Рабочая программа "Прогулки по Петербургу" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа "Прогулки по Петербургу" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1_klass_progulki_po_peterburgu.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Прогулки по Петербургу»

1 класс

Рабочая программа по курсу «Прогулки по Петербургу » разработана в соответствии с законом «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы № 596 с углубленным изучением французского языка.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Прогулки по Петербургу» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:  

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
  3. План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 596;
  4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам ГБОУ СОШ № 596 по реализации ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Прогулки по Петербургу» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс. Длительность занятия – 35 минут.  

                        

Цель программы.

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   На курс «Прогулки по Петербургу» для 1 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 33 часа. В соответствии с учебным календарным планом 2020-2021, с учебным планом ГБОУ школы № 596 на курс «Прогулки по Петербургу» в рабочей программе отводится 33 часа. Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю.

Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

В 1 классе продолжительность занятия – 35 минут

Содержание программы.

Образовательные:

- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;

- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем

- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к своей Родине.

- Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, разбившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах, и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Приморского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

             Курс «Наш город -  Санкт-Петербурга» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга, начать изучать предмет с любого года обучения.

1 класс.

Курс «Прогулки по Петербургу» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

Методы обучения.

Реализации задач курса «Прогулки по Петербургу» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  2. формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  3. обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  4. выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Прогулки по Петербургу» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

- лекции;

- практические занятия

- экскурсии

- опыты, наблюдения

- исследовательская деятельность

- презентации, конкурсы

- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

При отборе и построении программы используются средства:

- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);

- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

- информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Прогулки по Петербургу» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;

- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

- активизация познавательной деятельности;

- поддержка устойчивого интереса к обучению;

- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

- создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громко речевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

повысить творческую активность и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;

- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

 - Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);

- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  7. Наглядные пособия.

К техническим средствам обучения относятся:

  1. DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
  2. видеофильм "Санкт-Петербург"
  3. видео экскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

Требования к уровню подготовки учащихся.

- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного;

-называть конкретные экспонаты и городские объекты (соответственно программе);

-узнавать их по изображению;

-рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;

- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);

-рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;

-соотносить фамилию и конкретный памятник;

- рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;

- разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Календарно – тематическое планирование.

«Прогулки по Петербургу».

1 класс

№  урока

Тема урока

Кол.

час.

1

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

2

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

3

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

4

Мой район. Приморский, почему так назван.

1

5

Достопримечательности района

1

6

Экскурсия по району, место дуэли А.С. Пушкина

1

7

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

8

Наш город - Санкт Петербург (заочное путешествие по городу).

1

9

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

10

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

11

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева.

1

12

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

13

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.  Троицкая площадь.

1

14

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

15

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства

1

16

Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история.

1

17

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

1

18

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

19

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

20

Площадь Декабристов. Медный всадник.

1

21

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор

1

22

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

23

Главная улица. Невский проспект.

1

24

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

1

25

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

1

26

Аничков дворец. Аничков мост.

1

27

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова

1

28

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

29

Дворцы.

1

30

Музеи. Театры.

1

31

Знаешь ли ты свой город? (викторины, конкурсы).

1

32

Резерв

1

33

Резерв

1

                                                                                                                                                  ИТОГО:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...