ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ТЕКСТОВ. Исследовательская работа
проект (2 класс)

Дьяченко Инна Михайловна

В школе на каждом уроке приходится очень много запоминать, вычислять, решать в уме, таким образом, нагрузка на память сильно возрастает. Как всё запомнить, чтобы ничего не забыть? Надо тренировать свою память. Но есть способ получше - это методов мнемотехники –мнемотаблицы. Он отлично помогает запоминать как стихи, так и различные рассказы. Использование мнемотаблиц в разучивании стихов и текстов ускоряет и упрощает процесс запоминания информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Дарьи Р..2 класс69.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ТЕКСТОВ

Исследовательская работа

Работу выполнила

Рудь Дарья

ученица 2 «Б» класса

Санкт-Петербург

февраль 2018г


Оглавление

  1. Введение                                                                                     3
  2. Гипотеза, цель, задачи                                                              4
  3. Основная часть

3.1. Теоретические основы использования мнемотаблиц          5

3.2. Этапы работы с мнемотаблицей                                            6

3.3. Практическая часть                                                                 6-8

  1. Выводы                                                                                       9
  2. Приложение 1                                                                            10
  3. Приложение 2                                                                            11-12

Введение

Вот уже два года как я стала школьницей, моя жизнь сильно изменилась. В школе на каждом уроке мне приходится что-то запоминать, отвечать полным ответом на вопросы, составлять рассказы по картинам, пересказывать произведения, решать в уме задачи. Приходится очень стараться, чтобы запоминать и вспоминать слова, предложения, числа, условия задач, вопросы и проч.  Нагрузка на мою память сильно возросла. Я стала уставать при выполнении заданий, где необходимо много запоминать.

Тогда мама предложила мне попробовать один из методов мнемотехники –мнемотаблицы. Мама объяснила мне, что этот метод отлично помогает запоминать как стихи, так и различные рассказы и привела в пример Мистера ПАМЯТЬ, так прозвали журналисты ереванского юриста Самвела Гарибяна. Во время эксперимента он запомнил и почти безошибочно воспроизвел 1000 предложенных ему незнакомых иностранных слов. Не зная языков, Самвел сумел с одного раза запомнить и воспроизвести по памяти слова на арабском, урду, кхмерском, бенгали, английском, дари, немецком, эсперанто, итальянском. Добившись поразительных успехов в мнемотехнике (искусстве запоминания), Гарибян помог развить память тысячам людей самых разных профессий. Почти все наши воспоминания из раннего детства связаны с эмоциями, но по мере взросления они притупляются. Самвел с помощью специальных психологических приемов помогает воскресить эмоции и поставить их на службу человеку при работе с информацией. Большая роль в методике отводится и дыхательным упражнениям, способствующим концентрации памяти. С. Гарибян много ездит по приглашениям из разных стран, демонстрируя свои возможности и методику. Он создал заочную «Школу памяти», в которой может учиться любой человек, стремящийся развить свои способности запоминания.


Гипотеза. Использование мнемотаблиц в разучивании стихов и текстов ускоряет и упрощает процесс запоминания информации.

Цель: Научиться создавать и использовать содержание мнемотаблиц для разучивания стихотворений и текстов.

Задачи: 1. Сформировать представление о структуре мнемотаблицы.

2. Научиться использовать метод «ассоциаций» для создания схематичных изображений мнемоквадратов.

3. Развивать память, абстрактное мышление, связную речь. Развивать такие личностные качества как самостоятельность, активность, любознательность.

Методами исследования является наблюдение за процессом запоминания и воспроизведения, и замер времени, потраченного на запоминание.


Основная часть

3.1. Теоретические основы использования мнемотаблиц

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминать». Вместе с мамой мы читали статью «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста» Ю.С. Рожковой. В этой статье автор рассказывает, как с маленькими детьми использовать этот метод, какие предъявляются требования к мнемоквадратам. Например, детям дошкольного возраста нужно показывать цветные схемы. Мы решили усложнить задание, т.к. я уже школьница и использовали черно-белые схемы. В данной статье воспитатель с детьми рассматривает готовую таблицу и разбирает то, что на ней изображено. Мы же с мамой сами создаем схемы, перекодируем слова в образы.

Мнемотаблица – это такая схема, которая состоит из мнемодорожек и мнемоквадратов, в которых закодирована информация.

Работа с мнетаблицами строится от простого к сложному. Сначала готовятся мнемоквадраты, затем из них выстраиваются мнемодорожки и потом уже мнемотаблицы.

        


3.2   Этапы работы с мнемотаблицей

1. Чтение текста (стихотворения) с выделением особенно трудно запоминающихся слов и выражений.

2. Перекодирование информации, используя прием ассоциации.

3. Построение связного рассказа/воспроизведение стихотворения.

