Работа с текстом методом приёма СДО
методическая разработка (4 класс)

В работе представлены приёмы работы над текстом, используя метод СДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_metodom_sdo.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект диагностических материалов

ФИО разработчика: Котелкова Е. В.

Учебная дисциплина: Окружающий мир, 3 класс

Время, отводимое на выполнение работы: 45 минут.

Состав комплекта: текст «человек-разумное существо », информация об источнике текста; таблица 1 – «Задания к тексту»; таблица 2 – «Особенности заданий диагностической работы по ЧГ», таблица 3 – «Критерии оценивания результатов выполнения диагностической работы».

Человек — разумное существо

Человек —  часть живой природы. Как и другие живые существа, он дышитпитаетсярастётразвиваетсядаёт потомство. Как животным и растениям, человеку необходимы тепловоздухводапища.

 

Учёные утверждают, что предками человека были млекопитающие, похожие на обезьян. Поэтому человек имеет много общего с животными. Но в отличие от животных человек мыслит, обладает речью, трудится. Человек — разумное существо.

 

Благодаря своему разуму люди изучают природу, раскрывают всё новые и новые её загадки. Люди способны изменять окружающий мир, создавать то, что в природе не существует. Они построили заводы, дома, дороги, придумали телефоны, компьютеры, космические корабли. Люди рисуют картины, снимают фильмы, пишут книги.

 

Разум человека связан с головным мозгом. Головной мозг человека намного сложнее мозга животных. Мозг управляет слаженной работой всех наших органов, приводит тело в движение. Он хранит наши знания, позволяет думать и чувствовать.

С работой головного мозга связана и духовная жизнь человека, его внутренний мир — переживания (радость, сочувствие), особенности характера (общительность, трудолюбие), человеческие качества (отзывчивость, уважение к чужому мнению).  

 

Внутренний мир человека изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука).

Человек —  существо прямоходящее. Уже первобытные люди передвигались на двух ногах. Хождение на двух конечностях освобождает руки для разных действий. Руки человека способны выполнять разную работу: шить, писать, вязать, решать, пилить и многое другое.

 

Человек —  существо общественное. Люди давно поняли, что прожить в одиночку невозможно. Совместный труд (когда трудятся все вместе) облегчал людям жизнь, помогал находить пищу, сплачивал людей.

 

Каждое животное познаёт окружающий мир. Но только про человека мы можем сказать, что он познаёт окружающий мир осознанно. Человек не только наблюдает за происходящими вокруг него событиями, но и старается установить законы их протекания.

 

Любой процесс познания состоит из нескольких последовательных этапов. Принято выделять четыре ступени познания.  

Восприятие — это способность видеть, слышать, чувствовать запахи.

Восприятие обеспечивается работой наших глаз, ушей и других органов чувств, которые получают информацию о том, что происходит вокруг, и посылают в головной мозг.

Память — это способность сохранять информацию.

Память позволяет накапливать разные знания и в нужный момент их использовать.

Мышление — это способность анализировать полученную информацию.

Мышление позволяет человеку делать выводы, находить закономерности.

Воображение — это способность представлять себе то, что в настоящий момент человек не наблюдает.

Благодаря воображению человек может представить себе то, что написано в книге, или то, что находится очень далеко от него. Воображение помогает создавать что-то новое: нарисовать картину, придумать прибор, построить дом.

  

Все ступени познания связаны между собой и работают вместе. Благодаря им человек познаёт мир, трудится и творит.

Задание

Предполагаемый ответ

Критерии оценивания задания

1.

Среди признаков, характеризующих человека, найти и указать только те, которые являются существенными (свойственными всем людям) – родовым и видовыми, входящими в состав определения понятия «человек».

Признаки, характеризующие человека:

- он дышитпитаетсярастётразвиваетсядаёт потомство

-человеку необходимы тепловоздухводапища. -человек мыслит, обладает речью, трудится.

 -человек — разумное существо.

 

-построили заводы, дома, дороги, придумали телефоны, компьютеры, космические корабли.

 -люди рисуют картины, снимают фильмы, пишут книги.

Родовой признак человека – часть живой природы.

 Видовые признаки – человек мыслит, обладает речью, трудится.

По 1 баллу за каждый верный существенный признак;

макс. 3 балла

2.

Найти в тексте  отличия человека, отразить их классификацию в виде логической схемы, указав не только виды, но и критерии деления для каждой группы видов

Прямоходящее существо - физическое отличие

Общественное – социальное

Познавательное-интеллектуальное

3 балла за верное оформление схемы (виды сгруппированы в соответствии с указанными критериями; стрелки выходят из одной точки);

По 1 б. за каждый верно указанный пример видов (3 б.);

макс. 6 баллов

3.

Пользуясь информацией, изложенной в тексте, сравнить человека и животных по каждому критерию, указанному вами в схеме, найти их основные отличительные признаки. Результат сравнения оформить в виде суждений по карточке № 3. Написать не менее 3 суждений

Варианты суждений:

1. По сравнению с животными, человек прямоходящее существо

2. Если животные издают звуки,  то у человека есть речь.

