Внеурочная деятельность "Учусь создавать проект"
рабочая программа (4 класс)

       Рабочая программа по проектной деятельности   «Учусь создавать проект»  составлена на основе ФГОС НОО, примерной  основной образовательной программы, базисного учебного плана и  авторской программы обучающего и развивающего курса для младших  школьников Р.И. Сизовой  и  Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей «Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём».

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.      

      Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._deyat.docx75.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе

       Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект»  составлена на основе ФГОС НОО, примерной  основной образовательной программы, базисного учебного плана и  авторской программы обучающего и развивающего курса для младших  школьников Р.И. Сизовой  и  Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей «Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём», курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.      

      Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

      Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 34 часа по 1 занятию в неделю продолжительностью по 40 минут в  4 классе.

Учебный курс «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект» реализуется в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Программа курса «Учусь создавать проект»;

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект: Методическое пособие» для 4 класса;

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова  комплект  рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся  4 класса.

Цель и задачи программы

     Цель:   Создание условий для активизации личностного потенциала  обучающихся через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

      Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

-    формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

-   формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу).

-   формирование мировоззрения и мышления учащихся.

Развивающий  аспект:

-   развитие творческих способностей и активности учащихся;

-   развитие речи  и навыков научного и делового общения в группах;

Воспитывающий  аспект:

-воспитание системы нравственных и межличностных отношений

       Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.      

        Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться   самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  -непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  -развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  -системность организации учебно-воспитательного процесса;

  -раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Особенности курса «Учусь создавать проект»

       Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

       Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

       Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

       В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

       Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.   Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

       Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

        Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

        Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

       Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Планируемые результаты

  Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:    

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  •  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные  и  метапредметные   результаты образовательного процесса

Результаты

Формируемые умения

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов  обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат освоения программы:

    Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.

   Обучающийся будет уметь:  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта;  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.

Способы проверки результатов освоения программы:

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательских проектов, школьная научно-практическая конференция (4 кл.).

Тематическое планирование

Тематическое планирование для 4 класса

    Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 часов)

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

2

Виды проектов.

1

3

Исследовательски-творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5

Ролево-игровой проект

2

6

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

8

2 четверть (8 часов)

9

Информационно-исследовательский проект

2

10

11

Практико-ориентированный проект

1

12

Практико-ориентированный проект

1

13

Монопредметный проект

2

14

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

3 четверть (10часов)

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

20

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

2

21

22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

23

Типичные ошибки проектантов

1

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

25

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

26

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

1

4 четверть (8 часов)

27

Практическая работа

1

28

Тестирование. Самоанализ

29

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

30

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

31

Твои впечатления от работы над проектом.

1

32

Пожелания будущим проектантам.

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

34

Советы мудрого Дельфина на лето.

1

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....