«Система словарно-орфографической работы по русскому языку как способ реализации современных требований к его изучению.»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Тарасова Елена Владимировна

Методические рекомендации  по словарно-орфографической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tarasova_e.v.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дятьковская городская гимназия»

Дятьковского района Брянской области

                                                                                                           

ДОКЛАД

На тему:

«Система словарно-орфографической работы по русскому языку как способ реализации современных требований к его изучению.»

учителя

Тарасова Елена Владимировны

г.Дятьково

 Система словарно-орфографической работы по русскому языку как способ реализации современных требований к его изучению.

Тема “Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах” очень важна, так как практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарно-орфографическая работа. На протяжении четырех лет обучения младшие школьники должны запомнить написание около 250 – 300 слов,  не подчиняющихся каким-либо  правилам. Как заинтересовать детей, увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решать эту задачу  поможет система словарно-орфографической   работы. Все большую актуальность в современной школе приобретает проблема формирования орфографической зоркости. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических  упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие  встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

 Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Этапы словарно-орфографической работы

 Словарно-орфографическая работа  (работа над словами с непроверяемыми написаниями) складывается из следующих этапов.

  • Учитель обращает внимание обучающихся (или это делают сами учащиеся) на слово с непроверяемым написанием в тексте выполняемого упражнения и просит зафиксировать образ слова (установка на запоминание).Происходит первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова в печатной форме, создание его «твердого зрительного образа» (А.В. Текучев). В этом случае, по утверждению Д.Н. Богоявленского, зрительный образец написания служит эталоном. Зрительный образ слова тесно связан с его значением, поэтому на данном этапе необходимо выяснить лексическое значение (значения) слова, пояснить значение (значения) на самостоятельно подобранных обучающимися примерах. На этом же этапе возможно использование этимологического анализа слова, если этимология его проста, доступна ученикам и помогает уяснить значение слова, а иногда – найти возможное проверочное слово. Например: обаяние – от древнерусского обаяти – околдовать словами, которое,  в свою очередь, произошло от баяти – говорить.
  •  Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную (кинестическую) орфографическую память обучающихся. Слово с непроверяемым написанием сначала учителем (например, го-ри-зонт), затем ученики также произносят это слово орфографически по слогам несколько раз хором (2 – 3 раза). Слово записывается на классной доске учителем и в тетрадях учениками (3 – 5 раз) с послоговым орфографическим проговариванием. Опора на моторную (пальцедвигательную) и кинестетическую (речедвигательную) орфографическую память учащихся.
  • Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Нахождение непроверяемых написаний с опорой на опознавательные признаки, графическое обозначение орфограмм (подчеркивание). Учитель ставит перед учениками задачу запомнить выделенное место – орфограмму.
  • Анализ состава слова и подбор учениками однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Важность данного этапа объясняется тем, что многие учащиеся не переносят умение писать конкретные словарные слова на однокоренные. Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых детьми слов, обеспечивает многократность записи, вместе с тем расширяется сфера воздействия словарно-орфографической работы. Целесообразно осуществлять подбор однокоренных слов разных частей речи. Запись однокоренных слов выполняется в столбик, в котором корни слов располагаются друг над другом. Пример: горизонт горизонтальный
  • Включение данного словарного слова в словосочетания или приложения. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске наиболее удачного предложения, подчеркивание непроверяемой орфограммы. Из практики работы  над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо 6 – 8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словарным словам (нам каждой орфографической пятиминутке, в обучающих словарных диктантах, на языковой разминке).

ТАБЛИЦ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

 Особую роль в словарно-орфографической работе играет составление таблиц со словарными словами. Такие таблицы составляются по изучении ряда словарных слов и вывешиваются в классе на две – три недели. Например, непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова: сорока, дорога, мороз. Перед выполнением домашнего упражнения ученики должны перенести классную запись словарных слов в тетрадь – словарик, так учащиеся закрепляют правописание зрительно, моторно, речедвигательно – произносят еще  раз орфографически по слогам выписываемые слова. Слова выписываются в алфавитном порядке только по первым буквам с обязательной постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых орфограмм. Оформление и ведение тетрадей-словариков требует постоянного контроля со стороны учителя. Ученики могут использовать тетрадь-словарик для справок и для выполнения самостоятельных заданий к упражнениям на любом обучающем уроке. По мнению педагогов, многолетнее систематическое использование разработанной вышеизложенной методики в курсе русского языка показывает хорошие результаты.

Виды упражнений для словарно – орфографической работы в начальной школе.

Выделяют следующие виды упражнений для словарно – орфографической работы в начальной школе:

  • Упражнения, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников при работе над словами с непроверяемым написанием;
  •  Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова;
  • Словарно-орфографическая работа на основе метода ярких ассоциаций; Лексико -этимологический анализ слов;
  •  Словарные диктанты. Упражнения,  направленные на интеллектуальное развитие младших школьников при работе над словами с непроверяемым написанием.

Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – все это дает  возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. Существуют различные подходы к представлению нового слова из «Словарика». С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, анализ слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развитие речи и так далее), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формируют тему словарно – орфографической   работы. Упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших  интеллектуальных качеств: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и так далее. Такая организация  учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все  упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка:  обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы есть свои характерные черты.

 В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При  их выполнении у детей развиваются устойчивость, распределение и объем внимания, произвольная кратковременная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. С целью развития наглядно-действенного мышления используются карточки с буквами, которые школьники могут переставлять на магнитной доске, то есть осуществлять с ними реальные действия.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя.

В третью группу входят упражнения, так или иначе связанные с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастают их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике.

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такие задания, в которых органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности (нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и тому подобное), в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Использование приемов, этой группы углубляет знания и умения учащихся по изучению темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные словарные  диктанты, грамматический разбор, творческие работы, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.

Четвертую группу  составляют упражнения грамматический разбор, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. Пример задания на использование знаний по математике. Выполняя задания на формирование наглядно-образного  мышления, учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя их положения фактически. Операции с идеальными образами букв способствуют развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умения полемизировать с самими собой, действовать аргументировано, доказательно .

Упражнения пятой группы применяются для повышения учебной инициативы и интеллектуальной активности детей. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе самостоятельного установления смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. При выполнении такого типа заданий у школьников развиваются логическое мышление. Аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения, учатся доказывать свою точку зрения. Упражнения данного типа ценны еще и тем. Что с их помощью можно повышать орфографическую  зоркость учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого типа: «Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам».

Словарно-орфографическая  работа на основе метода ярких ассоциаций.

 Алгоритм ассоциативного запоминания распространяется в первую очередь на слова с непроверяемыми орфограммами, то есть на словарные слова. Однако любое слово, написание которого подчиняется правилу, само собой разумеется, тоже можно запомнить. Таким образом, по отношению к любому слову дети могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью. Важно, что ребята переносят ассоциативный алгоритм запоминания вообще на любую учебную информацию – по математике, окружающему миру, другим предметам. Этот алгоритм сообщает необходимый импульс ассоциативным процессом в мозге, увеличивает творческий потенциал детей. Помимо прочего, это работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу: он учится понимать самого себя, прислушиваться к себе. Очень важно научить ребенка непроизвольно находить тот образ, ту ассоциацию, которая больше подходит именно для него, облегчает запоминание, доверять себе в этом отношении. По Р.С. Немову «ассоциация – это соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из явлений закономерным образом влечет появление другого». Основные положения, определяющие применение метода ярких ассоциаций: память является основой психической жизни личности; память младшего школьника отличается большой пластичностью, в дальнейшем память приобретает избирательный характер (ребенок лучше и на больший срок запоминает то, что ему интересно, и использует информацию в своей деятельности).

Педагогические условия, способствующие развитию орфографической зоркости в ходе словарно-орфографической работы на основе подбора ассоциативных образов:

систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);

 использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;

использование различных видов упражнений, обеспечивающих речевое развитие детей;

систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.

Ассоциативный алгоритм запоминания помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный,  аудиальный и кинестетический. работы.  Правильная подача словарно-орофографического материала, привлечение к нему активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства с ним имеют большое значение. Здесь очень важен выбор метода. Метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, а тем самым способствует развитию познавательного интереса. Запоминание непроверяемого написания на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей. Метод ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения, так как организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Этот метод позволяет развивать умение мобилизировать образное мышление при восприятии учебного материала, что, в свою очередь, облегчает его понимание и запоминание.

Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить систему в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы, создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова Л. А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся//Начальная школа. – 2003. - №7. – с. 32-34
  2. Дубовец З. В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа.- 2004.-№ 3.- с. 61-62
  3. Ераткина В. В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. – Р.: РГПУ, 1995
  4. Л. В. Петровский. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов./Под ред. профессора Л. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
  5. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2012. - 464с.
  6. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 1/Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Просвещение.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  7. Савельева Л. В. Методика формирования обобщенных орфографических знаний и умений младших школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения: Раздел учебного пособия//Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студ. /Под ред. Т. Г. Рамзаевой – М.: Высшая школа», 2003. – 168 с.
  8. Савельева Л. В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., перераб. /Л. В. Савельева – СПб.: ОАО "Иван Федоров", 2002. – с. 80
  9. Ушакова О. Д. Словарные слова. – СПб: Литера,2013. - 96с. (Словарик школьника).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Практический материал для словарно-орфографической работы по русскому языку.

Все задания и упражнения данного практического материала направлены в помощь учителю содержательно и интересно построить урок русского языка.Систематическое использование практического материала помог...

Словарно-орфографическая работа по русскому языку в начальной школе

Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в по...

Требования к современному уроку русского языка в условиях реализации ФГОСа

Требования к современному уроку русского языка  в условиях  реализации ФГОСа...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...

СИСТЕМА СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

Презентация к СИСТЕМЕ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ...