Конспект познавательно - развлекательного занятия «Веселый праздник Новый год»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Гноевая Любовь Николаевна

Данная методическая разработка содержит занимательный материал-викторины , загадки, игры В заниматедльной форме знакомит детей с историей празднования Нового года на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlekatelnogo_zanyatiyanovyy_god.docx229.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно - развлекательного занятия

 «Веселый праздник Новый год»

Цель: Познакомить обучающихся с историей празднования Нового года на Руси, возникновения новых традиций празднования, познакомить учащихся с историей новогоднего праздника;

 Задачи: воспитывать у детей понимание и значение праздника, в игровой форме расширить кругозор детей, сформировать у младших школьников представление о праздновании Нового года, создать условия для положительных эмоций детей;

 способствовать развитию умения вступать в диалог; развитию ассоциативного мышления

- воспитывать чувство любви и уважения к традициям предков, а также к друзьям и дружеским отношениям

- развитие инициативы и творчества детей, двигательной активности;

развивать умение работать в коллективе;

 Оборудование: ноутбук, презентация, цветной картон каждому ребенку пластилин, шаблоны ёлочки, подарки, листочек с четверостишием для поздравления.


 

Ход занятия:

Организационный момент

Создание положительной мотивации.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет

Что за праздник? ...   (Новый год)

Педагог: Заканчивается декабрь… Ребята, все вы ждёте каникул. Но, наверное, с наибольшим нетерпением – Нового года. С приближением этого праздника и дети, и взрослые ждут чего-то сказочного. Приготовление к Новому году тоже доставляет немало удовольствия. Вы пишите письма Деду Морозу, придумываете маскарадные костюмы и подарки для близких.
Вас радует Новогоднее убранство дома, в школе, на улице.
 Запах ёлки, сверкание разноцветных игрушек, мишуры и гирлянд – всё это создаёт неповторимую атмосферу Новогоднего праздника. И вот 31 декабря в полночь бьют куранты, уходит старый год и наступает новый, и на календаре уже 1 января.  

 А знаете ли вы, что не всегда Новый год праздновали 1 января. Давайте, познакомимся с историей празднования Нового года в нашей стране в разные времена.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. Предположительно 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Огонь костра, блины – символ солнца. Зиму прогнали – значит, наступил новый год.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2019/2/6596_e5849959514e7f5c6586f90a81a43d6e.jpg


В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство. Год разделили по юлианскому календарю на 12 месяцев. Началом нового года до конца 14 века стали считать 1 марта.
В конце 15 века православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату до наших дней. По новому стилю летоисчисления 14 сентября православная церковь празднует Новолетие.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2019/2/6596_fd737155f6458cb35018c8cfedf0218a.jpg


В 1699 году Пётр 1 издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. В указе, в частности, говорилось, чтобы по большим и проезжим улицам знатные люди перед воротами украсили деревья и ветви сосновые и можжевеловые, а люди бедные – каждый хотя бы по деревцу или ветке на ворота поставили.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2019/2/6596_e116f281aaf37ea854fd1310bfeafb07.jpg


Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Все горожане должны были учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.  

Педагог: Я приглашаю вас принять участие в нашем новогоднем калейдоскопе.

Педагог: 1 января, как известно, начинается Новый год. Сколько дней осталось до этого дня? А, ну-ка, посчитайте. (3)

- Новый год - самый любимый праздник. А за что мы любим этот праздник? (ответы учащихся).

Без кого не обходится Новый год?

(Без Деда Мороза!)

- Он и добрый, он и строгий,

Бородою весь зарос,

К нам спешит всегда на праздник.

Кто же это?.. (Дед Мороз)

- Да, ребята, без Деда Мороза не обойдётся наш праздник.

-А Дед Мороз к нам с подарками пришел. Но Он у нас Волшебный, и подарки волшебные, чтобы их получить, вы должны выполнить задания Деда Мороза.

Просмотр видео «Как зовут Деда Мороза в разных странах».

Педагог: Какой детский новогодний праздник обходится без новогодней викторины для детей?

-Предлагаю вашему вниманию викторину

1. В какой новогодней песенке поется про маленькую елочку? (Маленькой елочке…)

2. С какого месяца ведет отсчет новый год? (январь)

3. Что называют в народе «белыми мухами»? (снег)

4. В каком мультфильме встретились Лето и Дед Мороз? Дед Мороз и лето)

6. Какое дерево наряжают на Новый Год? (ель)

7. Без чего не может быть метель? (ветер и снег)

8. Кто носит колпачок: Санта или Дед Мороз? (санта)

11. Из чего сделано сердце Снежной Королевы? (лед)

12. Что водят вокруг елки?) хоровод)

13. Как называются новогодние цепочки из цветной бумаги? (гирлянда)

14. Сколько лошадей в упряжке Деда Мороза? (три)

15. Почему именно такое количество лошадей запрягает Дед Мороз? (три зимних месяца)

16. Какая девочка помогает Деду Морозу поздравлять всех с Новым годом? (Снегурочка)

17. Традиционная елочная макушка? (звезда)

18. Что обязательно надевают на новогодний карнавал? (маску или костюм)

19. Круглое елочное украшение – это … (? (шарик)

20. Как называется серебряный наряд на деревьях? (иней)

Ответы:

  1. «Маленькой елочке…». 2. С января. 3. Снег. 4. «Дед Мороз и Лето». 6. Ель. 7. Без снега и ветра. 8. Санта Клаус. 11. Из льда. 12. Хоровод. 13. Гирлянда. 14. Три. 15. Три зимних месяца. 16. Снегурочка. 17. Звезда. 18. Маску. 19. Шар. 20. Иней. 

