рабочая программа по внеурочной деятельности " Математическая шкатулка" научно-познавательного направления
рабочая программа (3 класс)

Дригайловская Маргарита Викторовна

Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению научно - познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

  1. Цели и задачи реализации программы:

Цель программы: создать условия для  развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.

Задачи программы:

  1. развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
  2. формирование у обучающихся знаний о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
  3. формирование у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  4. развитие мыслительных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  5. развитие пространственного воображения и геометрических представлений;
  6. формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа  меню, нахождение информации на заданную тему);
  7. формирование умения  выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  8. развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий;
  9.  развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» основывается на следующих принципах:

  • принцип деятельности
  • принцип интеграции
  • принцип непрерывности
  • принцип целостности
  • принцип психологической комфортности
  • принцип творчества.
    1. Формы и методы работы:

Занятия в кружке «Математическая шкатулка» организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике.

На занятиях активно используется занимательный материал:

головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки, мозаики.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.

 

Для реализации программы предлагаются следующие методы: 

1.Словесный метод:

· Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

 · словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

· Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

· Тренировочные упражнения;

· практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

· Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

· Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_shkatulka.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева

                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                 Директор МБОУ ОСОШ №6

                                                                       им. В.А.Сулева ___________/Л.В.Попова/

                                                                            приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

научно - познавательного направления

«Математическая шкатулка»

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3б  класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Дригайловская М.В..

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая шкатулка»»  для учащихся 3 «Б» класса составлена на основе программы «Занимательная математика»

Е.Э. Кочуровой, 2011 г.

 

 

Год составления: август 2021г.

Пояснительная записка

  1. Нормативно – правовая база:

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности научно - познавательного направления «Математическая шкатулка» в 3 классе «Б» составлена в соответствие с:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного  общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897;
  • Федерального  закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
  • Письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» от 20.07.2012 №668.
  • Учебного плана МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева на 2020 – 2021 учебный год.

  1. Актуальность и перспективность курса:

Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению научно - познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

  1. Цели и задачи реализации программы:

Цель программы: создать условия для  развития математических способностей младших школьников и формирования устойчивого интереса к математике.

Задачи программы:

  1. развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
  2. формирование у обучающихся знаний о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);
  3. формирование у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  4. развитие мыслительных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  5. развитие пространственного воображения и геометрических представлений;
  6. формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа  меню, нахождение информации на заданную тему);
  7. формирование умения  выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  8. развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий;
  9.  развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» основывается на следующих принципах:

  • принцип деятельности
  • принцип интеграции
  • принцип непрерывности
  • принцип целостности
  • принцип психологической комфортности
  • принцип творчества.
  1. Формы и методы работы:

Занятия в кружке «Математическая шкатулка» организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике.

На занятиях активно используется занимательный материал:

головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы, загадки, мозаики.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и др.

Для реализации программы предлагаются следующие методы:  

1.Словесный метод:

 Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

 Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

 Тренировочные упражнения;

 практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

 Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

 Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

1.5. Основными видами деятельности учащихся являются:

1. знакомство и работа с энциклопедиями, справочной и научно-популярной литературой («История и причины возникновения математики» - 3класс, «Как люди учились считать» - 3 класс «Как появились цифры» - 3 класс).

2. участие в международной игре «Кенгуру» и олимпиадах разного уровня  («Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» - 3).

3. проектные работы (Проект «Цифры у разных народов» - 3 класс, проект «Весёлые математики» - 3 класс).

4. творческие  работы («Составление сборника текстовых задач» - 3 класс).

5. составление и инсценирование задач («Старинные задачи» - 3 класс, «Задачи в стихах» - 3 класс, «Задачи – шутки»- 3 класс, «Задачи со спичками).

6. работа с конструктором («Точка. Отрезок. Луч» - 3 класс, «Угол. Измерение углов» - 3 класс).

7. составление ребусов, числовых мозаик, презентаций по вопросам курса («Решение и составление математических ребусов» - 3 класс, «Числовые мозаики. Составление и решение числовых мозаик).

8. блиц-турниры и викторины («Математический КВН» - 3 класс, «Викторина «Геометрическая мозаика» - 3 класс).

Виды игр, используемые на занятиях:

игры на развитие внимания («Числовые головоломки» - 3 класс).

игры-тренинги («Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» - 3 класс).

игры-соревнования («Игра – соревнование «Весёлый счёт» - 3 класс)

интерактивные игры («Игра «Построй пирамиду» - 3 класс).

2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

2.1. Возрастная группа учащихся:

Программа «Математическая шкатулка» рассчитана для детей 7-10 лет.

Срок реализации 4 года (1 – 4 класс).

2.2. Количество часов

Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин.  Программа рассчитана на 4 года.  

      В 1 классе - 33 часа в год.  Во 2-4 классах - 34 часа в год.   

Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30 – 35 минут; во 2 – 4 классах – 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. программа рассчитана на 4 года.  Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

    По рабочей программе внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» предусмотрено 34 часа, по моей программе 33 часа, так как 1 час выпадает на праздничные дни). Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Математическая шкатулка» представлено пятью разделами: 

1 раздел – «Математическое справочное бюро»,

2 раздел – «Математические игры»,

3 раздел –  «В мире задач»,

4 раздел – «Геометрическая мозаика»,

5 раздел – «Работа с информацией».