3.3.  Практическая часть.

Констатирующий эксперимент.

Мы решили замерить время, потраченное на разучивание стихотворения без использования мнемотаблицы. Обычно на стихотворение из 14-16 строк было потрачено в среднем 1-1,2 часа. На печатный текст из 20-25 строк тратилось около 1 часа. При этом наблюдалось сильное утомление к концу разучивания и снижение интереса к процессу (Таблица №1).

Таблица №1.

Время, затраченное на разучивание  стихотворения

Время затраченное

на  разучивание текста

Утомляе-мость

Интерес к  процессу

Констати-

рующий

эксперимент

1-1,2 часа

50-60 мин

высокая

низкий

Формирующий эксперимент

Констати-

рующий

эксперимент

35-45 мин,

20-30 мин.

низкая

высокий

включая придумывание и рисование схем


Формирующий эксперимент.

Следующим этапом был формирующий эксперимент, в процессе которого мы 2 месяца все стихи и тексты разучивали с помощью мнемотаблиц, которые создавали сами.

Покажем это на примере стихотворения М. Тахистовой «Хорошо» (Приложение№1)

1 Этап. Читаю несколько раз и нахожу сложные, трудно запоминающиеся слова и выражения. В этом стихотворении таких фраз я не нашла.

2. Этап. Декодирование слов. Создаю мнемоквадраты практически ко всем словам или словосочетаниям.

Например, слово «спешили» я превратила в бегущего человечка.

А выражение «Пахло снегом, солнцем, вербой» превращаю сразу в мнемоквадрат, в котором кодирую сразу 4 слова. Это возможно, когда слова или выражения просты для запоминания.

Сложнее всего подбирать символы к словам и выражениям, обозначающим абстрактные понятия, таким как «отодвинулись печали». В этом случае мы использовали метод ассоциаций. Я спрашиваю себя, с чем связано, что мне напоминает это слово? Для меня выражение «отодвинулись печали» связано с горой, которую отодвигает человек. А в горе капельки- слезки. Получился вот такой мнемоквадрат.

Все вопросительные предложения я обозначила с помощью вопросительного знака. Это помогло мне не только запомнить слово «Верно?», но и настроиться на нужную интонацию.

Вот какая мнемотаблица у нас получилась (см. Приложение № 2) Чтение стихотворения по мнемотаблице.

Через 2 месяца (с конца ноября по середину марта) мы провели еще раз замеры времени, потраченного на разучивание стихотворений и текстов соответствующего содержания. (14-16 строк стихотворения и 20-25 текста) и выявили следующие данные: (Таблица № 1)

Значительно сократилось количество времени, потраченного на запоминание, а также я стала меньше уставать от механического заучивания. Интерес к процессу не падал как раньше, а оставался прежним.


Выводы

Развивать память очень важно каждому человеку, а тем, кто учится, особенно, потому что это помогает учиться. Мне понравилось создавать мнемотаблицы не только потому, что теперь я знаю, как быстрее запомнить стихотворение или текст, но и потому, что это увлекательное, веселое занятие.

Самым простым было запоминать, самым сложным- подбирать подходящие символы, превращать слова в картинки.

Я рекомендую всем, кто хочет тратить меньше времени на запоминание, использовать метод мнемотаблиц.


Приложение № 1

М. Тахистова «Хорошо».

Хорошо.
Хорошо, чтоб дома ждали,

На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?
Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?
Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой, 
Чтобы всюду знали дети, 
Что войны не будет, верно?
Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны нам беды, верно?!


Приложение №2.

Рука человека хорошо знак (символ ОК рука)

🕿

   в

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение исторической справки по Бородинскому сражению и текста стихотворения М.Лермонтова «Бородино» (Исследовательская работа.)

Учащиеся  мало информированы о том, какое значение имеет Отечественная война 1812 года для России и какое сражение считается главным в этой войне.Выполняяя данную работу учащиеся класса приходят ...

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА

И.В. СавельеваГБДОУ детский сад №83 Красносельского района СПб   Тема моей статьи очень актуальна, т.к. начиная свою педагогическую деятельность, я часто сталкивалась с проблемой ...

Использование приёмов смыслового чтения для реализации задач исследовательской работы учащихся

Данная статья посвящена описанию приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исслед...

Составление и пересказ текста с использованием мнемотаблицы

Данный материал служит пособием для родителей и педагогов в помощь Материал коллег использую в работе успешно. Огромное, спасибо, кто делится материалом....

Конспект к занятию по развитию речи для детей с онр 4 класс. «Разучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день» с использованием мнемотехники».

Продолжить развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице; Развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи) развивать память, вним...

Конспект к занятию по развитию речи для детей с онр 4 класс. «Разучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день» с использованием мнемотехники».

Помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотехники, выразительно читать стихотворение....