Применение дистанционного обучения в школе
материал

Агафонова Юлия Николаевна

Данный материал представляет собой выступление на РМО учителей начальной школы. В его содержании представлены плюсы и минусы дистанционного обучения, с которым не так давно нам всем пришлось столкнуться и к которому мы должны быть готовы в любой момент времени в связи с непростой ситуацией в стране и мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме:

«Применение дистанционного обучения в школе».

Подготовила: Агафонова Ю.Н.

                                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                                 первой квалификационной

                                                                                                                                                                  категории

 

г. Павловский Посад

2020г

Идея применения дистанционного обучения в школе не нова.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дает образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Однако, до недавнего времени дистанционное технологии применялись в образовательных учреждениях лишь для определенных целей, таких как:

  • повышение качества общего образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
  • обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения, а так же временно находящихся в другом от основного места проживания городе по причине длительной командировки родителей, участия в спортивных соревнованиях, творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.;
  • обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 
  •  обеспечение возможности дополнительного образования;
  • обеспечение возможности достаточно удобно готовиться к поступлению в выбранный вуз, используя технологии дистанционного обучения и т.п.

Пандемия внесла свои коррективы в процесс внедрения дистанционного обучения, и мы были вынуждены в кратчайшие сроки полностью перевести обучение в дистанционный формат.

В связи с этим были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Согласно данной модели первым шагом реализации электронного обучения должны стать разработка и утверждение локального акта (приказа, положения) об организации дистанционного обучения, который определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам. Школа должна вывесить локальный акт на сайт школы для ознакомления.

Следующим шагом является формирование расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Это связано с тем, что занятия проводится с использованием компьютера. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5–6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7–11 классов — 35 минут.

После составления расписания школа информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.

Администрация школа должна обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Родители должны подтвердить выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам документально, то есть написать соответствующее заявление.

Реализация программ посредством электронного обучения может потребовать внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы.

После составления расписания школа информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения),  в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.

Администрация школы должна обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Родители должны подтвердить выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе, то есть написать соответствующее заявление.

Администрация школы может взять на себя организацию ежедневного мониторинга учащихся, непосредственно принимающих участие в образовательном процессе, а также по тем или иным причинам отсутствующих на занятиях.

Электронное обучение, несмотря на всю сложность, является одним из основных способов освоить учебный материал и не отстать от программы в ситуации карантина.

 Дистанционное обучение имеет немало преимуществ:

  • Родители сами устанавливают режим дня своего ребенка. Дети занимаются в комфортном для себя режиме и столько, сколько требуется их ребенку для усвоения материала.
  • Родители имеют возможность контролировать круг общения ребенка. В школе дети нередко подвергаются психологическому давлению сверстников. Это травмирует ребенка и снижает его способности к обучению.
  • На усвоение материала тратится меньше времени, чем в школе. Ведь ребенку обеспечен индивидуальный подход.
  • Если ребенок что-то не поймёт с первого раза, то он сможет легко изучить материал повторно.
  • Для отправки выполненных заданий ученик может использовать многочисленные способы современных дистанционных коммуникаций. Тестирование, промежуточная и текущая аттестации проходят гораздо проще.
  • Такое обучение уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие и уверенность детям.
  • Весь процесс обучения становится технологичным, так как в нем используются новейшие достижения информационных и телекоммуникационных технологий.
  • А так же создаются комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
  • Ну и, конечно же, при дистанционном обучении родители могут быть спокойны за здоровье своих детей.

Однако, не все так просто и радужно, как кажется на первый взгляд, и Вы, коллеги, я думаю, со мной согласитесь.

Подготовка онлайн-занятия требует колоссального времени по отбору, анализу и редакции даже «готового» материала; тестовая проверка знаний по многим предметам малоэффективна, значит, нужно читать сканированные письменные работы с экрана, создавать оценочные критерии.

Классы созданы для работы в кабинете, численность детей не предполагает занятий онлайн хотя бы потому, что количество учащихся не позволяет услышать каждого хотя бы по одному разу за занятие.

Отсутствие нормального визуального контакта между учителем и учащимися, между самими учащимися во время решения сложного задания, как следствие, невозможность деликатно помочь при затруднениях.

 «Современный учитель» просто обязан использовать все новейшие достижения в области образования, в том числе информационные и коммуникационные ресурсы, однако

Конкретные ресурсы обладают ограниченными возможностями по обучению и не контролируют работу учащегося в определённый момент времени занятия, учитель не понимает, чем «прямо сейчас» занят ребёнок.

Возможности, предоставляемые большинством ресурсов, направлены на интерес и любопытство, никак не тренируют волевые усилия (основу любого успешного обучения).

Многообразие возможностей разных ресурсов не позволяет за короткое время оценить их педагогическую целесообразность и использовать эффективно в обучении.

Онлайн-обучение  должно освобождать время для развития педагога и повышения его квалификации, но…

 В период самоизоляции мы все работали  в состоянии стресса от борьбы с техникой, попыток сделать онлайн-занятие не менее эффективным, чем в классе, интенсивных поисков лучших форм работы. И это забирало столько сил и энергии, сколько никакой урок никогда не сможет забрать. А для методической и творческой работы нужно время, силы и спокойная и ясная голова.

Существует мнение, что удалённое обучение более эффективно, чем традиционное.

Многие отмечают, что при дистанционном обучении повысилась успеваемость. Однако, мы не можем объективно оценить степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий. Не исключено, что хорошие оценки – это лишь заслуга родителей.

В условиях удалённого обучения ценность живого человеческого общения многократно возрастает. Дети скучают по своим одноклассникам, по педагогам, и общения по Skype им явно не достаточно.

Наша профессия консервативна и стоит на принципе «не навреди!», но учителя открыты всему новому, в противном случае они просто не могли бы работать учителями современных детей.

Та скорость, с которой большинство из учителей, несмотря на все сложности, перешли на онлайн-формат работы, подтверждает, что они готовы перестроиться.  И именно о таких учителях говорил министр просвещения С.С.Кравцов в своем интервью изданию «Коммерсант» в самый разгар пандемии.

«Я очень благодарен учителям, тем, кто принял этот вызов. Они все включились и приложили все усилия, чтобы не потерять своих учеников. Это дорогого стоит».

С.С. Кравцов (интервью изданию «Коммерсант» 27.04.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на...

Дистанционное обучение в школе. (доклад)

Цели  дистанционного обучения: •      подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;•      подготовка шк...

Дистанционное обучение. Начальная школа.

Возможности обучения в современной школе при невозможности присутствия в учебном заведении..............

статья о дистанционном обучении в школе

статья о дистанционном обучении...

Памятка для родителей (обучение с применением дистанционного обучения) 1 класс

Памятка для родителей (обучение с применением дистанционного обучения) 1 класс...