Учусь создавать проект
рабочая программа

Ваулина Вероника Юрьевна

 

 

Проектная деятельность обучающихся-это специально организованная учителем учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

Протокол от 30.08.2019 №1

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

Протокол от 30.08.2019 г. № 10-02.07

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

Приказ от 30.08.2019

№ 106-01.08

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

1-4 класс            

Учитель: В.Ю. Ваулина

Вязьма

2019 г.

Пояснительная записка к рабочей программе

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю продолжительностью по 35-40 минут. 34 занятия с 1 по 4 классы.

Цель и задачи программы

        Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.

             Задачи:

  1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Особенности курса «Учусь создавать проект»

                Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую

цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

           Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

           Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

           Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.   Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

           Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

      Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

     Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.  

      Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

      После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.  Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

     Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.

Модель занятия:  все занятия проходят в форме игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.

Организационные формы, применяемые на занятиях:

       -  работа в парах;

-  групповые;

-  коллективные;

-  индивидуальные;

-  самостоятельное выполнение занятий.

Формы проведения занятий:

- игра,

- диалог,

- практикум,

- экскурсия,

- эксперимент,

- опыт,

- исследования,

- игры,

- публичная защита проектов,

- мини-конференция.

  Планируемые результаты.

                Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программа предусматривает достижение следующих результатов:

  • приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям;
  • активное использование школьниками метода проектов, самостоятельный выбор тем проекта, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизация и оформление интересующей информации;
  • участие школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Личностные результаты:

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности,

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

        Регулятивные результаты:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

        Познавательные результаты:

 -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

        Коммуникативные результаты:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование для 1 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.  Выбор темы твоего проекта.

1

4

Как собирать материал. Твои помощники.

1

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6-7

Проблема.

2

8

Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.

1

9

Цель проекта.

1

10

Задача проекта.

1

11

Выбор нужной информации.

1

12

Интересные люди - твои помощники.

1

13

Продукт проекта.

1

14

Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка»

 1

15

Повторение пройденных проектных понятий.

1

16-17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

18-19

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

20

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

21-22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

24-25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

26

Повторение. Давай вспомним.

1

27

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

29

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

30

Тест «Чему я научился?»

1

31

Памятка для учащегося-проектанта.

1

32-33

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

2

Всего:

33

Тематическое планирование для 2 класса

    Тема занятия

Кол-во часов

1

Круг твоих   интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

9

Цель проекта

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

 1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация.

1

19

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

22

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

23

Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24

Тест.

1

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

26

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

27

Играем в ученых. Это интересно

1

28-30

Участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности

3

31

Рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

32

Играем в ученых. Это интересно

1

33-34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

2

Всего:

34

Тематическое планирование для 3 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

4-5

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

6-7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

9

Практическая работа. Создание мини-постера.

1

10-12

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

13-15

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

16

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа.  Создание журнала

1

17-18

Программа МРР.   Дизайн.    Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка»

2

19-20

Фотографии на слайдах.  Работа с фотографиями на слайдах.

2

21-22

Требования к компьютерной презентации Power Point

2

23-24

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР

2

25-26

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

28-29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

2

30-34

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

5

Тематическое планирование для 4 класса

    Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Виды проектов.

2

3-4

Исследовательски-творческий проект

2

5-6

Ролево-игровой проект

2

7-8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

9-10

Информационно-исследовательский проект

2

11-12

Практико-ориентированный проект

2

13-14

Монопредметный проект

2

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

1

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

20-21

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

2

22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

23

Типичные ошибки проектантов

1

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

25

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

1

26

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

1

27

Практическая работа

1

28

Тестирование. Самоанализ

1

29

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

30

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

31-34

Твои впечатления от работы над проектом.

4

Всего:

34

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Для учителя: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие   для1,2,3,4 классов. - М.,Издательство РОСТ,2012-119с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/  

Для обучающихся:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010,-5 с.

3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с.

4.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /

(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с.

5.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -М.: «Народное образование». -2000,№7

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие «Бизнессофт»/  «Хорошая погода»,2007.-159с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.2010/RUS/ РС  

          

Электронные образовательные ресурсы:

        1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...

Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....