3 класс (33 часа в год)

Раздел 1.  Математическое справочное бюро (4 часа)                                                Истории и причины возникновения математики. Как люди учились считать. Как появились цифры. Проект «Цифры у разных народов»

Раздел 2. Математические игры (12 часов) 

Древние китайские головоломки. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра-соревнование «Весёлый счет». Игра «Построй пирамиду». Решение и составление математических ребусов. Заполнение числовых кроссвордов (судоку). Числовые головоломки. Проект «Весёлые математики». Математический КВН.

Раздел 3. В мире задач  (8 часов) 

Волшебные переливания. Задачи на переливания. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Решение

олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Составление сборника текстовых задач.

 

Раздел 4.  Геометрическая мозаика (5 часов) 

Точка. Отрезок. Луч. Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр). Измерение площади с помощью палетки. Угол. Измерение углов. Викторина «Геометрическая мозаика»

 

Раздел 5. Работа с информацией (4 часа) 

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Создание математического текста.

3.1. Структура программы «Математическая шкатулка» представлена пятью разделами:

1 раздел – «Математическое справочное бюро»,

2 раздел – «Математические игры»,

3 раздел –  «В мире задач»,

4 раздел – «Геометрическая мозаика»,

5 раздел – «Работа с информацией».

3.2.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса

Личностные   результаты:

- развит познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через решение занимательных упражнений и нестандартных задач;

- сформированы умения  выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

Метапредметные результаты:

- развиты мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- развиты коммуникативные умения в процессе решения разнообразных заданий;

- сформированы умения адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, анализировать их на том или ином этапе.

Предметные результаты:

- сформированы у обучающихся знания о некоторых фактах из истории математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем счисления);

- сформированы у обучающихся умения находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

- развито пространственное воображение и геометрические представления;

- сформированы первоначальные навыки работы на компьютере (создание математических текстов, презентаций, работа  меню, нахождение информации на заданную тему).

4. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

 Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

- конкурс на лучший математический ребус;

- конкурс на лучшую задачу в стихах, задачу – шутку, задачу со спичками;

- конкурс на лучшее инсценированние математической задачи;

- конкурс на лучшую математическую газету, сборник текстовых задач;

- математические блиц-турниры, викторины;

- участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня;

- портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.)

Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде создания математического текста (3 класс) и создания презентации «Математическая шкатулка», где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представить лучшие задачи, ребусы, геометрические мозаики.

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Математическая шкатулка»

для учащихся 3 б класса на 2021 – 2022 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Математическое справочное бюро (4ч)

1

История и причины возникновения математики

1

07.09

2

Как люди учились считать

1

14.09

3

Как появились цифры

1

21.09

4

Проект «Цифры у разных народов»

1

28.09

Математические игры (12ч)

5

Древние китайские головоломки

1

05.10

6

Играем со смешариками. Математическая викторина.

1

12.10

7

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число»

1

19.10

8

Игра – соревнование «Весёлый счёт»

1

26.10

9

Игра «Построй пирамиду»

1

09.11

10

Решение и составление математических ребусов. Ребусы. «Крылатые» слова и выражения.

1

16.11

11

Занимательные задачи. Загадки. Головоломки.

1

23.11

12

Заполнение числовых кроссвордов (судоку)

1

30.11

13

Числовые головоломки.

1

07.12

14

Математические игры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!»

1

14.12

15

Проект «Весёлые математики»

1

21.12

16

Математический КВН

1

28.12

В мире задач (8 ч)

17

Волшебные переливания. Задачи на переливание

1

11.01

18

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач

1

18.01

19

Старинные задачи

1

25.01

20

Задачи в стихах

1

01.02

21

Задачи - шутки

1

08.02

22

Занимательные задачи.

Три поросенка. Веселый карандаш. Задача цифрозавра.

1

15.02

23

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

22.02

24

Составление сборника текстовых задач

1

01.03

Геометрическая мозаика (5ч)

25

Точка. Отрезок. Луч

1

15.03

26

Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр)

1

29.03

27

Измерение площади с помощью палетки

1

05.04

28

Угол. Измерение углов

1

12.04

29

Викторина «Геометрическая мозаика»

1

19.04

Работа с информацией (4ч)

30

Человек и информация

1

26.04

31

Источники и приемники информации

1

10.05

32

Носители информации

1

17.05

33

Компьютер. Создание математического текста

1

24.05

ИТОГО:

33 часа

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Математическая шкатулка»

для учащихся 3 б класса на 2021 – 2022 учебный год

п/п

Название темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во

часов

Дата

план

Дата факт

1

Математическое справочное бюро

Истории и причины возникновения математики. Как люди учились считать. Как появились цифры. Проект «Цифры у разных народов»

4ч.

07.09-28.09

2

Математические игры

Древние китайские головоломки. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра-соревнование «Весёлый счет». Игра «Построй пирамиду». Решение и составление математических ребусов. Заполнение числовых кроссвордов (судоку). Числовые головоломки. Проект «Весёлые математики». Математический КВН.

12ч.

05.10-28.12

3

В мире задач

Волшебные переливания. Задачи на переливания. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Составление сборника текстовых задач.

8ч.

11.01-01.03

4

Геометрическая мозаика

Точка. Отрезок. Луч. Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр). Измерение площади с помощью палетки. Угол. Измерение углов. Викторина «Геометрическая мозаика»

5ч.

15.03-19.04

5

Работа с информацией

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Создание математического текста.

4ч.

26.04-24.05

ИТОГО:

33ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическое конструирование»

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрическо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический лабиринт" во 2 классе

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", 2 класс

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:·...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическое конструирование"

Рабочая программа для 4 класса. Срок реализации 1 год. Содержит КТП....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта нач...