РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
рабочая программа

Козлова Наталия Валерьевна

сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_sensorika_2020.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью

(коррекционно-развивающие занятия)

Составитель: учитель  Козлова Наталия Валерьевна

Санкт-Петербург

                                              2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Лист корректировки рабочей программы
  4. Лист оценки выполнения рабочей программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для обучающихся  начальных классов с умственной отсталостью составлена на основании:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа № 499 на 2020 -2021 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского  района  Санкт-Петербурга.

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения.

       

  Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные:

  • обогащение опыта взаимодействия обучающихся с окружающими предметами и явлениями;
  • систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов всех областей восприятия;
  • обучение способам сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
  • развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия;
  • актуализация коммуникативных навыков в процессе общения на занятиях.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
  • развивать способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;
  • развитие сенсорных анализаторов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха».

Воспитательные:

  • вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • ребенок может узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один цвет;
  • может узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник);
  • узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников;
  • прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
  • различать правую и левую руки;
  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Достаточный уровень:

  • ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиент, знает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;
  • узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине;
  • находит одинаковых по звучанию объекты;
  • дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме.
  • Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.

  • умение ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.                           

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся первых и вторых классов на коррекционных  уроках по развитию сенсорных процессов у обучающихся обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное  отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • вступать  в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • устанавливать видородовые отношения предметов;            
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по сенсомоторики должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        В конце учебного года проводится итоговая диагностическая работа.

- освоение знаний, а также обогащение опыта взаимодействия обучающихся с окружающими предметами и явлениями;

- умения  выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия.

        Реализация учебной программы сенсомоторики и сенсорных процессов обеспечивается через материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную комнату, игрушки и предметы со звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, и т.д.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план

1 класс

                   Тема              

Кол-во часов

1

Тактильно-двигательное восприятие

3

2

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

16

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

3

4

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

16

5

Развитие зрительного восприятия

6

6

Восприятие особых свойств предметов

4

7

Развитие слухового восприятия

5

8

Восприятие пространства.

7

9

Восприятие времени

6

Итого:

66

2 класс

                   Тема              

Кол-во часов

1

Тактильно-двигательное восприятие

3

2

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

18

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

3

4

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

16

5

Развитие зрительного восприятия

6

6

Восприятие особых свойств предметов

4

7

Развитие слухового восприятия

5

8

Восприятие пространства.

7

9

Восприятие времени

6

Итого:

68

Содержание тем учебного курса.

Тактильно-двигательное восприятие

  • Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Определение на ощупь предметов.
  • Игры с крупной мозаикой.

Развитие моторики, графомоторных навыков

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки» и др.)
  • Обводка по внутреннему и внешнему трафарету.
  • Закрашивание округлых форм внутри трафарета.
  • Горизонтальная,  вертикальная, наклонная штриховки внутри трафарета.
  • Работа в технике рваной аппликации.
  • Сгибание бумаги.
  • Вырезание ножницами прямых полос.

           Кинестетическое и кинетическое развитие        

  • Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей своего тела.
  • Выразительность движений (имитация повадок зверей).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

  • Выделение формы предмета. Обозначение формы предмета словом (жестом).
  • Группировка предметов и их изображений по форме.
  • Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
  • Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)
  • Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)
  • Различение предметов по величине (большой - маленький)
  • Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины.
  • Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)
  • Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
  • Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
  • Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
  • Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  • Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
  • Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы»
  • Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)
  • Дидактическая игра «Что изменилось»
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов

  • Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом
  • Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
  • Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»
  • Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух»
  • Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Различение речевых и музыкальных звуков.
  • Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

Восприятие времени

  • Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).
  • Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).
  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
  • Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации.
  • Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

2.2. Календарно - тематическое планирование

  1. КЛАСС

№ п/п урока

Кол-во

часов

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Базовые учебные действия

I четверть

1.

1

«Давайте познакомимся»

Развитие тактильных ощущений.

Развитие мелкой моторики, координации движений

Формирование позитивного эмоционального фона.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

2.

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

- Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

 - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

-Формирование навыков конструирования.

- Развитие пространственных представлений.

- Формирование представлений о величине (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий ).

 - Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

- Обогащение словарного запаса.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

3.

1

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (жестом). Д\и «Посмотри вокруг»

4.

1

Группировка предметов и их изображений по форме.

5.

1

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

6.

1

Работа с геометрическим конструктором.

7.

1

 «Какой фигуры не стало», дидактическая игра

8.

1

Различение предметов по величине (большой — маленький).

9.

1

Сравнение двух предметов по высоте и длине.

10.