Педагог: Уже в ноябре на улицах городов появляются праздничная иллюминация и наряженные елки. Раньше люди верили, что, украшая елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но новогодняя елка, украшенная всевозможными игрушками и гирляндами, по-прежнему является символом новогоднего праздника.

Поздравление

Педагог: Ребята, а какой же Новый Год без праздничных поздравлений? Вы, наверное, тоже в ваших семьях желаете друг другу всего самого наилучшего. А ведь это тоже древняя традиция желать всего самого хорошего в Новый Год. Во всем мире люди под бой курантов поздравляют друг друга, говоря самые искренние слова, иногда даже стихами. Давайте и мы с вами попробуем поздравить друг друга. Вы получите одинаковые четверостишья, в которых не хватает последних строчек. Вы должны подобрать рифмы, чтобы у вас получилось законченное стихотворение.

Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
И друг друга с праздником все

Мы поздравляем.

Я желаю всем… (в новом году побольше чудес, тепла семейного очага, добра, здоровья и благополучия)

ПРОДОЛЖИТЕ...

Педагог: а теперь -игра «Покажи, какие игрушки на ёлке »
Вижу, елку наряжали, 
И игрушки подбирали: 
Низкие, высокие, 
Тонкие, широкие, 
Излучающие свет, 
В чем игры моей секрет?


Педагог: - Я буду рассматривать елку, и рассказывать, какие на ней вижу игрушки. Если я вижу «высокие», то вы дружно поднимаете ручки вверх, а если «низкие» — просто приседаете, ручки вниз опускаете. «Широкие» — ручки в стороны, а если «тонкие» — сдвигаем ручки близко друг к другу. А если я скажу: «И все они сверкают!» — вы ручки поднимаете вверх, раскрываете пальчики веером и изображаете сияние. Все понятно?

Приготовились, ребята? 
Низкие, высокие, 
Тонкие, широкие. 
Низкие, широкие, 
Тонкие, высокие. 
Высокие, широкие, 
Низкие, тонкие. 
И все они сверкают, 
Елку украшают!


скажу: «И все они сверкают!» — вы ручки поднимаете вверх, раскрываете пальчики веером и изображаете сияние. Все понятно?

Приготовились, ребята? 
Низкие, высокие, 
Тонкие, широкие. 
Низкие, широкие, 
Тонкие, высокие. 
Высокие, широкие, 
Низкие, тонкие. 
И все они сверкают, 
Елку украшают!


(Педагог: запутывает ребят, делает все невпопад).


Низкие, высокие, 
Тонкие, широкие, 
Излучающие свет, 
Педагог: В чем игры моей секрет?


Я буду рассматривать елку, и рассказывать, какие на ней вижу игрушки. Если я вижу «высокие», то вы дружно поднимаете ручки вверх, а если «низкие» — просто приседаете, ручки вниз опускаете. «Широкие» — ручки в стороны, а если «тонкие» — сдвигаем ручки близко друг к другу. А если я скажу: «И все они сверкают!» — вы ручки поднимаете вверх, раскрываете пальчики веером и изображаете сияние. Все понятно?

Приготовились, ребята? 
Низкие, высокие, 
Тонкие, широкие. 
Низкие, широкие, 
Тонкие, высокие. 
Высокие, широкие, 
Низкие, тонкие. 
И все они сверкают, 
Елку украшают!

8. Ребус «Угадай, какое слово спрятал Дед Мороз» - 

Пахнет праздничный пирог.

Дети смотрят за порог.

Ждут весь вечер, что вот – вот

В гости Дед Мороз придёт.

А в мешке у Дед Мороза

Галстук – папе, маме – роза,

И ещё – ещё подарки:

Куклы, кубики, скакалки…

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u176643/t1514994546ab.jpg

 

9.Новогодний блиц-опрос

 

- Я тоже подготовила для вас подарки. Но чтобы их получить нужно правильно ответить на мои вопросы:

Какое животное стало символом наступающего Нового года?

Где живёт Дед Мороз?

Назовите транспортное средство у Деда Мороза.

Назовите главное украшение новогоднего праздника.

Вокруг чего дети водят хоровод?

Где прячет подарки Дед Мороз?

 

10. Подведение итогов, награда победителей

11.Рефлексия. «Украсим ёлочку» - работа в технике пластилинография. Дети по шаблону обводят контур елочки на картон, раскрашивают елочку пластилином зеленого цвета, украшают ее шарами. Красными - если было интересно на занятии, синими – если было скучно.

Педагог: Поздравления приклеиваем с обратной стороны поделки. Наш подарок готов! Вы можете его подарить своим родным или другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Здравствуй, школа!» Познавательно – развлекательная программа для 1 класса

У всех праздников свои приметы и традиции. Но только 1 сентября на утренних улицах мы встречаем торжественных первоклассников, важно шагающих на свой первый школьный урок. Высоко несут они букеты ярки...

Новогоднее познавательно-развлекательное мероприятие в начальных классах «Как встречают Новый год в разных странах?»

Каждый учитель перед новогодними каникулами обдумывает внеклассное мероприятие. Я предлагаю провести познавательно-развлекательный праздник  «Как встречают Новый год в разных странах?». Цели...

СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ по РАДУГЕ (РАДУЖНЫМ ДОРОЖКАМ)

Работу с родителями выстраиваю как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) тренингов, праздников, викторин  по развитию навыков общ...

Познавательно- развлекательное мероприятие "Праздник дружбы и добра"

Цель мероприятия: укрепление добрых и дружеских отношений среди всех участников праздника через создание радостного настроения и получения положительных эмоций....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ с элементами музыкально-педагогических технологий ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Веселые звуки»

Класс: 2Тема занятия:«Веселые звуки».Тип занятия: внеклассное занятие с элементами музыкально-педагогических технологий.Цель: накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе...