиться:

- владению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знанию(на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умению пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умению  рассказывать о важнейших  событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

  1. Формы и средство контроля:

Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль. В качестве формального контроля используются следующие формы контроля:

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  • Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...