1

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

11.

1

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

12.

1

Основные цвета. Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры»

13.

1

Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

14.

1

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».

15.

1

Конструирование объемных предметов из составных частей.

16.

1

Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале.

II четверть

Развитие моторики, графомоторных навыков

17.

1

        Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.).        

-Формирование умения ориентироваться на листе бумаги,  

держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер.

-Формирование умения  выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету

Уметь штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

18.

1

Игровые упражнения с пирамидками, матрешками, стаканчиками.

19.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета.

20.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета.

21.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета.

22.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета.

23.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета

24.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета

25.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета.

26.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета.

27.

1

Обводка по внешнему трафарету. Закрашивание изображений.

28.

1

Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений.

29.

1

Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений.

30.

1

Работа в технике рваной аппликации.

31-

32

2

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

III четверть

33.

1

Развитие зрительного восприятия.  Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

-Формирование навыков зрительного анализа.

- Формирование навыков зрительного синтеза.

- Развитие памяти и внимания.

 - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный).

- Обогащение словарного запаса.

-Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый).

- Формирование представлений о массе и давлении на тело.

- Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий).

- Развитие слухового восприятия.

- Формирование представлений о звуках окружающего мира.

-Формирование представлений о музыке.

-Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках.

- Развитие тактильного восприятия.

- Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький).

-Формирование представлений о фигурах.

- Формирование навыков конструирования.

- Развитие пространственных представлений.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

34.

1

Развитие зрительного восприятия. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».

35.

1

Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?»

36.

1

Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет».

37.

1

Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Что изменилось?»

38.

1

Развитие зрительного восприятия Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

39.

1

Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания (температурные ощущения).

40.

1

Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

41.

1

Восприятие особых свойств предметов. Развитие обоняния. Дидактическая игра «Определи по запаху».

42.

1

Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

43.

1

Развитие слухового восприятия.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). 

44.

1

Развитие слухового восприятия.

Дидактическая игра «Послушай-отгадай»

45.

1

Развитие слухового восприятия.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Прослушивание музыкальных произведений.

46.

1

Развитие слухового восприятия.

Различение речевых и музыкальных звуков.

47.

1

Развитие слухового восприятия.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает?» (имитация животных).

48.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

 Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

49.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

Игры с крупной мозаикой

50.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

Игры с мелкой мозаикой.

IV четверть

51.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький).

- Развитие моторики.

- Формирование представлений об ощущениях собственного тела.

- Развитие пространственных представлений.

- Развитие временных представлений.

- Развитие речи.

- Развитие памяти.

- Развитие мышления.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

52.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

53.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Игры с геометрической  мозаикой.

54.

1

Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога).

55.

1

Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).

56.

1

Восприятие пространства. Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.

57.

1

Восприятие пространства. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.).

58.

1

Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

59.

1

Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

60.

1

Восприятие пространства. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

61.

1

Восприятие времени. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

62.

1

Восприятие времени. Последовательность событий (смена времени суток).

63.

1

Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

64.

1

Восприятие времени. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

65.

1

Восприятие времени. Дидактическая игра «Веселая неделя».

66.

1

Повторение материала. Сутки. Неделя.

Итого: 66 уроков.

2 КЛАСС

№ п/п урока

Кол-во

часов

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Базовые учебные действия

I четверть

1.

1

«Давайте познакомимся»

Развитие тактильных ощущений.

Развитие мелкой моторики, координации движений

Формирование позитивного эмоционального фона.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

2.

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

- Формирование навыков зрительного анализа.

- Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

 - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

-Формирование навыков конструирования.

Формирование представлений о величине (высокий – низкий, толстый – тонкий).

Формирование представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий)

- Формирование представлений о форме и величине.

- Формирование представлений о форме и цвете.

- Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) и их оттенков.

- Обогащение словарного запаса.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

3.

1

Группировка предметов по форме). Д\и «Формы»

4.

1

Сравнение предметов по высоте и толщине.

5.

1

Сравнение предметов по длине и ширине.

6.

1

Группировка предметов по форме и величине.

7.

1

Группировка предметов по форме и цвету.

8.

1

Составление сериационных рядов по величине по заданному признаку.

9.

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Цвет»

10.

1

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

11.

1

Конструирование предметов из геометрических фигур.

12.

1

Выделение и различение частей знакомых предметов.

13.

1

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

14.

1

Составление целого из частей (кубики).

15.

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

16.

1

Конструирование предметов из геометрического конструктора.

II четверть

Развитие моторики, графомоторных навыков

17.

1

        Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.).        

-Формирование умения ориентироваться на листе бумаги,  

держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер.

-Формирование умения  выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету

Уметь штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями.

-Развивать мелкую моторику.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

18.

1

Игровые упражнения с бочонками, матрешками, стаканчиками.

19.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета.

20.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета.

21.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета.

22.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета.

23.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета

24.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета

25.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета.

26.

1

Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета.

27.

1

Обводка по внешнему трафарету. Закрашивание изображений.

28.

1

Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений.

29.

1

Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений.

30.

1

Штриховка изображений разными способами.

31.

1

Штриховка изображений разными способами.

32.

1

Работа в технике рваной аппликации.

III четверть

33.

1

Развитие зрительного восприятия.  Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

-Формирование навыков зрительного анализа.

- Формирование навыков зрительного синтеза.

- Развитие памяти и внимания.

 - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный).

- Обогащение словарного запаса.

-Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый).

- Формирование представлений о массе и давлении на тело.

- Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий).

- Развитие слухового восприятия.

- Формирование представлений о звуках окружающего мира.

-Формирование представлений о музыке.

-Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках.

- Развитие тактильного восприятия.

- Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький).

-Формирование представлений о фигурах.

- Формирование навыков конструирования.

- Развитие пространственных представлений.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

34.

1

Развитие зрительного восприятия. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

35.

1

Развитие зрительного восприятия. «Что изменилось?», дидактическая игра

36.

1

Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет».

37.

1

Развитие зрительного восприятия.  Различение наложенных изображений предметов.

38.

1

Развитие зрительного восприятия Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

39.

1

Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

40.

1

Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

41.

1

Восприятие особых свойств предметов. Развитие обоняния, обозначение словом ощущений.

42.

1

Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

43.

1

Развитие слухового восприятия.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов

44.

1

Развитие слухового восприятия.

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

45.

1

Развитие слухового восприятия.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Прослушивание музыкальных произведений.

46.

1

Развитие слухового восприятия.

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

47.

1

Развитие слухового восприятия.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация животных).

48.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

 Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

49.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

Игры с крупной мозаикой

50.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

Игры с мелкой мозаикой.

51.

1

Тактильно-двигательное восприятие.  Игры – шнуровки.

52.

1

Тактильно-двигательное восприятие.  «Пишу и рисую цветными камушками»

IV четверть

53.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький).

- Развитие моторики.

- Формирование представлений об ощущениях собственного тела.

- Развитие пространственных представлений.

- Развитие временных представлений.

- Развитие речи.

- Развитие памяти.

- Развитие мышления.

Личностные:

-осознание себя, как ученика.

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные:

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них;

-принимать оценку деятельности;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Познавательные:

-выделять общие свойства предмет;

-уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих.

-делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале;

-работать с информацией

54.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

55.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие. Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

56.

1

Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога).

57.

1

Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).

58.

1

Восприятие пространства. Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.

59.

1

Восприятие пространства. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.).

60.

1

Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

61.

1

Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

62.

1

Восприятие пространства. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

63.

1

Восприятие времени. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

64.

1

Восприятие времени. Последовательность событий (смена времени суток).

65.

1

Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

66.

1

Восприятие времени. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

67.

1

Восприятие времени. Дидактическая игра «Веселая неделя».

68.

1

Повторение материала. Сутки. Неделя.

Итого: 68 уроков.

.

2.3. Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение «Развитие сенсорных процессов» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по учебному плану ГБОУ школа № 499 в 1  и 2 классах отводится  по 2 часа в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 66 часов в год (2 ч в неделю) в 1 классе и 68 часов  в год (2 ч в неделю)  во 2 классе с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

       Используемые дидактические материалы на занятиях:

  • Функционально ориентированные игрушки.
  • Дидактические, настольно-печатные игры.
  • Полифункциональные материалы.
  • Игрушки и пособия для развития восприятия, внимания, памяти.
  • Иллюстративный и образно-символический материал.
  • Наглядно-графические модели.
  • Нормативно-знаковый материал.
  • Оборудование для занятий с использованием музыки.
  • Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.

Методическая литература.

  1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
  2. Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
  3. Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
  4. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
  5. Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
  7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
  8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
  9. Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
  10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
  11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
  12. Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
  13. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
  14. Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
  15. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
  16. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
  17. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
  18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
  19. Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
  20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
  21. Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
  22. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
  23. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
  24. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
  25. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адапти-рованную общеобразовательную программу для детей с ограни-ченными возможн...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку

Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

        Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:    1. Учебник  «Букварь» для учащихся 1 класса специальных (кор...

Рабочая программа по математике для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта)

Адаптированная основная образовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это об­ра...

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...