Учусь создавать проект
рабочая программа
Проектная деятельность обучающихся-это специально организованная учителем учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_sozdavat_proekt.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области Протокол от 30.08.2019 №1 | ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области Протокол от 30.08.2019 г. № 10-02.07 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области Приказ от 30.08.2019 № 106-01.08 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
1-4 класс
Учитель: В.Ю. Ваулина
Вязьма
2019 г.
Пояснительная записка к рабочей программе
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю продолжительностью по 35-40 минут. 34 занятия с 1 по 4 классы.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Особенности курса «Учусь создавать проект»
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
Модель занятия: все занятия проходят в форме игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.
Организационные формы, применяемые на занятиях:
- работа в парах;
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- самостоятельное выполнение занятий.
Формы проведения занятий:
- игра,
- диалог,
- практикум,
- экскурсия,
- эксперимент,
- опыт,
- исследования,
- игры,
- публичная защита проектов,
- мини-конференция.
Планируемые результаты.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа предусматривает достижение следующих результатов:
- приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям;
- активное использование школьниками метода проектов, самостоятельный выбор тем проекта, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизация и оформление интересующей информации;
- участие школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Личностные результаты:
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности,
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные результаты:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные результаты:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Кто я? Моя семья. | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься Хобби. | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта. | 1 |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. | 1 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
6-7 | Проблема. | 2 |
8 | Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. | 1 |
9 | Цель проекта. | 1 |
10 | Задача проекта. | 1 |
11 | Выбор нужной информации. | 1 |
12 | Интересные люди - твои помощники. | 1 |
13 | Продукт проекта. | 1 |
14 | Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка» | 1 |
15 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
16-17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 2 |
18-19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 |
21-22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 2 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 |
24-25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 2 |
26 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
27 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 |
29 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 |
30 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта. | 1 |
32-33 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 2 |
Всего: | 33 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 |
9 | Цель проекта | |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. | 1 |
19 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point | 1 |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 |
22 | Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 |
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
24 | Тест. | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 1 |
27 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
28-30 | Участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности | 3 |
31 | Рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
33-34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам | 2 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 |
4-5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
6-7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
9 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 1 |
10-12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
13-15 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 |
16 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала | 1 |
17-18 | Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка» | 2 |
19-20 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 2 |
21-22 | Требования к компьютерной презентации Power Point | 2 |
23-24 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР | 2 |
25-26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 2 |
27 | Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 |
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 |
30-34 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 5 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Виды проектов. | 2 |
3-4 | Исследовательски-творческий проект | 2 |
5-6 | Ролево-игровой проект | 2 |
7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 |
9-10 | Информационно-исследовательский проект | 2 |
11-12 | Практико-ориентированный проект | 2 |
13-14 | Монопредметный проект | 2 |
15 | Межпредметный проект | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | 1 |
17 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 |
18 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | 1 |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
20-21 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 2 |
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 |
23 | Типичные ошибки проектантов | 1 |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
25 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | 1 |
26 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | 1 |
27 | Практическая работа | 1 |
28 | Тестирование. Самоанализ | 1 |
29 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 |
30 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 |
31-34 | Твои впечатления от работы над проектом. | 4 |
Всего: | 34 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие для1,2,3,4 классов. - М.,Издательство РОСТ,2012-119с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010,-5 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /
(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -М.: «Народное образование». -2000,№7
Дополнительная литература для учащихся:
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие «Бизнессофт»/ «Хорошая погода»,2007.-159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.2010/RUS/ РС
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...
Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.
Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....
Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова
Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....
Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"
Занятие разработано по программе курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...