Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга талантов" (для обучающихся начальных классов"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Макаева Зоя Владимировна

  Цель  курса "Радуга талантов":

-раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение обучающимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг, музыки и театра;

-формирование творческого потенциала обучающихся посредством художесственного и декоративно - прикладного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 7-10 лет)

C:\Users\Зоя\Desktop\001.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа курса «Радуга талантов» реализуется по общекультурному направлению.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Настоящая дополнительная общеобразовательная  программа «Радуга талантов» разработана  с учётом:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 Письма  Минобрнауки  России  от 11.12.2006 г.  № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Устава и Лицензии МОУ «Репецкая средняя общеобразовательная школа»» на образовательную деятельность.

 Цели курса «Радуга талантов»  - является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение обучающимися  навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг, музыки и театр;

 формирование творческого потенциала учащихся посредством занятий художественного и декоративно-прикладного творчества.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач

Обучающие:

  • получать знания по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
  • уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,    композиции;
  • развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать творческие способности, духовную культуру;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитательные:

  • изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;
  • прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
  • воспитывать у детей уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;
  • формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
  • развивать уверенность в себе;
  • развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.

Общая характеристика курса

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: географии, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературы.

Педагогическая целесообразность данного курса «Радуга талантов» для обучающихся начальных классов обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники, выставки работ.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки  сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к  искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: ·

- составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

- создание коллективных творческих проектов;

- публичные выступления;

- участие в творческих конкурсах различного уровня;

- школьные фестивали искусств, конкурсы, выставки

Курс «Радуга талантов» состоит из четырёх разделов:

1.Литературный калейдоскоп.                                                                                                           2.Весёлые нотки.                                                                                                                                                             3. Радуга творчества.                                                                                                                                               4. Театральный мир.

Актуальность программы

Российское государство остро нуждается в развитии творческого потенциала учащихся, хорошо ориентированных в социуме и в ремесле, креативных, конкурентоспособных. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, что особенно актуально сегодня не может быть успешно решено без глубокого познания наследия своего народа, освоения народной культуры. Панно в техниках квиллинг, торцевание, сувениры и поделки из модулей, солёного теста, пластилина имеют и эстетическую и практическую ценность, полезное бытовое назначение.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, содержание данной программы ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся, адаптированных в социальной среде.

Новизна программы. Программа предполагает углубленное изучение различных модулей по теме декоративно –прикладного творчества. Изучение выборочных тем, заключенных в модули, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.

Педагогическая целесообразность.

Ориентация на приоритет творчества - рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры - формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности учащихся.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности – ученику и педагогу представляется возможность выбора образовательного маршрута, содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет эмоционально-психологической комфортности и интенсивности образовательной деятельности учащихся.

Место курса в учебном плане

    На изучение курса «Радуга талантов»  в начальной школе отводится 34 ч ( 1 час в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии  основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

Личностные результаты:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; оценивать достигнутые результаты;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Познавательные УУД:

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение;
  • уметь работать со справочной литературой;
  • в случае обнаружения отличий при сравнении результатов с заданным эталоном осуществлять контроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения;
  • умение слушать и вступать в дискуссии, участвовать в коллективном обсуждении проблем; в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие.

Предметные результаты

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • моделировать и конструировать предложенную (поставленную) творческую задачу
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
  • осознание эстетической функции литературы, музыки ;
  • умение воплощать  образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный калейдоскоп.                                                                                                          

Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. Произведения для детей и о детях. Произведения о животных

2. Весёлые нотки. Знакомство с голосовым аппаратом. Детские песни в нашей жизни. Музыкальные игры и загадки. Песенки из мультфильмов.

3. Радуга творчества.       Художественное моделирование из бумаги путем складывания.  Аппликация из ткани.   Цветы из ткани.  Пластилиновая аппликация на картоне.    Композиции из засушенных листьев.   Мозаика из семян. 

                                                                                                                                                                  4. Театральный мир.  Путешествие в волшебный мир театра.  Устройство    декораций.  Особенности изготовления масок, костюмов.  Речевая гимнастика. Выбор  произведения для постановки. Подготовка и показ спектакля.

Учебно-тематический план

№п./п.

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Литературный калейдоскоп

7

2.

Весёлые нотки.

9

3.

Радуга творчества.      

10

4.

Театральный мир  

10

 Всего:

36

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

 Примерная программа по музыке, серия «Стандарты второго поколения», ч.2, М.:

 Просвещение, 2010

 Д.М.Кабалевский «Как рассказать детям о музыке?» М.,Советский композитор, 1998

  М.В. Батицкий Знаете ли вы музыку?

  Е.Гульянц Музыкальная Азбука для детей. М. Аквар 1997

  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. М.АСТ., 1999                                                            

Г. П. Шалаева  «Учимся рисовать» 2012 год.

Алена Багрянцева  «домашние любимцы из пластилина» 2014 год.

Ксения Митителло «Аппликация. Дом из ткани» 2004 год.
Сюзанна Гирндт  «Разноцветные поделки из природных материалов»
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” 
Оксана Пойда « Мастерим вместе с детьми» 2013 год.

Христиане Штеффан  «Зверушки-шарики из бумажных полосок» 2014 год.

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” 
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах” 
М.А.Гусакова “Аппликация” 
С. В. Клочкова «Бумага. Энциклопедия всех техник»
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка” 
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей” 
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” 

    Н.М.Конышева “Умелые руки”

          

     

Перечень дидактических материалов:

Рабочие тетради по основам народного искусства «Искусство детям» 2010 год.

Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких» 2008 год.

Сержантова Т. Б.  «Оригами. Лучшие модели»

Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги» 2012 год.

Практический курс  «Искусство рисования и живописи»

Журналы  «Веселый художник»

Татьяна Носова рабочая тетрадь «Ситцевый лоскуток»

 Ольга Соловьева рабочая тетрадь «Необыкновенное рисование»

Описание оснащения.

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, обои) .

2. Цветной картон (однослойный, многослойный, гофрированный) .

3. Фломастеры, гуашь, акварельные краски, маркеры, карандаши цветные и графические.

4. Различная ткань, вата, синтепон, нитки, поролон, салфетки.

5. Клей, кисти, ножницы, линейки.

6. Цветные иллюстрации по всем разделам.

Технические средства обучения

 Оборудование рабочего места учителя:

– классная доска с креплениями для таблиц;

– магнитная доска;

– персональный компьютер с принтером;

– ксерокс;

– аудиомагнитофон;

– CD/DVD-проигрыватель;

– телевизор с диагональю не менее 72 см;

– проектор для демонстрации слайдов;

– мультимедийный проектор;

– экспозиционный экран размером 150х150 см;

– фотокамера цифровая (по возможности).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п./п.

Тема занятия

Дата

по плану

факт.

Литературный калейдоскоп (7ч)

1.

Клуб почемучек

2.

Поляна сказок

3.

Книжкин дом (ремонт книг)

4.

Игры с буквами

5.

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, загадки

6.

Стихи и рассказы  о детях и для детей.

7.

Конкурс чтецов стихотворений о войне

Весёлые нотки (9ч)

8.

Осень: поэт, художник, композитор

9.

Озорные песенки из мультфильмов

10.

Танцуют и поют все дети

11.

Новогодний калейдоскоп

12.

Игра «Угадай мелодию»

13.

Россия – Родина моя.-

14.

Маленькая страна – школа моя

15.

Частушки

Радуга творчества (10 ч)

16.

Художественное моделирование из бумаги.

17.

Аппликация из ткани.  

18.

Цветы из ткани.  

19.

Пластилиновая аппликация на картоне.    

20.

Композиции из засушенных листьев

21.

Мозаика из семян. 

22.

Путешествие в волшебный мир театра

23.

Букет для мамы

24.

Экспонаты для выставки декоративно-прикладного творчества

25.

Конкурс «Пасхальная радость»

Волшебный мир театра (10 ч)

27.

Путешествие в волшебный мир театра

28.

  Устройство    декораций.  

29.

Особенности изготовления масок, костюмов

30.

Речевая гимнастика.

31.

Выбор  произведения для постановки.

32-36

Подготовка и показ спектакля.



