Лидерский курс "Я - кадет"
рабочая программа (1 класс)

Еланцева Анастасия Александровна

Лидерский курс "Я - кадет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liderskiy_kurs_ya-kadet.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Лидерский курс «Я –кадет»» для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. В современных условиях развития общества успех каждого человека зависит от умения быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, самому себе. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Лидерский курс «Я-кадет».

Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской -Федерации»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2017 №1245, от 20.11.2018 №1391);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министра Образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 года, от 22 сентября 2011 года, от 18 декабря 2012 года, от 29 декабря 2014 года, от18 мая 2015 года, от 31 декабря 2015 года)

Письмо Министерства Образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»

- «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №03-296)

Учет основных требований ФГОС НОО

Программа содержит основные требования ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373) в части организации внеурочной деятельности.  В частности, она направлена на «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества», на воспитание «чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России».

В соответствии с ФГОС НОО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я - кадет» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также конструктивная концепция патриотически-ориентированного образования (О.П. Киреев, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.В. Пионтковский и др.).

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей педагогической задачей является формирование ценностных ориентаций, моделей поведения младших школьников, ознакомление их с общечеловеческими и духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России, чему способствует данная программа.

Учет основных задач образования в регионе:

Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где обозначена цель по развитию «вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе повышение роли школы в воспитании детей».
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости, внедрению инновационных образовательных технологий.
  • Концепция  развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, где подчеркивается важность формирования личности с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом.
  • Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – Югры (с изменениями на 27.11.2017), где поставлена задача формирования у детей и молодежи «основных качеств и компетентностей, позволяющих реализовать патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности».

Учет основных требований образовательной программы

МБОУ «СОКШ №4»

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 30.08.2019 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы.  Содержание программы внеурочной деятельности отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Лидерский курс «Я-кадет» направлен на  создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации учащихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, развитие чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения.

Место программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я-кадет» в основной образовательной программе МБОУ СОКШ №4» (организационный раздел, подраздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю), всего 34 часа. Из них 20% - отведено на занятия теоретического характера, 70% - практические занятия, 10% - занятия, направленные на проверку сформированности компетенций.  

         Цель и задачи программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я – кадет»  (в соответствии с требованиями основной образовательной программы НОО):

Цель: создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы духовно-нравственных ценностей, создание условий для самореализации и социализации учащихся кадетских казачьих классов.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование личностных представлений об основах гражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту учащихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Развитие навыков решения практических задач через моделирование, конструирование, рассуждение, проектирование др.);
  • Формирование у учащихся способов организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой);
  • Формирование навыков продуктивной коммуникации в рамках детско-взрослой общности, разновозрастных объединений.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование  ценностного взгляда на окружающий мир, уважительного отношения к своей стране, к родному краю;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Учет особенностей уровня   образования (ранее – ступени), для которого        разработана программа

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности и предрасположенности к коллективной деятельности. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я».

Лидерский курс «Я-кадет» является интегрированным, включает сведения из таких областей, как история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов, элементов моделирования ситуаций, театрализации жизненных ситуаций. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, организационно-деятельностные игры,  мастерские, конкурсы, викторины, праздники, акции, кинолекторий, сюжетно-ролевые игры, тренинги, творческие проекты.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся. Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся  личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект  детей и эмоциональное   восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения.

Самостоятельная деятельность учащихся организована через взаимодействие в малых группах, проектные задачи. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через публичную защиту проектов, сочинений, театрализованные постановки, моделирование ситуаций, проведение акций и дел. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения.

На первый план при организации самостоятельной деятельности в реализации лидерского курса выходит принцип взаимообучения – обучение с позиции «равный – равному»: это использование опыта шефской деятельности, взаимодействие в разновозрастных группах. То есть в качестве итоговых занятий по разделам и темам используется самостоятельная подготовка и проведение готовых дел для подшефных.

Использование современных образовательных технологий

Программа внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я – кадет» основана на применении современных образовательных технологий и технологий воспитания:

  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами), организационно-деятельностных игр, тренингов;
  • Технология проектной деятельности;
  • Технологии развития социальной активности – волонтерская деятельность, КТД, социальное проектирование;
  • ИКТ-технологии.

Ведущими, безусловно, являются технологии игр (в связи с возрастными особенностями – освоение социальных норм через игру) и технология социального проектирования (адаптированная к младшему школьному возрасту).

В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Социальное проектирование ценно прежде всего тем, что ориентирует учащихся на создание практического продукта, то есть учащиеся индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу на заданную тему: разработка акции, игры, сценария мастерской, экскурсии и пр. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу.

Для оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности используются такие внеаудиторные формы организации внеурочной деятельности, как:

  • Экскурсии, политчасы, социальные гражданско-патриотические практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
  • интернет-форумы,  сетевые дискуссионные площадки, сетевые интерактивные площадки общения в образовательной сети;
  • Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акции «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота», «Лучики в ладошках», «Посылка солдату».

Использование современных учебных материалов:

  • Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы). ЦОРы в соответствии с программой курса;
  • Интерактивные форумы для обсуждения ситуаций в социальной сети класса «Дневник.ру».
  • Комплект интерактивных обучающих программ и тренажеров;
  • Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные форумы с участием других территорий, учебных заведений.
  • Система интерактивного голосования «Вотум» (для проведения диспутов, оценивания и рейтингования творческих проектов).
  • Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения)
  • Образовательная сеть «Я – кадет» (для виртуальных социальных акций и пр.).

Использование современных оценочных средств

Деятельность учащихся оценивается при помощи современных оценочных средств. Задания носят посильный развивающий характер. Главным критерием результативности программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. В связи с этим диагностический инструментарий предусматривает отслеживание индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям.

В качестве оценки результативности программы «Лидерский курс «Я-кадет» используются следующие оценочные средства:

  • Пакет диагностических методик:
  • Опросник «Ценностные ориентации» (оценка сформированности духовно-нравственных основ личности).
  • Опросник «Уровень социальной компетентности младшего школьника».
  • Опросник «Уровень воспитанности младшего школьника»
  • Социометрическое исследование.
  • Педагогический анализ продуктов творческой самостоятельной  деятельности;
  • Педагогическое наблюдение в ситуации создания специальных ситуаций (событийных мероприятий) с использованием матрицы наблюдения за сформированностью социальной компетентности младшего школьника.
  • Публичная защита социального проекта или социально-значимого дела (в том числе в виртуальной сети).
  • Самооценка и самоконтроль: ведение интерактивного дневника лидера (как часть интерактивного портфолио младшего школьника) – фиксация индивидуальных результатов и планирование корректирующей деятельности.

 

Привлечение социальных партнеров

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области патриотического воспитания, для формирования социальных компетентностей и лидерских установок учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Лидерский курс «Я - кадет» привлекаются  социальные партнеры:

  • Городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил (проведение интерактивной площадки «Диалог поколений», социальная операция «Забота», акции «Бессмертный полк», «Рассвет Победы»).
  • МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки» (проведение мастерских «Лучики в ладошках», игр, тренингов, организация шефской деятельности и пр.)
  • Участие в деятельности волонтерского движения «Волонтеры Победы».
  • МБУК «Городская библиотека» - реализация совместного детско-взрослого проекта «Доброволец.РФ».
  • Социально-педагогическая сеть «Дневник.ру» ( организация социальных форумов, обсуждение акций, волонтерских операций).
  • Актив родительской общественности, Совет отцов (совместные семейные творческие проекты, презентации и пр.).

Создание образовательной развивающей среды школы

Программа внеурочной деятельности лидерского курса «Я-кадет» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая направлена на удовлетворению культурно-образовательных, социальных и творческих потребностей младших школьников. Развивающая среда при реализации данной программы включает в себя информационно-методическое пространство (интерактивные форумы и сетевые волонтерские площадки, цифровые образовательные материалы), пространство для детского творчества и совместной творческой деятельности детей и родителей, пространство для организации проектной деятельности и метапредметного погружения.  

Кроме того, программа данного курса способствует наполнению  общественно-политического сегмента информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами, сценариями погружений, квестов, реконструкций, акций, волонтерских проектов и пр.).

Содержание программы внеурочной деятельности лидерского курса

«Я-кадет»

1.Раздел «История кадетского движения».

История кадетских корпусов в России. Навигацкая школа при Петре Первом. Развитие кадетского движения в1730-1740 годах. Кадетские корпуса в дореволюционной России.

Знаменитые выпускники кадетских корпусов. Становление кадетский корпусов. А. В. Суворов.

2.Раздел «Азбука нравственности кадета»

Культура приветствия. Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. Держи свое слово. Быть в ответе за порученное дело – что это значит? Умей ценить своё слово и чужое время. Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе.

3.Раздел. «Я учусь быть кадетом» (социальные практики  в рамках шефской работы). Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.  Тренинги.

4.Политический вестник.

Календарно-тематическое планирование для 1-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» в 1-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетства. История школы (4 часа).
  2.  «Правила жизни» (12 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (13 часов)).
  4. Политический вестник (1 раз в четверть).

Итого – 33 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятия

1

Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?

1

Беседа. Презентация

2

Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия.

1

Беседа. Ролевая игра

3

Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя).

1

Тренинг

4

Кадетское приветствие (рапорт дежурного)

1

Тренинг

5

Кадет на уроке. Правила школьной жизни.

1

Беседа. Моделирование ситуаций

6

Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой?

1

Беседа. Ролевая игра.

7

Культура поведения в столовой.

1

Беседа. Тренинг.

8

Экскурсия в школьный музей  

 

1

Экскурсия

9

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

10

Аккуратность и опрятность – основа успеха.

1

беседа. Презентация.

11

Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле).

1

Тренинг – игра.

12

Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места –порядок на парте).

1

Тренинг – игра

13

Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода).

1

Беседа. Презентация.

14

Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму).

1

Тренинг - игра

15

Культура поведения на прогулке, экскурсии.

1

Беседа. Тренинг.

16

Кадеты нашей школы. Как все начиналось.

1

Экскурсия в школьный музей.

17

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

18

Атрибутика кадетской формы.

1

Беседа. Моделирование эскиза эмблемы класса

19

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.

1

Презентация. Тренинг

20

Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.

1

Презентация. Тренинг

21

Ритуалы в жизни кадета. Клятва.

1

Презентация. Тренинг

22

Культура поведения на  общественных местах (культурный центр, театр).

1

Беседа. Тренинг.

23

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

24

«Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов

1

Беседа.

25

Закон «00» - основное правило жизни настоящего кадета.

1

Беседа. Диспут.

26

Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

1

Беседа. Тренинг

27

Забота о младших – основа кадетского братства.

1

Презентация в детском саду.

28

Как кадет относится к старшим?

1

Беседа.

29

Мини-проект «Ветеран живет рядом» (подготовка подарка ветерану).

1

Проектная деятельность

30

«Ветеран живет рядом». Встреча с ветераном.

1

Беседа.

31

Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

1

Проектная деятельность

32

Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета».

1

Презентация проектов

33

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.


Календарно-тематическое планирование для 2-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» во 2-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетского движения (4 часа).
  2. Азбука нравственности кадета (16 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики старших кадетов в рамках шефской работы (6 часов)).
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого: 34 часа

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

«Кадет – это звучит гордо».

1

Беседа

2

«Из истории кадетского движения»

1

Виртуальная экскурсия.

3

Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.

1

Проектная деятельность. Моделирование знаков отличия

4

Политический вестник

1

Устный журнал.

5

Основные правила жизни в кадетском классе.

1

Беседа

6

Что такое «честь класса».

1

Беседа. Диспут.

7

Мини-проект «Кодекс нашего класса»

1

Проектная деятельность

8

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

9

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

1

Беседа.

10

Быть воспитанным – что это значит?

1

Моделирование ситуаций

11

Мини-проект «Правила вежливости».

1

Проектная деятельность.

12

Политический вестник

1

Устный журнал.

13

Хочу – могу – надо

1

Беседа

14

Держи свое слово.

1

Беседа. Диспут.

15

Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

1

Диспут. Анализ ситуаций.

16

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

17

Умей ценить своё слово и чужое время.

1

Беседа

18

Соблюдение режима дня – воспитание характера.

1

Беседа.

19

Мини-проект «Режим дня»

1

Проектная деятельность

20

Политический вестник

1

Устный журнал.

21

Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе

1

Тренинги по основам поведения

22

Мини-проект «Этикет младшего кадета» (модель поведения).

1

Проектная деятельность

23

«Кадеты нашей школы». встреча с выпускниками кадетских классов

1

Беседа.

24

Политический вестник

1

Устный журнал.

25

Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия.

1

Беседа.

26

Доброта и доброжелательность.

1

Беседа.

27

Спешите делать добро!

1

Разведка полезных дел

28

Мини-проект «Подарок ветерану»

1

Проектная деятельность

29

«Ветеран живет рядом»

1

Встреча с ветераном

30

Политический вестник

1

Устный журнал.

31

Что такое дружба.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

32

«Моё» и «наше».

1

Беседа. Анализ ситуаций.

33

Один за всех все за одного. «Я» и «Мы».

1

Тренинг (веревочная технология)

34

Политический вестник

1

Устный журнал.


Календарно-тематическое планирование для 3-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. «Я -  кадет» (3 часа).
  2.  Азбука нравственности кадета (15 часов).
  3.  Правила общения (8 часов).
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого – 34 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

«Почему я решил стать кадетом?»

1

Диспут.

2

«В тебе взрослеет гражданин»

1

Беседа.

3

«Умей носить кадетскую форму».

1

Тренинг.

4

Политический вестник

1

Устный журнал.

5

Правила вежливого общения.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

6

«Секрет успеха публичного выступления»

1

Беседа. Тренинг  

7

«Секреты успешного спора».

1

Тренинг

8

«Учись отстаивать свою точку зрения»

1

Тренинг

9

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

10

«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь»

1

Проект.

11

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

1

Диспут.

12

Умение владеть собой.

1

Тренинг

13

Политический вестник

1

Устный журнал.

14

Что такое милосердие?

1

Беседа.

15

«Чужого горя не бывает»

1

Беседа.

