Дорога добра
материал

Программа кружка «Дорога добра» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_doroga_dobra_4_klass.docx419.49 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\eMachines\Desktop\Аттестация\IMG_20211013_131638.jpg

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога добра» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области,

Общая характеристика внеурочной деятельности:

        Программа кружка «Дорога добра» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

        В программе заложены следующие принципы: социально полезная направленность

деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой»

характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

        ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

        коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

        коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

        общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

        Самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М– “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. И приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

        Доброта – это чувство, причѐм, быть может, самое древнее человеческое чувство на

земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлѐнное слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.

        Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях?

Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всѐѐще недобрый век? Поэтому встал вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность.         Программа предполагает создание условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.

        Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегдаудаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

        

Цель программы:создание условий для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

  • воспитыватьтрудолюбие;
  • формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • укреплять у младшего школьника позитивную нравственную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
  • формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

Возраст детей –10-11 лет (4 класс)

Срок реализации программы 1 год

        Программа «Дорога добра» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год – 4 класс.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

- выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности;

- формирование понимания значимости здорового образа жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья;

- привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности, уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

- формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация проектов.

Учебно-тематический план

п/п

Направление работы, темы

Всего

Количество      часов

Теория

Практика

Социальное проектирование (7часов)

1

Спешите делать добро.

2

1

1

2.

Здоровое питание.

2

2

3.

Очень важно соблюдать режим.

1

1

4.

Настроение и здоровье.

2

2

Спортивно-оздоровительное (6часов)

5.

Игры моего народа.

1

1

6.

Во что играли наши деды?

1

1

7.

Игры народов мира.

1

1

8.

Откуда к нам пришла олимпиада?

1

1

9.

Быстрее, выше, сильнее

1

1

10.

Здоровье в наших руках.

1

1

Гражданско-патриотическое (5часов)

11.

Мои права и обязанности.

1

1

12.

Как поступить?

1

1

13.

Наша милая Родина.

1

1

14.

Знай и люби свой край.

1

1

15.

Никто не забыт и ничто не забыто.

1

1

Художественно-эстетическое (5часов)

16.

Тестопластика.

1

1

17.

Рисование на стекле.

1

1

18.

У природы нет плохой погоды

1

1

19.

Любуемся красотой.

1

1

20.

Мамины помощницы.

1

1

Общественно-полезное (5часов)

21.

Тепло наших рук.

1

1

22.

Летите голуби, летите.

1

1

23.

Глаза – зеркало души.

1

1

24.

Терпенье и труд – все перетрут.

1

1

25.

Важно быть добрым.

1

1

Духовно-нравственное (6часов)

26.

Салют, Победа!

1

1

27.

Для чего нужна религия

1

1

28.

Быть полезным людям.

1

1

29.

Друг познается в беде.

1

1

30.

Мир моих увлечений.

1

1

31.

Я и другие

1

1

               ИТОГО:

34 ч

7

27

Содержание курса внеурочной деятельности

        Теоретические знания:Знакомство с видами религий в нашей стране, определение увлечений обучающихся.История возникновения Олимпийских игр.Права и обязанности ребенка. Определение внутреннего состояния человека по глазам, помощь ближним. Выбор темы проекта, этапы деятельности.

        Практическая часть: Знакомство с героями Великой Отечественной войны. Конкурс стихотворений на тему: «Салют, Победа!». Игры моего народа, игры народов мира, эстафеты, викторины. Подбор материала, организация и проведение игр, подготовка наград, награждение победителей.Святыни родного края. Поздравление ветеранов. Путешествия, психологические игры.Творческая самореализация учащихся: мастерские, конкурс рисунков, праздник. Час творчества, тестопластика. Сбор пословиц о труде. Помощь птицам. Операция «Важно быть добрым».Создание и защита проектов о добре, о здоровом питании, о настроении, от которого зависит здоровье.

Формы работы и контроля

        Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

        Формой контроля являются  викторины, изобразительные работы, выставки.

     Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Дорога добра»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика"Кто прав ?"

Методика " Кто Я"

(модификация методики Куна)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная

«Я – Концепция», Методика «Календарь полезных дел»

(Л.И. Понизовская)________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Диагностика сформированности

умения работать по правилу.

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Диагностика обследования сформированности работать по образцу «Домик».

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 Задания "Рукавички"(Г. А. Цукерман)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Литература для учителя:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,

П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010

2. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

3. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и

возрастные особенности). - Минск, 2000г.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010

6. Программа воспитания и социализации

7. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998

8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -

№9.

9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в

начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

Литература для учащихся:

1. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. В. Осеева «Плохо».

3. В.Катаев «Цветик-семицветик»

4. Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

5. К. Чуковский «Айболит».

6. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

7. Русские народные сказки.

Технические средства обучения:

  1. компьютер,
  2. медиапроектор
  3. экран

Ожидаемые результаты:

 рост социальной и общественной активности;

 повышение стремления к общению;

 появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам

окружающей жизни;

 формирование зрелой гражданской позиции;

 формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных

взглядов и убеждений, наций, религий.

Календарно – тематический план

п/п

Тема занятия

Форма работы

Сроки проведения

план

факт

1

Спешите делать добро.

проект

04.09

2.

Спешите делать добро.

проект

11.09

3.

Здоровое питание.

работа в группах

18.09

4.

Здоровое питание.

защита работ

25.09

5.

Очень важно соблюдать режим.

индивид.работа

02.10

6.

Настроение и здоровье.

поисковая деятельн.

16.10

7.

Настроение и здоровье.

конкурс плакатов

23.10

8.

Игры моего народа.

спортивное меропр.

30.10

9.

Во что играли наши деды?

разучивание игр

06.11

10.

Игры народов мира.

подвижные игры

13.11

11.

Откуда к нам пришла олимпиада?

заочное путешествие

27.11

12.

Быстрее, выше, сильнее.

эстафета

04.12

13.

Здоровье в наших руках.

викторина

11.12

14.

Как поступить?

психологическая игра

18.12

15.

Мои права и обязанности.

беседа

25.12

16.

Наша милая Родина.

виртуальная экскурсия

15.01

17.

Знай и люби свой край.

просмотр фильма

22.01

18.

Никто не забыт и ничто не забыто

поздравл. ветеранов

29.01

19.

Тестопластика.

час творчества

12.02

20.

Рисование на стекле.

мастер-класс

19.02

21.

У природы нет плохой погоды.

фотовыставка

12.03

22.

Любуемся красотой.

конкурс рисунков

12.03

23.

Мамины помощницы.

конкурс

05.03

24.

Тепло наших рук.

трудовая деятельность

19.03

25.

Летите голуби, летите.

операция «Забота»

26.03

26.

Глаза – зеркало души.

устный журнал

02.04

27.

Терпенье и труд – все перетрут.

знакомство с пословиц.

09.04

28.

Важно быть добрым.

операция «Забота»

23.04

29.

Салют, Победа!

конкурс стихов

30.04

30

Для чего нужна религия.

беседа

07.05

31.

Быть полезным людям.

КТП

14.05

32.

Друг познается в беде.

круглый стол

21.05

33

Мир моих увлечений.

презентации, доклады

28.05

34

Я и другие.

круглый стол

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...