Урок по географии в 7 классе для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на тему: «Карта природных зон России»
план-конспект урока

Селиванова Наталия Алексеевна

 

Цель: изучить карту природных зон России.

Задачи: Познакомить  учащихся с размещением природных зон на карте России.

-Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей в процессе работы с картой, текстом учебника.

тренировать зрительную и слуховую память;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Речевой материал: природные  зоны, степи, леса, тундры, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра.

Оборудование: карта природных зон России, контурные карты, карандаши, видеоролик  « Природные зоны».

Тип урока: Комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»

Урок по географии в 7 классе для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на тему:

 «Карта природных зон России»

Учитель: Селиванова Н.А.

Цель: изучить карту природных зон России.

Задачи: Познакомить  учащихся с размещением природных зон на карте России.

-Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей в процессе работы с картой, текстом учебника.

тренировать зрительную и слуховую память;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Речевой материал: природные  зоны, степи, леса, тундры, пустыни, субтропики, лесостепи, лесотундра.

Оборудование: карта природных зон России, контурные карты, карандаши, видеоролик  « Природные зоны».

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

I Орг.момент.

Приветствие, отчет дежурного, проверка готовности к уроку, настрой на работу, оценочный лист.

-Сядет тот, кто скажет, какая бывает погода  (ясная, дождливая, морозная и т.д.) Вы   произнесли много слов, которые характеризуют погоду. Какая погода преобладает в нашей местности?

II Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока

1.Вопросы и задания:

-  От чего зависит погода? На что влияет погода?

Задание: выстройте цепочку   влияния климата на деятельность человека.

На  доске прикреплены карточки: почва, растительный мир, животный мир, занятия человека почва.(В природных зонах все взаимосвязано: климат, растительность, животный мир, почва. От климата изменяется растительность, а с изменением растительности видоизменяется животный и растительный мир и почва)

Как вы можете объяснить  различие климата в разных районах нашей страны?

2.Проверка д\з

Солнце неравномерно освещает  Землю в разных частях России, поэтому на территории  России климат разный. Климат  влияет на природу. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по карте России с севера на юг.

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: « Карта природных зон России»

Давайте вместе с вами, определим цель урока.

Сегодня на уроке  мы познакомимся с размещением природных зон на карте России.

III Изучение нового материала

-На самом севере России расположена зона Арктических пустынь, которая занимает большую часть островов Арктики.

-Назовите эти острова. (о-в Новая Земля, о-в Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Какая погода в зоне арктических пустынь?»

Обобщение ответов учащихся.

Работа с картой и учебником

- Южнее зоны арктических пустынь расположена зона тундры. Она протянулась узкой полосой вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

- Каким цветом обозначена зона тундры на карте?

-Узнаем, какой там климат?

-Прочтите в тексте учебника на характеристику климата тундры.

- Двигаясь на юг по тундре,  мы видим, что среди небольших кустарников появляется одно дерево, другое, небольшой лесок. Так зона тундры переходит в лесотундру.

В этой природной зоне живут  коренные жители- эскимосы. На земле их осталось очень мало. У них есть интересный обычай. Каждое утро они здороваются со всеми сторонами света и делают это стоя на одной ноге. Давайте и мы с вами поздороваемся со всеми сторонами горизонта.

физминутка

( Дети  встают лицом на юг, подгибают одну ногу, как цапля, руки складывают  ладонями друг к другу перед собой и выполняют по три поклона, поворачиваясь на восток, затем на север и запад).

4.Продолжение работы с картой и учебником

Отправляемся дальше.  Посмотрите на карту и по условным цветам определите, какая самая обширная зона? Каким цветом она обозначена?

- Как вы думаете, будет,  ли отличатся,  климат в зоне лесов от климата в зоне тундры?

 Найдите ответ в тексте учебника  прочтите самостоятельно и  расскажите своими словами.

-  К  югу лес сменяется лесостепью и степью. Сравните  по картинкам растения зоны лесов и зоны степей?

- Чем они отличаются?

-Почему растения разные?

- Где разнообразнее растительность?

- Сделайте вывод о том, где наиболее благоприятный климат для растительного мира?

 Почему?

