"Книжкино царство" общеразвивающая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Мазурина Светлана Адамовна

 Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

          Для  решения данной проблемы создана программа   для учащихся 2-4 классов «Книжкино царство»  в рамках   внеурочной деятельности по ФГОС.

 Цель программы   – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, используя внеурочные формы деятельности.

Программа нацелена на решение следующих задач:

 - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий:  викторины, конкурсы, игры, презентации, литературный журнал, литературный марафон, литературное кафе литературные встречи, литературная гостиная и т.д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Screenshot.png

                            Программа внеурочной деятельности

                                           «Книжкино  царство»

Программа рассчитана на три года обучения

( для учащихся 2-4 классов)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Книжкино царство» для учащихся 2-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.) Программа курса внеурочной деятельности «Книжное царство» Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно- правовых документов и инструктивно-методических материалов:  Нормативные документы (общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта) Федеральный уровень 1 . Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». ФГОС НОО от 6.10.2009г. №373.  Сан Пин 2.4.2.2821- 10 от29.12.2010г. №189.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Феде-рации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года)                                                                             Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

 Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

          Для  решения данной проблемы создана программа   для учащихся 2-4 классов «Книжкино царство»  в рамках   внеурочной деятельности по ФГОС.

   

 Цель программы   – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, используя внеурочные формы деятельности.

Программа нацелена на решение следующих задач:

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Формы работы с книгой разнообразны. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий: 

  • викторины,
  • конкурсы,
  • игры,
  • презентации,
  • литературный журнал,
  • литературный марафон,
  • литературное кафе
  • литературные встречи,
  • литературная гостиная и т.д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Ведущие принципы программы

 «Книжкино царство».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

 Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа реализуется в течение 3 лет (102 часа) во внеурочной деятельности.

 

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

         Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Тематическое планирование занятий

внеурочной деятельности «Книжкино царство»

1год (34 часа)

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

№ п/п

Тема

Количество часов

Элементы содержания

Форма проведения занятия

Теория

Практика

1.

Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

1 ч.

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат»

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Фотовыстав-

ка «Мой первый день в школе»

2.

Сказки о животных«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»

1 ч.

В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок»

Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

Разыгрыва-ние сказки по ролям.

3.

Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.

1 ч.

Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.

Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

Составление классного

сборника загадок

4.

Учись дружить.

1 ч.

Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»

Найти пословицы о дружбе и друзьях

Мозговой штурм «Учись дружить».

5.

Здравствуй, осень!

1 ч.

М. Пришвин «Листопадничек»

Подготовка рисунков «Осень в моём городе»

Устный журнал

« Осень в моём городе»

6.

Худому делу - худой конец.

1 ч.

Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,С.Баруздин «Кляксы»,В.Берестов «Змей – хвастунишка»

Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

Разыгрыва-ние сказки

С.Михалков «Аисты и лягушки»

7.

Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!...

1 ч.

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.

Подготовить выразительное чтение стихотворений  о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»

 Составление рисованного

диафильма к произведе-нию

«Сказка о громком барабане»

8.

Весёлые стихи.

1 ч.

Д.Хармс « Иван Торопышкин»,Э.Мошковская «Хитрые старушки», С.Маршак «Пудель», «Багаж»

Работа с иллюстрациями к произведениям,  художники – иллюстраторы

 Придумать и нарисовать

свою обложку книги к

понравившемуся

произведению

9.

«На ярмарке»

1 ч.

Малые фольклорные жанры.

Выучить потешку, считалку,небылицу.

Конкурс на лучшего

чтеца скороговорок

10.

Сказки о животных

Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце

1 ч.

В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»

Сочинение сказки о неживом предмете

( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

Оформление и выбор сказок

для создания классного

 сборника «Сказки о …»

11.

Рассказы о животных.

Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»

1 ч.

М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»

Принести картинки, иллюстрации,

фотографии с изображением птиц нашего города.

Беседа и рассуждение по

прочитан-ному, составление

памятки «Учись наблюдать»

12.

Забавные стихи

Не любо – не смейся, а другим не мешай.

1 ч.

А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки»

Выбор отрывка для заучивания наизусть.

Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки

«Бережного  отношения  к книге»

13.

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь.

1 ч.

Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Сочинить стихи о своих друзьях

Читательская конференция

«Приключения Незнайки и его

друзей»

14.

