Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.
статья по чтению

Решетникова Ирина Михайловна

Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.

Решетникова И.М.

ГБОУ «СКОШИ №2»

г Улан-Удэ, Республика Бурятия

На сегодняшний день российское общество находится  в моральном смятении, и мы наблюдаем дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой ситуации важнейшей задачей учителя является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может сделать коррекционная  школа и преподаватель?

Я убеждена, что грамотно построенный урок чтения способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка. Чувство красоты природы, окружающих людей, эмоциональный  фон урока   возбуждает непосредственный интерес  у учащихся с интеллектуальной недостаточностью,  обостряет  любознательность,  развивает мышление,  учит доброте, гуманизму по отношению к окружающему миру.

Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.

Для учащихся младших классов СКОУ характерна бессистемность, фрагментарность знаний; неумение выделить существенные признаки в изучаемом материале, что отличает их от учащихся общеобразовательных учреждений.  Принимая во внимание узость восприятия, несформированность представлений, слабость анализирующей деятельности учеников, один и тот же предмет, объект или явление следует изучать с разных сторон, постепенно знакомя детей с различными его признаками.

Поэтому учебная  программа в коррекционной школе построена по принципу концентричности. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного материала, а всё более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

Воспитанию нравственных качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует содержание учебной программы по чтению. Тематика произведений на уроках чтения в СКОУ подобрана с учётом  развития познавательных интересов детей, с целью воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Дети из каждого произведения узнают что-то новое об изучаемом предмете или явлении.

Как сделать так, чтобы учащиеся, с отклонениями в интеллектуальном развитии, всем сердцем полюбили чтение? Как научить их думать, рассуждать? Как повести ребёнка 7-10 лет в мир сопереживания героя? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним,  маленький читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир. Взгляд  на действительность, на человека, свою жизненную позицию.

Развитию воображения, эстетического вкуса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, активизации художественного творчества способствует использование   на уроках чтения метода творческого чтения. Метод творческого чтения я осуществляю по средством таких приемов, как выразительное чтение учителя, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения.

Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому я привлекаю к работе родителей. В работе с детьми и их родителями я используются такие формы работы как: экскурсии, выставки детской литературы, семейные конкурсы знатоков природы и любителей чтения, викторины на различные темы и т.д.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, через чувства, а также формирование навыков терпения и трудолюбия, что немаловажно для  адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе.

                           Литература

1. Беликова Е.В.,Битаева О. И., Елисеева Л.В. «Теория и методика воспитания» [Текст]: - М.: Эксмо, 2018. – 160 с.

2. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений /ред. В.М.Мозгового/- М.: Издательский центр «Академия», 2016. -  224 с.