Предварительный просмотр:

 7-10 лет)

C:\Users\Зоя\Desktop\001.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа курса «Радуга талантов» реализуется по общекультурному направлению.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Настоящая дополнительная общеобразовательная  программа «Радуга талантов» разработана  с учётом:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 Письма  Минобрнауки  России  от 11.12.2006 г.  № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Устава и Лицензии МОУ «Репецкая средняя общеобразовательная школа»» на образовательную деятельность.

 Цели курса «Радуга талантов»  - является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение обучающимися  навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг, музыки и театр;

 формирование творческого потенциала учащихся посредством занятий художественного и декоративно-прикладного творчества.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач

Обучающие:

  • получать знания по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • формировать творческое мышление;
  • развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
  • уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,    композиции;
  • развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать творческие способности, духовную культуру;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитательные:

  • изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;
  • прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
  • воспитывать у детей уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;
  • формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
  • развивать уверенность в себе;
  • развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.

Общая характеристика курса

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: географии, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературы.

Педагогическая целесообразность данного курса «Радуга талантов» для обучающихся начальных классов обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники, выставки работ.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки  сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к  искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: ·

- составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

- создание коллективных творческих проектов;

- публичные выступления;

- участие в творческих конкурсах различного уровня;

- школьные фестивали искусств, конкурсы, выставки

Курс «Радуга талантов» состоит из четырёх разделов:

1.Литературный калейдоскоп.                                                                                                           2.Весёлые нотки.                                                                                                                                                             3. Радуга творчества.                                                                                                                                               4. Театральный мир.

Актуальность программы

Российское государство остро нуждается в развитии творческого потенциала учащихся, хорошо ориентированных в социуме и в ремесле, креативных, конкурентоспособных. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, что особенно актуально сегодня не может быть успешно решено без глубокого познания наследия своего народа, освоения народной культуры. Панно в техниках квиллинг, торцевание, сувениры и поделки из модулей, солёного теста, пластилина имеют и эстетическую и практическую ценность, полезное бытовое назначение.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, содержание данной программы ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся, адаптированных в социальной среде.

Новизна программы. Программа предполагает углубленное изучение различных модулей по теме декоративно –прикладного творчества. Изучение выборочных тем, заключенных в модули, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.

Педагогическая целесообразность.

Ориентация на приоритет творчества - рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры - формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности учащихся.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности – ученику и педагогу представляется возможность выбора образовательного маршрута, содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет эмоционально-психологической комфортности и интенсивности образовательной деятельности учащихся.

Место курса в учебном плане

    На изучение курса «Радуга талантов»  в начальной школе отводится 34 ч ( 1 час в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии  основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

Личностные результаты:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; оценивать достигнутые результаты;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Познавательные УУД:

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение;
  • уметь работать со справочной литературой;
  • в случае обнаружения отличий при сравнении результатов с заданным эталоном осуществлять контроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • умение адекватно использовать грамотную речь для диалога и аргументировать свою точку зрения;
  • умение слушать и вступать в дискуссии, участвовать в коллективном обсуждении проблем; в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие.

Предметные результаты

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • моделировать и конструировать предложенную (поставленную) творческую задачу
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
  • осознание эстетической функции литературы, музыки ;
  • умение воплощать  образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный калейдоскоп.                                                                                                          

Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. Произведения для детей и о детях. Произведения о животных

2. Весёлые нотки. Знакомство с голосовым аппаратом. Детские песни в нашей жизни. Музыкальные игры и загадки. Песенки из мультфильмов.

3. Радуга творчества.       Художественное моделирование из бумаги путем складывания.  Аппликация из ткани.   Цветы из ткани.  Пластилиновая аппликация на картоне.    Композиции из засушенных листьев.   Мозаика из семян. 

                                                                                                                                                                  4. Театральный мир.  Путешествие в волшебный мир театра.  Устройство    декораций.  Особенности изготовления масок, костюмов.  Речевая гимнастика. Выбор  произведения для постановки. Подготовка и показ спектакля.

Учебно-тематический план

№п./п.

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Литературный калейдоскоп

7

2.

Весёлые нотки.

9

3.

Радуга творчества.      

10

4.