Рассказы и стихи о подвигах

1 ч.

М. Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка»

Характеристика поступка, героев.

Беседа-диспут.

15.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло

1 ч.

Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

Сочинить рассказ о случае с вашей кошкой.

Фото- выставка «Мои

четвероногие друзья»

с комментариями

16.

Сказки о настоящей дружбе.

1 ч.

Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!»

Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.

Оформление плаката

«Настоящий друг

17.

О героизме и трусости Слава греет – позор жжет

1 ч.

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»

Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.  

Составление советов для тех,

кто хочет быть храбрым.

18.

Жизнь дана на добрые дела.

1 ч.

Б. Житков «Помощь идет» Е. Пермяк « Пичугин мост»

Составление рассказа о своём добром поступке.

Разгадывание кроссворда

« О героях храбрецах»

19.

Произведения о ребятах – сверстниках.

1 ч.

Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу», Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.

Оформление выставки книг  

«Товарищам детям»

20.

Родину – мать учись защищать.

1 ч.

А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

Подобрать пословицы и поговорки  о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

Инсценирование отрывка

из сказки А.Гайдара овоенной

тайне

21.

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

1 ч.

Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме», Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки»

Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)

Подготовка к празднику

22.

Книги о ребятах и их делах.

1 ч.

А.Барто « Было у бабушки 40 внучат», С.Маршак «Чижи»

Выбор для себя роли в инсценировке

Собрать книги в уголке чтения,

которые нуждаются в ремонте, и

поработать «доктором» в

«книжкиной больнице»

23.

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

1 ч.

Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ

Литературная игра «Почемучка»

24.

Басни дедушки Крылова.

1 ч.

 Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Игра – «Угадай»

(узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрирована)

25.

Весна, весна на улице, весенние деньки!

1 ч.

Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?»,  Э. Шим «Чем пахнет весна».

Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.

Составление устного журнала

«Весна, весна на улице…»

26.

Знай и люби родную природу!

1 ч.

Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка»

Пересказ по плану.

Работа с толковыми словарями

 Ожигова, Даля

27 - 28

Произведения о растениях

Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.

Э.Шим «Неслышные голоса», Н.Павлова« Живая бусина»

2 ч.

Выделение ключевых эпизодов произведений.

Создание рисованного

диафильма «Живая бусина»

29.

Сказки народов моего города.

1 ч.

Татарские, чувашские, русские  народные сказки.

Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформлением.

Составление «сказочного словаря».

30.

Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

1 ч.

Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»

Составление вопросов по произведению.

Игра «Вопрос-ответ»

31.

Габдулла Тукай для детей

1 ч.

Книги и произведении Габдуллы Тукая

Особенности оформления книг татарского писателя.

Выбор стихотворений для выразительного чтения.

Оформление выставки книг. Выбор стихотворений для выразительного чтения.

32.

Обобщающее занятия

1 ч.

Подготовка к КВН

Подготовка к театрализованому

представлению

33.

Обобщающее занятие с родителями

1 ч.

Проведение праздника с обобщением полученных знаний.

КВН  «Папа, мама, я – читающая

семья»

34.

Итоговое занятие

1 ч.

Подведение итогов. Оценка деятельности

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.

Оформление уголка летнего чтения.

В результате реализации программы учащиеся получат возможность научиться:

                   знать/понимать

•       названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;

         уметь

•       читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета         скорости);   определять тему и главную мысль произведения;

•       пересказывать текст;

•       делить текст на смысловые части, составлять его простой  план;

•       составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст,          оценивать события, героев произведения;

•       читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

•       создавать небольшой устный текст на заданную тему;

•       приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

•        различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

•       различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация, аннотация);

                  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    

         повседневной жизни  для:

•       самостоятельного чтения книг;

•       высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

•       самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам;

•       работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).  

2год (34 часа)

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

№ п/п

Тема

Количество часов

Элементы содержания

(и предлагаемая для использования литература)

Форма проведения занятия

Теория

Практика

1.

Стихотворные сказки

1 ч.

П.Ершов «Конёк – горбунок»

А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

Особенности стихотворных сказок,

Сравнение сказок разных авторов.

Чтение отрывков по ролям с

элементами инсценирования

2.

Детские энциклопедии

1 ч.

Энциклопедии  о растениях, животных, географии, истории и т.д.

