Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14), Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области «О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерльного государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова) «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Устава МБОУ Купинской школы – интерната №1.
Основы финансовой грамотности – одно из инновационных направлений общеразвивающих программ внеурочной деятельности, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере (вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты использования денежных средств), помочь стать социально адаптированной личностью.
В процессе реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» большое внимание уделяется экономическому воспитанию обучающихся. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начальных классов начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Программа внеурочной деятельности соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………..……………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Цель и задачи общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………..6
- Содержание общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»....................................................................................7
- Планируемые результаты общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………………………..12
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»…………...18
- Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»………………………………………………………..18
- Методические обеспечение общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………….……….…………. 19
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………..19
- Оценочные материалы………………………………………………...…………………...20
Список литературы……………………………………………………………………...….22
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочно деятельности «Основы финансовой грамотности»
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14), Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области «О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерльного государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова) «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Устава МБОУ Купинской школы – интерната №1.
Основы финансовой грамотности – одно из инновационных направлений общеразвивающих программ внеурочной деятельности, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере (вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты использования денежных средств), помочь стать социально адаптированной личностью.
В процессе реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» большое внимание уделяется экономическому воспитанию обучающихся. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начальных классов начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Программа внеурочной деятельности соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Актуальность общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» заключается в построении правильных отношений обучающихся к собственным финансам и финансам своей семьи. Программа ставит своей целью формирование человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, поэтому начало этому процессу должно быть положено, как можно раньше. Реализация данной программы в начальной школе должна стать первой ступенью в формировании правильного отношения к финансовым вопросам. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!
Новизна программы заключается в том, что занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Уникальность заключается в том, что обучающие материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями и особенностями развития обучающихся, включают в себя задачи, практические задания и игры. В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания.
Основные содержательные линии программы:
− деньги, их история, виды, функции;
− семейный бюджет.
Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, литература и окружающий мир. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями и особенностями развития детей, включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения программы формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане
Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Цель:
формирование экономического образа мышления обучающихся (способных адекватно оценивать финансовые ситуации), воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег, их видами и функциями, а также ролью денег в семейной и общественной жизни;
- научить анализировать структуру семейных доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения;
- развивать творческие способности обучающихся, интерес к исследовательской деятельности.
- Содержание общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Содержание программы (Первый год обучения)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика.
Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | - | 4 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 2 | - | 2 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы (2-ой год обучения)
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика».
Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
Тема 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
Тема 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;
Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Знакомство с Бурундуком и компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Торговля | 12 | 4 | 8 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 4 | 2 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 4 | 2 | 2 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы (3-ий год обучения)
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы (4-ий год обучения)
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
- Планируемые результаты освоения общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Результаты 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
– что изучает экономика;
– что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
– отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
– для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
– что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
– что такое маркетинг.
Должны уметь:
– выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
– пользоваться деньгами;
– классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
– определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
– выделять физиологические и духовные потребности;
– виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
– что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
– что такое сделки и посредники; доля посредника;
– для чего нужен график; виды графиков;
– что такое аренда, виды аренды;
– крупные банки страны, функции банков, виды вкладов.
Должны уметь:
– определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
– чертить элементарные графики доходов и расходов;
– отличать настоящие деньги от фальшивых;
– решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
– что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
–что такое акционерное общество, как оно создается;
– почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
– виды рекламы, правила рекламы;
– как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
– налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
– различать качественный и некачественный товар,
– чертить кривую развития экономики,
– определять вид ценной бумаги,
– составлять рекламный текст;
– решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
– что такое акционерное общество, как оно создается;
– почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
– виды рекламы, правила рекламы;
– как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
– налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
– различать качественный и некачественный товар,
– чертить кривую развития экономики,
– определять вид ценной бумаги,
– составлять рекламный текст;
– решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Личностные результаты:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
– развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Обучающийся научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет, определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения, проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» отобрано с учетом возрастных особенностей и особенностей развития обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом (1-2 классы), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Учитывая возрастные особенности и особенностью развития детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
- Комплекс организационно-педагогических условий общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
2.1 Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения:
- мозаика;
- «один — два — вместе»;
- дерево решений;
- мозговой штурм;
- мини-исследование;
- кейс, аукцион.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра;
- образно-ролевые игры;
- проектная и исследовательская деятельность;
- урок-практикум;
- дискуссия, обсуждение.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, нужно обеспечить несколько условий:
- в работу вовлечены все участники;
- используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
- обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
2.2. Методические обеспечение общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для успешной реализации программы используются:
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Учебно-наглядные пособия: демонстрационный материал, методические пособия, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации.
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Промежуточная аттестация:
• викторина;
• тест.
Итоговая аттестация:
• творческая работа;
• проект.
2.4 Оценочные материалы
Система оценивания программы «Основы финансовой грамотности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Виды работы | A | B | C | D | E | F | G | Максимальное количество баллов. |
Тест | ||||||||
Решение задачи | ||||||||
Ролевая игра | ||||||||
Доклад, сообщение | ||||||||
Графическая работа | ||||||||
Список литературы:
1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018
6.Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
7. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для родителей
8. Основные направления развития финансовых технологий на период 2019-2014 гг. Центральный банк РФ, 2018
9. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
10. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
11. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы
1. www.cbr.ru - Банк России
2. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России
3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с финансами»
4. http://moex.com – Московская биржа
5. http://www.asv.org.ru/ - Агентство по страхованию вкладов
6. http://napf.ru/ - СРО НАПФ
7. http://www.naufor.ru/ - СРО НАУФОР
8. http://www.partad.ru/ - СРО ПАРТАД
9. http://www.nfa.ru/ - СРО НФА
10. http://www.raexpert.ru/ - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
11. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Программа внеурочной деятельности социального направленности "100 добрых дел" для 1-3 классов
Программа предназначена для обучающихся 1-3 классов. Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего ...
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Азы финансовой грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности социального направления«Азы финансовой грамотности»...

Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл: "Финансовая грамотность", "Введение в искусственный интеллект", "Разговоры о важном"
Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл...