Театральный мир  

10

 Всего:

36

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

 Примерная программа по музыке, серия «Стандарты второго поколения», ч.2, М.:

 Просвещение, 2010

 Д.М.Кабалевский «Как рассказать детям о музыке?» М.,Советский композитор, 1998

  М.В. Батицкий Знаете ли вы музыку?

  Е.Гульянц Музыкальная Азбука для детей. М. Аквар 1997

  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. М.АСТ., 1999                                                            

Г. П. Шалаева  «Учимся рисовать» 2012 год.

Алена Багрянцева  «домашние любимцы из пластилина» 2014 год.

Ксения Митителло «Аппликация. Дом из ткани» 2004 год.
Сюзанна Гирндт  «Разноцветные поделки из природных материалов»
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” 
Оксана Пойда « Мастерим вместе с детьми» 2013 год.

Христиане Штеффан  «Зверушки-шарики из бумажных полосок» 2014 год.

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” 
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах” 
М.А.Гусакова “Аппликация” 
С. В. Клочкова «Бумага. Энциклопедия всех техник»
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка” 
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей” 
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” 

    Н.М.Конышева “Умелые руки”

          

     

Перечень дидактических материалов:

Рабочие тетради по основам народного искусства «Искусство детям» 2010 год.

Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких» 2008 год.

Сержантова Т. Б.  «Оригами. Лучшие модели»

Селезнева Е. В. «Цветы и игрушки из скрученной бумаги» 2012 год.

Практический курс  «Искусство рисования и живописи»

Журналы  «Веселый художник»

Татьяна Носова рабочая тетрадь «Ситцевый лоскуток»

 Ольга Соловьева рабочая тетрадь «Необыкновенное рисование»

Описание оснащения.

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, обои) .

2. Цветной картон (однослойный, многослойный, гофрированный) .

3. Фломастеры, гуашь, акварельные краски, маркеры, карандаши цветные и графические.

4. Различная ткань, вата, синтепон, нитки, поролон, салфетки.

5. Клей, кисти, ножницы, линейки.

6. Цветные иллюстрации по всем разделам.

Технические средства обучения

 Оборудование рабочего места учителя:

– классная доска с креплениями для таблиц;

– магнитная доска;

– персональный компьютер с принтером;

– ксерокс;

– аудиомагнитофон;

– CD/DVD-проигрыватель;

– телевизор с диагональю не менее 72 см;

– проектор для демонстрации слайдов;

– мультимедийный проектор;

– экспозиционный экран размером 150х150 см;

– фотокамера цифровая (по возможности).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п./п.

Тема занятия

Дата

по плану

факт.

Литературный калейдоскоп (7ч)

1.

Клуб почемучек

2.

Поляна сказок

3.

Книжкин дом (ремонт книг)

4.

Игры с буквами

5.

Малые фольклорные жанры: народные песенки,  потешки, загадки

6.

Стихи и рассказы  о детях и для детей.

7.

Конкурс чтецов стихотворений о войне

Весёлые нотки (9ч)

8.

Осень: поэт, художник, композитор

9.

Озорные песенки из мультфильмов

10.

Танцуют и поют все дети

11.

Новогодний калейдоскоп

12.

Игра «Угадай мелодию»

13.

Россия – Родина моя.-

14.

Маленькая страна – школа моя

15.

Частушки

Радуга творчества (10 ч)

16.

Художественное моделирование из бумаги.

17.

Аппликация из ткани.  

18.

Цветы из ткани.  

19.

Пластилиновая аппликация на картоне.    

20.

Композиции из засушенных листьев

21.

Мозаика из семян. 

22.

Путешествие в волшебный мир театра

23.

Букет для мамы

24.

Экспонаты для выставки декоративно-прикладного творчества

25.

Конкурс «Пасхальная радость»

Волшебный мир театра (10 ч)

27.

Путешествие в волшебный мир театра

28.

  Устройство    декораций.  

29.

Особенности изготовления масок, костюмов

30.

Речевая гимнастика.

31.

Выбор  произведения для постановки.

32-36

Подготовка и показ спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Пластилиновый мир"

Дополнительная программа художественной направленности "Пластилиновый мир" предназначена для младших школьников (6-10 лет) и  расчитана на 1 год обучения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...