«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в разделе программы «гимнастика»
статья

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».  Гиппократ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_docx.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 2018 году

НОМИНАЦИЯ

«Творческий потенциал учителя физической культуры

при проведении учебной работы» 

(1 группа)

Автореферат

«Использование здоровьесберегающих технологий

на  уроках физической культуры в разделе программы «гимнастика»

Никитина Юлия Николаевна,
учитель физической культуры,
ГБОУ средней общеобразовательной  школы №382

Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

                                                            2018 г

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».  Гиппократ

Здоровье человека – основная ценность, собственно  в школьном возрасте закладываются основные принципы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Но, к сожалению, годы обучения в школе, не создают условий для улучшения здоровья. Не случайно состояние здоровья детей  вызывает  тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения  в школе это количество возрастает. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту  психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов  и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

 В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе, это должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

    Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

 Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься  физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение  учащихся и их родителей;
  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания

1) На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.  Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.  На уроках  практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении  различных упражнений  объясняю детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил  соблюдения здорового образа жизни. В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком и др. Учу детей правильному дыханию.

2) Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки.  Использую  физические упражнения,  которые направлены не только на физическое развитие детей,  но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп,  шишкам,  канату  укрепляет и развивает мышцы стопы  и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3) Использую современные средства физического воспитания. В решении важнейших задач по физическому развитию детей младшего школьного возраста одним из эффективных средств является гимнастика, с ее практически неограниченными возможностями, обусловленными рядом факторов и, прежде всего, огромным числом возможных упражнений, а также простотой и доступностью организации занятий, почти не требующих сложного и дорогостоящего оборудования. Можно сказать, что гимнастические упражнения являются универсальным средством повышения общей физической подготовленности ребенка. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений.
         Отнести то или иное упражнение к разряду гимнастических можно, прежде всего, при проявлении координационных или иных двигательных  способностей в условиях строгой регламентированной программы движений.

Благодаря стандартной программе движений, создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К особенностям гимнастики, позволяющим использовать ее в качестве средства физического воспитания школьников, относится:

  1. Разностороннее воздействие на организм.

Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата, на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом.

  1. Разнообразие упражнений и средств гимнастики.

Уникальность гимнастики заключается в практически неограниченном количестве средств разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности.

  1. Избирательное воздействие упражнений.

Часто возникающие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма, возможно решить подбором гимнастических упражнений и методикой их использования. Например, это успешно используется в коррекционной работе.

  1. Регулирование нагрузки в занятиях.

Оно осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменением темпа, применяя отягощения и другое.

  1. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,

применение одних и тех же упражнений в различных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятия в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений.

Урок физической культуры у детей младшего школьного возраста должен проходить в доступной форме. Вначале педагог сообщает сведения о необходимости последовательности упражнений разминки, оказывающих разностороннее влияние на организм. Важно стремиться к осознанию ребенком полезности регулярного занятия физической культурой, развивать осознанное желание участвовать в ней, как в любимой игре. Поэтому урок в начальной школе должен проходить живо, увлекательно и весело, радовать ребят. В младшем школьном возрасте в основном закрепляются навыки элементарных движений отдельных частей тела: сгибание и разгибание, вращение, повороты, наклоны. В этих простых движениях достигается хорошая согласованность действий всего класса, одновременное начало и окончание упражнения, следуя определенному счету учителя.

Сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств учащихся и двигательных способностей; формирование навыков самоконтроля, самопознания, самостраховки, взаимопомощи; расширение двигательного опыта, посредством использования и освоения физических упражнений; воспитание волевых качеств обучающихся, развитие их творческих способностей возможно через занятия акробатикой.

В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала  по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спорта. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.

В начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.

Не будет откровением утверждение, что многие учителя физической культуры не жалуют акробатику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс некоторые другие моменты, из-за которых не используется с достаточной эффективностью это ценнейшее средство разностороннего воздействия на занимающихся.  Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. Применение акробатики  позволяет разнообразить содержание, структуру и организацию урока, оценить результаты педагогического воздействия на учащихся, своевременно вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию. Выполнение акробатических элементов интересно детям, так как привлекает своей доступностью. Оно способствует развитию всех физических качеств: силы, ловкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм школьника.

4). Удачно комбинирую  игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или     иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения  закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности  и желание работать над собой самостоятельно.

5). Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры. И здесь большую роль  играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям по использованию комплексов гимнастических и акробатических упражнений, упражнений с использованием снарядов способствует развитию у учащихся  физических способностей, формированию у них дисциплинированности, ответственности и собранности. Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе  оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры по разделу программы "гимнастика" для учащихся 2 класса

Тема урока: Развитие двигательных качеств элементами гимнастики...

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПЕРЕДАЧЕ И ПОДАЧЕ МЯЧА,КООРДИНАЦИОННЫХ ЛЕСТНИЦ-ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА физической культуры по разделу программы «легкая атлетика»

Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель с местаОсновные задачи: Образовательные задачи: (предметные результаты):Познакомить учащихся с техникой метания малого мяча.Совершенствовать  т...

Открытый урок по физической культуре по разделу программы "гимнастика"

Конспект предназначен для проведения урока во втором классе по разделу программы: "гимнастика" на тему: "закрепление техники выполнения акробатических упражнений".На данном уроке р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока физической культуры по разделу программы «Подвижные игры»

Тема урока (занятия): «ОРУ. Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей». Основные задачи:Научить играть в подвижны...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...