Особенности энциклопедических публикаций

Создание энциклопедии

школьных принадлежностей

3.

Стихи о природе. Страницы русской классики.

1 ч.

Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

Сочинение синквейна о лете.

4.

Рассказы современных писателей о детях

1 ч.

Т.Лихоталь «Синяк»,

 Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано» 

Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского

Игра «На кого похож?»

5.

Волшебный мир сказок Бажова

1 ч.

П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

Выделение особенностей уральских сказаний.

Викторина «Малахитовая шкатулка»

6.

Произведения о тех, кто трудится

1 ч.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело"    Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Суд над ленью (судья, адвокат,

защитник, свидетели)

7.

Книги о природе и человеке

1 ч.

М.Пришвин «Гаечки»

Р.Киплинг «Маугли»

Б.Житков «Мангуста»

Деление произведения на смысловые части.

Озаглавлива-ние частей.

8.

Рассказы о животных

1 ч.

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака»

Чувства, эмоции героев и  читателей.

Сочинение стихотворения «Я….»

(Словами «Я» начинается каждая

нечетная строка)

9.

Книги о ребятах и их делах

1 ч.

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Работа по иллюстрациям, выборочный пересказ.

Игра «Сопоставле-ние»

10.

Произведения о долге и храбрости

1 ч.

И. Тургенев «Капля жизни»

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

Решение кроссворда

11.

Произведения о мамах и детях

1 ч.

А.Милн «Непослушная мама»

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения

Работа над интонацией

12.

Сказки  о приключениях детей

И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица» Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту

Викторина

«Угадай ответ»

13.

Весёлые истории

1 ч.

М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» Особенности произведений юмористического жанра.

Творческая мастерская.

Рисуем диафильм.

14.

Сказки народов разных стран

1 ч.

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

Особенности арабских сказок

Решение кроссвордов

15.

Книги о дружбе и взаимопомощи

1 ч.

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»,  В. Дуров «Наша Жучка»                  Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий.

Сочинение «Мой четвероногий друг»

16.

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.

1 ч.

Е.Чарушин,   В. Голявкин  Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.

Конкурс рисунков

17.

Как рождается герой

1 ч.

Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»

Темп чтения, передача настроения голосом.

Конкурс на лучшего чтеца

18.

Люби живое

1 ч.

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

Защита детских презентаций

19.

По страницам детских журналов

1 ч.

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении

Игра «Здравствуй-те,

добро пожаловать»

20.

Учусь сочинять

1 ч.

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие

Коллективное сочинение

стихотворения

21.

Твоя книжная полка

2 ч.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»

Подготовка к КВН

22.

КВН « С героями Н.Носова»

23.

Страна Фантазия

2 ч.

Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»                         Анализ произведения. Подготовка вопросов.

Подготовка иллюстраций к игре

 Угадай произведение

24.

Игра« Угадай произведение»

25.

Муса Джалиль о любви  к Родине.

1 ч.

Стихотворения Мусы Джалиля  «Зима», «Чулпан».

Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре.

Конкурс чтецов

26.

Разножанровые произведения о ратных подвигах  родного народа

1 ч.

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

История на страницах художественных произведений.

Экскурсия к памятнику воинам ВОВ

27.

Зарубежные писатели детям

1 ч.

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок»  Э.Браун «Сипсик»    Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»                     Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д.

Соревнова-ние «Кто лучше знает

Карлсона»

28.

Мифы и легенды древней Греции

1 ч.

Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. Сравнение  жанра «Мифы» со сказкой.

Викторина «Я миф или сказка?»

29.

Книги, которые надо читать долго

1 ч.

А. Волков «Волшебник изумрудного города» Особенности чтения книг большого объёма. Подготовка рисунков, вопросов, инсценирование эпизода

Подготовка к турниру

30.

1 ч.

Командный турнир

«Изумрудный город»

31.

Театр и литература

1 ч.

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка. Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

Чтение отрывков по ролям.

Викторина по произведению занятия

32.

Обобщающее занятие

1 ч.

 Подготовка вопросов к КВН

КВН « В стране Читалии»

33.

Обобщающее занятие с родителями

1 ч.

Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса.

«Литературная гостиная»

34

Итоговое занятие.

1 ч.

