Проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников.
статья (2 класс)

Младший школьный возраст является одним из самых важных, ответственных этапов развития ребенка. В этот прериод происходит становление учебной деятельности, ее мотивации и базовых учебных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников.

    Младших школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. В период обучения в начальной школе начинается формирование мотиваций. Но и  здесь есть ряд трудностей, прежде всего, для учителя. Это и диагностика системы мотиваций, и установление  иерархичности мотивов и корректировка мотиваций по отношению к самому процессу обучения. Изучение мотивационного компонента учебной деятельности является первоочередной задачей для учителя начальных классов.

    Мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности (А.Н.Леонтьев). Нет единого взгляда психологов и на вопрос о роли сознания в мотивации. Одни психологи считают, что мотивы - это сознательные побуждения, выраженные чувствами, стремлениями, представлениями, мыслями.

    В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.

    Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и, в конечном счете, самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.

    Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую

организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.

Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.

Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1.        Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители

(так  как  характер  отношения  родителей  к  школьному  обучению

непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, , где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие , человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2.        Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация

применения    наград и наказаний за результаты обучения.  Так как это

ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или

некоторого нормативного стандарта достижения.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию  учения  нужно изучить  ее.  У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.

    Изучение мотивации - это выявление  ее  реального  уровня  и  возможных

перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в  целом. Результаты   изучения   становятся   основой   для   планирования   процесса формирования. В реальной работе учителя изучение  и  формирование  мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов  учения  -  это  создание  в  школе условий для появления  внутренних  побуждений  (мотивов,  целей,  эмоций)  к учению, осознания  их  учеником.  Изучение  и  формирование  мотивов  учения должны иметь  объективный  характер,  с  одной  стороны, и  осуществляться  в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке, с другой.

    Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...