- Рассмотрите карту. Какая природная зона обозначена жёлтым цветом? (пустыни)

- Подумайте и ответьте на вопрос: « Если мало растительности, она скудная, то какой климат в зоне пустыни?

- Посмотрите на карту. Какие две природные зоны ещё расположены на территории России?

- Зона субтропиков- это море, солнце, теплый климат.

Просмотр видеофрагмента.

- Горы- самая  интересная, уникальная природная зона. Двигаясь от подножью к вершине можно пройти все природные зоны, которые мы с вами прошли с севера на юг в обратном порядке. Эту природную зону называют зоной  высотной поясности в горах.

Вывод по теме.

IV Закрепление пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- О каких природных зонах вы узнали сегодня на уроке?

-Почему изменяется животный и растительный мир, почва с севера на юг?

Покажите на карте природные зоны России?  

- Имеют ли природные зоны четкие границы?

- Почему на территории России смена природных зон происходит с севера на юг.

Посмотрите на карту и скажите:

В какой природной зоне мы живем?

Задание: На доске рисунок горы:

        

Подпишите природные зоны от основания горы к вершине.

Один ученик выполняет работу у доски.

 Ученики класса работают на индивидуальных карточках.

- Сравните свой ответ с образцом на доске.

Итог урока.

О чем шла речь на уроке?

Что нового вы узнали, с чем познакомились?

Мы справились с задачами урока?

Оцените свою работу на уроке. Комментарий оценок.

Что мы выполняли, что бы получить  такие результаты (работали с картой, смотрели фильм, работали с карточками, у доски..)

д\з стр.35-37 всем,  учиться показывать природные зоны на карте.

II Повторение пройденного материала.

1.Фронтальный опрос:

О чем шла речь на прошлом уроке?

Везде ли на территории России климат одинаков? уч-ся3 гр

Как вы можете объяснить различие климата в разных районах страны? – гр.1,2

Назвать города, в которых климат теплее, холоднее. гр.1-3

Какое значение имеют почвы для жизни людей?гр.3

Вспомните, из чего образуется почва, зачем её обрабатывают и удобряют? – гр.1,2

Как нужно охранять почву?

2.Работа с   приложением, стр.6.

Повторение значков размещения природных зон на территории России.

3. Активизация знаний, сообщение темы и цели урока.

Что такое природная зона? (Это территория с похожими климатическими условиями)

Посмотрите на карту и скажите:

В какой природной зоне мы живем?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с  картой природных зон России, узнаете, имеют ли природные зоны четкие границы и в какой  природной зоне мы  живем.

Запишите тему урока.

III Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя сопровождается показом природных зон России на карте.

2.Словарная работа:

Читаем хором названия некоторых природных зон, показываем их на карте, смотрим на карточки – таблички с названием природных зон, которые вывешиваются на доске.

3. Чтение учителем статьи.

Вы внимательно прослушали статью, ответьте на вопросы:

- Имеют ли природные зоны четкие границы?

- Почему на территории России смена природных зон происходит с севера на юг.

Физминутка.

 Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

4. Работа с учебником и рабочей тетрадью (стр.35-36)

Задание: Рассматривание карты природных зон на стр.35-35 и иллюстрации. В рабочей тетради на стр.9-10 выполнить задание.

Взаимопроверка.

IV Закрепление пройденного материала.

1.Чтение статьи учащимися.

2.Беседа по прочитанному.

- О каких природных зонах вы узнали сегодня на уроке? гр.№2-3

-Почему изменяется животный и растительный мир, почва с севера на юг? гр.№1

Покажите на карте природные зоны России?  гр.2-3

3.Просмотр презентации « Природные зоны России»

V Итог урока.

Оцените свою работу на уроке. комментарий оценок.

д\з стр.35-37 всем

гр.1,2 – кроссворд в рабочей тетради на стр.11

Рефлексия.

В какой природной зоне мы живем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур.Скворечник". 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур. Скворечник" 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочие материалы 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочие материалы по учебным предметам 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...

Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...

Урок по географии в 8 классе для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на тему: « Животный мир АВСТРАЛИИ»

Цели и задачи урока: -  Сформировать представления обучающихся о разнообразии и уникальности животного мира Австралии. Познакомить с типичными представителями животного мира данного материка...

Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...