Подведение итогов. Оценка деятельности

Оформление уголка летнего чтения

3год (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Элементы содержания

(и предлагаемая к чтению литература)

Форма проведения занятия

Теория

Практика

1-2

О чём рассказывают журналы?

2 ч.

Детская периодическая печать:журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист»

Составление устного журнала.

3

«Где, что, как и почему?»

1 ч.

1 ч.

Книги-справочники, энциклопедии Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю.

Обобщение сведений о

книгах-справочниках.

4

Викторина

«Заседание научного общества»

5

«Вчера и сегодня»

1 ч.

1 ч.

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.

Выделение из прочитанных книг

 особенно интересных сведений из

науки и техники.

6

Защита детских презентаций

7-8

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

1 ч.

1 ч.

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Знакомство с аннотированным

рекомендательным указателем книг

«Литературная гостиная.

В памяти на века»

9-

10

«Из истории нашей Родины»

2 ч.

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. Рассказы и очерки о героях наших дней

Литературный журнал

«Я прочитал эту книгу»

11-

12

«В путь, друзья!»

2 ч.

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.

Подготовка и проведение литературного

марафона «В путь, друзья!»

13-

14

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

1 ч.

1 ч.

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

Оформление аннотированных карточек

 по данному изданию.

Викторина «Гайдар и его произведения»

15-

16

«Родные поэты».

2 ч.

Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:

 В. Жуковский,        

К. Рылеев,  

 Е. Баратынский,    

А. Кольцов,          

 М.Лермонтов,        

Н. Огарев,              

 Н. Некрасов,          

С. Дрожжин и др.

Литературная игра «Знаешь ли ты

поэтов-классиков?»

Конкурс чтецов

17-

18

«Творцы книг»

2 ч.

Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.

Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.

Коллективная презентация «Творцы книг»

(приключенческий жанр)

19

«Бороться и искать…

1 ч.

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

Викторина «Найди сокровища»

20

«…найти и не сдаваться!»

1 ч.

Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

Викторина «Тайна третьей планеты»

21-

22

«Ступеньки мудрости»

1 ч.

1 ч.

Сказки Леонардо да Винчи

Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации

Выделение из прочитанных книг

особенно интересных сведений,

мудрых советов.

Презентация «Ступеньки мудрости»

23-

24

«От благодарных читателей»

1 ч.

1 ч

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим.

Составление характеристики главных

героев

Составление диафильма по одному из

произведений.

25-

26

«Современные писатели - детям»

2 ч.

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества.

Самопрезентация «Книга, которую

советую вам прочитать»

27-

28

«Мечты в рассказе М. Москвиной»

1 ч.

1 ч.

М. Москвина «Моя собака любит джаз» Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

Анализ произведения.

Заседание литературного кафе.

29-

30

«С моей книжной полки»

2 ч.

В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»

Составление заданий по данным

произведениям (вопросы, кроссворды,

ребусы)

Литературная игра «Ты мне, я тебе»

31-

32

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

1 ч.

1 ч.

Контрольно-установочное занятие. Нацеливание на самостоятельное чтение

Составление читательских планов на

будущее.

Путешествие по выставке книг

«В помощь юному читателю»

33-

34

Итоговое занятие

1 ч.

1 ч.

Подведение итогов. Оценка деятельности

Составление списка для летнего чтения с

учётом степени усвоения прочитанных

произведений.

Соревнование «Я лучший читатель»

Ожидаемые результаты реализации программы

Ученик получит возможность научиться:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Ожидаемый  результат деятельности:

В ходе реализации программы «Книжкино царство» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Личностные универсальные учебные действия

  • устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию     литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, собственное сочинение, инсценировка);
  • эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений;
  • осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
  • умение объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку

 

Регулятивные универсальные учебные действия

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

                        Материально-техническое обеспечение программы

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.    Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

2.    Л.А. Ефросинина  «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. -  «Вентана Граф», 2011

3.    Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

4.    Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008

5.    Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007

6.    Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008

7.    Сборник программ внеурочной деятельности.  Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011

8.    Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

9.    Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

 М-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011

Технические средства обучения

-Компьютер

-Принтер

Экранно-звуковые пособия (включая цифровые образовательные ресурсы)

1.  Презентации, соответствующие содержанию обучения.

2.Интернет-ресурсы с литературными презентациями 

Оборудование класса

Столы двухместные с комплектом стульев.

-Стол учительский

-Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий