Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
статья

Статья, о проблеме развития межличностных отношений в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Межличностные отношения младших школьников в школьной среде являются основой для развития личности ребенка. Ребенок, умеющий общаться со сверстниками, с одноклассниками и окружающими его людьми, будет успешен и в обучении и в дальнейшей деятельности. Но далеко не все дети легко адаптируются и находят свое место в школьном коллективе.

С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью[1]. Именно в это время ребенок приобретает навыки взаимодействия со свертниками, формируется тип новых конкурентных отношений, основанный на взаимодействии детей одного возраста и обучающихся по одной программе. Меняется структура отношений со взрослыми: «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель».

Учитель не только обучает, но и оказывает огромное влияние на формирование представлений ребенка о себе, своих способностях, определяет отношение к другим детям.

Психологи  (Р.В.Овчарова, Я.Л.Коломинский, Е.А.Кравцова, С.А.Котова, М.М.Безруких и др.) выделяют следующие проблемы развития межличностных отношений младших школьников в системе «ученик – ученик»:

- эгоцентричность, неумение общаться со свестниками, находить общие интересы;

- повышенная тревожность (новый коллектив, успеваемость);

- заниженная или завышенная самооценка;

- неумение строить совместную деятельность;

- противоречивый стиль воспитания;

- разный социальный статус семей учеников.

И в системе «ученик – учитель»:

- непонимание, психологическое неприятие, боязнь педагога;

- боязнь критики и негативной оценки учителя;

- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми;

- неготовность слышать учителя.

Все эти факторы так или иначе влияют на межличностные отношения в классе, взаимодействие детей между собой, психологический климат класса в целом.

Л.В. Байбародова выделяет следующие функции направления формирования и развития межличностной толератности у детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинсва всех людей.

2. Понимание того, что каждый человек уникален, воспитание уважения к различиям разных людей.

3. Воспитывать понимание принципа взаимодополняемости. Каждый ребенок индивидуален и в коллективе различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы.

4. Воспитывать понимание принципа взаимозависимости, основы совместных действий. Дети должны учиться совместно решать возникающие проблемы, выполнять задание, уметь сотрудничать.


[1]  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»

В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы  как ее повысить....

Развитие культуры межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье раскрыты психологические особенности неформальноо общения детей младшего школьного возраста, проблемы взаимодействия друг с другом. Предложены  методические разработки коррекции проблем ...

«Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»

Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Выступление на МО. Тема: «Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»

Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...