Домашнее воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
статья

       Важнейшее условие благоприятного развития ребенка - правильная организация его семейного воспитания. Роль родителя ребенка с умственной отсталостью трудно переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если он помещен в специальное учреждение. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев, мать делает за ребенка многое из того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью. Очевидно, что умственно отсталые дети нуждаются в помощи и обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем нормально развивающиеся сверстники. Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто - педагогической изобретательности. Но правильный подход, повседневное приучение ребенка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начинает самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помогает родителям. Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самообслуживанию, умению выполнять поручения и несложные виды труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно организовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту, при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их развития заданий. В погоне за «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подготовку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_domashnee_vospitanie.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

       Максимально возможное развитие детей с нарушениями интеллекта в процессе воспитания и обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий.

       Раннее начало коррекционной работы, являясь одним из главных условий, играет чрезвычайно важную роль, так как может привести к значительным положительным сдвигам в развитии умственно отсталых детей. В раннем и дошкольном возрасте работа должна быть направлена на формирование общения, речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий.

Важнейшее условие благоприятного развития ребенка - правильная организация его семейного воспитания. Роль родителя ребенка с умственной отсталостью трудно переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если он помещен в специальное учреждение. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев, мать делает за ребенка многое из того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью. Очевидно, что умственно отсталые дети нуждаются в помощи и обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем нормально развивающиеся сверстники. Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто - педагогической изобретательности. Но правильный подход, повседневное приучение ребенка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку требующий постоянной опеки и ухода ребенок начинает самостоятельно обслуживать себя и даже в меру своих сил помогает родителям. Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самообслуживанию, умению выполнять поручения и несложные виды труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно организовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту, при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их развития заданий. В погоне за «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подготовку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду.

Правильный подход родителей к своему трудному ребенку - не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требовательность, понимание целей и перспектив его воспитания – дает хорошие результаты. Практика показывает, что подросток с проблемами интеллектуального развития может быть воспитан, трудолюбив, опрятен, в определенной мере самостоятелен.

Воспитание умственно отсталого ребенка в семье – довольно непростое дело, требующее от родителей и родственников немалых усилий, проявления необходимых психологических качеств, самоотдачи. Нельзя не отметить, что умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям позволяет определить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком.

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также дает возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъективное восприятие своей семьи ребенком позволяет выявить те взаимоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить место и роль ребенка в семье.

В большинстве семей характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Они настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская и, что особенно страшно, материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми.

Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю их воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.

Таким образом, семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Но, к сожалению, не каждая семья может обеспечить ребенку должное воспитание и обучение. Даже при правильно организованном домашнем воспитании ребенка с умственной отсталостью, необходимо дополнительное взаимодействие ребенка с окружающим миром, сверстниками, педагогами. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо посещать коррекционные учреждения, воспитание и обучение в которых также способствует всестороннему развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Характеризуется речевое развитие у  умственно отсталых  детей. Даётся  методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...

Актуализация компенсаторных возможностей у детей с интеллектуальной недостаточностью

Это диплом по психологии. Обобщение опта работы с детьми классов "Особый ребенок" коррекционной школы 8 вида. Предложены модели и методики оценки компенсаторных возможностей детей. Выявлены способы ак...

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.

Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных каче...