16

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

1

Проект

17

Политический вестник

1

Устный журнал. Презентация.

18

Честность слов и поступков.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

19

«Один раз обманешь, другой раз не поверят»

1

Беседа. Анализ ситуаций.

20

Держи свое слово

1

21

Политический вестник

1

Устный журнал.

22

О недостатках и слабостях:  высокомерие, корысть, тщеславие…

1

Беседа.

23

Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла.

1

Беседа.

24

«Учись преодолевать свои недостатки»

1

Тренинг

25

«Дорога к победе над собой»

1

Проект (план самовоспитания)

26

Политический вестник

1

Устный журнал.

27

Забота о старших – норма жизни кадета.

1

Беседа. Конкурс эссе.

28

Мини-проект «Подарок ветерану»

1

Проектная деятельность

29

«Ветеран живет рядом»

1

Встреча с ветераном

30

Политический вестник

1

Устный журнал.

31

Безделье и лень портят человека.

1

Беседа. Анализ ситуаций.

32

Дисциплина и дисциплинированность кадета.

1

Беседа. Диспут.

33

Викторина «Азбука нравственности»

1

Викторина

34

Политический вестник

1

Устный журнал.

 


Календарно-тематическое планирование для 4-го класса

«Лидерский курс «Я –кадет»»  в 4-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетского движения в лицах. (8 часов)
  2. Дискуссионный клуб «Кадет». (12 час)
  3. Социальные практики. (6 час)
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Итого – 34 часа.

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятия

1

Вводное занятие. Кадет – это звучит гордо!

1

Организационный практикум

2

Из истории кадетского движения.

5

Беседа. Виртуальная экскурсия в прошлое. Экскурсия в школьный музей. Работа с научно- познавательными статьями. Создание альбома «Из истории кадетского движения». Инсценирование.

3

Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия.

1

Практикум.

4

Основные правила жизни в кадетском классе.

3

Творческие мини-проекты «Правила жизни в кадетском классе». Разработка коллективного проекта.

5

Умей носить кадетскую форму. Политический вестник.

2

Беседа. Тренинг. Виртуальная экскурсия в кадетский корпус. Обзор политических новостей.

6

Что такое «честь класса».

2

Творческие мини-проекты. Разработка коллективного проекта.

7

Политический вестник.

1

Флаг, гимн, герб РФ. Обзор политических новостей.

8

Мини-проект «Кодекс нашего класса».

3

Творческие мини-проекты. Разработка коллективного проекта.

9

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

3

Беседа. Тренинг. Виртуальная экскурс-сия в кадетский корпус.

10

Быть воспитанным – что это значит?

3

Мини-проект «Правила вежливости».

11

Политический вестник.

1

Обзор политических новостей. Дидактическая игра «В мире информации»

12

Хочу – могу – надо.

2

Тренинг.

13

Быть в ответе за порученное дело – что это значит?

3

Тренинг. Игры на сплочение детского коллектива.

14

В тебе взрослеет гражданин.

2

Дидактическая игра. Презентация «Мои достижения».

Результаты освоения программы лидерского курса «Я-кадет».

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • уметь работать с источником (книгой, статьей), пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию);
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

Познавательные универсальные учебные действия:

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • участвовать в беседе, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • высказывать свое суждение;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • участвовать в конкурсах , в публичных презентациях;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе,  библиотеке, дома.

Личностные универсальные учебные действия:

  • определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

Список литературы

  1. Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] / Ю.А. Елесеева. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (22 февр. 2015г.)
  2. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.)
  3. Людмила Васильева-Гангнус: Азбука вежливости, издательство: Нигма, 2016 г.
  4. Гончарова, Вервицкая: Еня и Еля. Азбука этикета,издательство: Белый город, 2016

Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36. 

  1.  Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011
  2. А.А Друкарев «О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.
  3.  О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2015. – 333 с.

 

______________                                        ____________________________

подпись                                                расшифровка  подписи

                                                        «_____»_______________20__ г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализированное представление "Курить или не курить?"

Классный час по разделу "Вредные привычки"...

Формирование лидерских качеств личности на примере литературного героя

В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это необходимая подготовка к жизни, её ...

Классный час "Курить или не курить"

Курить или не курить? Каждый школьник ответит, что курить вредно. Но запретный плод все время тянет к себе, возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы.Курить или не курить? ...

Антинаркотический урок "Курить или не курить? Выбирать тебе!"

Внеклассное мероприятие для подростков антиникотиновой тематики...

Буклет "Курить или не курить? Вот в чём вопрос..."

Никотин, свойства табачного дыма......

«Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств» - презентация

    Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально пр...

Основной вопрос "Курить или не курить?"

Перед занятием проводится предварительная работа -анкетирование. Занятие проводится в форме- круглый стол. Присутствуют: врач, медсестра, продавец табачных изделий, психолог школы, педагоги и обучающи...