3. В отличие от животных, у человека есть разум

По 2 б. за каждое верно сформулированное суждение, содержащее отличительные признаки видов (6 б.);

если суждение сформулировано некорректно, но признак отличия верный – по 1 баллу;

макс. 6 баллов

4.

Опираясь на факты из текста, ответить на вопросы-суждения, используя любые виды суждений или логическую цепочку суждений:

А. Чем объяснить, что человек обладает разумом?

В. Вследствие чего человек общественное существо?

С. В каком случае человек  стал прямоходячим?

А. Разум человека связан с головным мозгом. Головной мозг человека намного сложнее мозга животных. Мозг управляет слаженной работой всех наших органов, приводит тело в движение.

В Человек —  существо общественное. Люди давно поняли, что прожить в одиночку невозможно. Совместный труд (когда трудятся все вместе) облегчал людям жизнь, помогал находить пищу, сплачивал людей.

С. Хождение на двух конечностях освобождает руки для разных действий. Руки человека способны выполнять разную работу: шить, писать, вязать, решать, пилить и многое другое.

По 2 балла за каждый верно сформулированный ответ, опирающийся на факты, изложенные в тексте;

макс. 6 баллов

5.

Сформулировав дедуктивное умозаключение, ответить на вопрос-суждение: «Как доказать, что третьеклассник является разумным существом?»

Ответ-умозаключение:

Все третьеклассники – люди, а третьеклассник-человек, человек - существо разумное, следовательно, третьеклассник существо разумное.

3 балла за верно сформулированное умозаключение;

если посылки в умозаключении сформулированы другим высказыванием (не так, как в образце), но сущность выражена правильно, умозаключение считается верным;

макс. 3 балла

6.

Найти в тексте информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Записать не менее двух примеров установленной причинно-следственной связи по образцу:

Причина – …. ; следствие – … 

Варианты ответов:

  • Причина – плохое зрение; следствие – нарушение зрительного восприятия
  • Причина – плохой слух; следствие – нарушение слухового восприятия
  • Причина – плохая  память; следствие-трудности с запоминанием

По 2 балла за каждую верную пару фактов из текста, отражающих причинно-следственные связи;

макс. 4 балла

7.

Написать рассуждение, объясняющее противоречие, обнаруживаемое в содержании текста: «Животные познают мир, у них есть слух, зрение, осязание и обоняние, также  как и человека, но почему только человека можно назвать существом разумным?

В рассуждении можно опираться не только на информацию из прочитанного текста, но и имеющиеся знания

Структура текста должна соответствовать тексту-рассуждению:

– введение (исходный тезис или противоречие из формулировки задания),

– основная часть (приведённые аргументы),

– вывод.

Могут быть использованы знания из различных областей, но они должны соответствовать теме рассуждения. Допускаются образные высказывания и различные риторические приёмы. Высказывания должны быть без нарушений норм литературного языка

2 балла – структура текста соответствует тексту-рассуждению;

2 балла – приведённые аргументы являются убедительными и достаточными для доказательства тезиса;

2 балла – язык текста-рассуждения не содержит речевых нарушений (1 балл, если допущены 1–2 речевые ошибки; 0 баллов – более 2 речевых ошибок);

макс. 6 баллов

Всего

35 баллов

Примечание. В таблице 2 используются следующие сокращения: ВО – задание с выбором ответа из предложенных вариантов, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом.

Таблица 2. Особенности заданий диагностической работы по ЧГ

№ задания

Тип задания

Группа  читательских умений

Конкретные проверяемые читательские умения

Проверяемые логические умения

1

ВО

3 – критический анализ и оценка информации

анализ изучаемых объектов

2

РО

1 – поиск информации и понимание текста (прочитанного);

2 – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;

4 – использование информации из текста для различных целей

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте

текста;

 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Определять наличие/отсутствие информации;

– деление понятия на виды;

– выявление критерия, позволяющего разделить понятие на виды;

– отражение объёма понятия с помощью классификационной схемы;

– демонстрация конкретных примеров каждого вида понятия;

– распознавание общих, особенных, единичных понятий

3

РО

1 – поиск информации и понимание текста (прочитанного)

2 – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте

текста;

Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации

 

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

– сравнение изучаемых понятий, выявление их общих и отличительных признаков;

– формулирование суждений

4

РО

1 – поиск информации и понимание текста (прочитанного)

2 – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте

текста;

Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации

 

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

– формулирование ответа на вопрос в виде суждений;

– выявление причинно-следственных связей

5

РО

1 – поиск информации и понимание текста (прочитанного)

2 – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте

текста;

Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации

 

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

– распознавание существенных и несущественных признаков понятий;

– поиск необходимого количества аргументов для доказательства;

– формулирование доказательства в виде дедуктивного умозаключения

6

КО

1 – поиск информации и понимание текста (прочитанного)

2 – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

 Понимать назначение структурной единицы текста

. Оценивать полноту, достоверность информации

 

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

– выявление причинно-следственных связей

7

РО

4 – использование информации из текста для различных целей;

3 – критический анализ и оценка информации

 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

– построение текста-рассуждения;

– определение текстового субъекта и его предиката(ов);

– поиск необходимого количества аргументов для доказательства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".

Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...