Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
статья

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлен личный опыт по выявлению и развитию одаренности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе. Для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Цель работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент,   еще не проявилась.

Среди наиболее характерных, а потому часто встречающихся особенностей одаренных детей зарубежными и отечественными учеными выделены следующие:

•        раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

•        быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;

•        сформированность навыков логического мышления;

•        богатство активного словаря;

•        быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций;

•        выраженная установка на творческое выполнение заданий;

•        развитость творческого мышления и воображения (креативность);

•        владение основными компонентами умения учиться;

•        позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой (П. Торренс и др.)

•        выявление способностей к изобразительной деятельности;

•        выявление способностей в двигательно–ритмической сфере;

•        выявление способностей к сочинительству и художественной декламации;

•        выявление лидерских качеств, способность к коммуникации.

А. И. Савенков выделяет некоторые особенности психического развития одаренных детей. Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Эти понятия обозначают известную каждому педагогу «лесенку», ведущую к вершинам познания. На первой ее ступени стоят все дети. Однако только у части детей любопытство переходит в любознательность, развивается стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, нагрузке характерна для одаренных детей.

Работа с одаренными детьми строится мною на основе диагностики, включающей в себя анкету для родителей (Приложение 1), результаты постоянного наблюдения за поведением ребенка в разных ситуациях, экспертную оценку продуктов деятельности детей и анализ их реальных достижений в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах. На основе такого комплексного характера оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка можно охватить более широкий спектр его способностей. В частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр. В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность. Далее, на основе работы с литературой  «Рабочая концепция одаренности», диалога с родителями выбираю и применяю формы индивидуализации и дифференциации обучения.

 Можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:

1)        индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2)        работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

3)   система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

4)   детские научно-практические конференции и семинары (Приложение 2).

Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:

Учебный год

Этапы

Способы

Результат

2016-2017

Диагностический этап

  • педагогическая диагностика;
  • психологическая диагностика;
  • специальная диагностика (углубленная);
  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Карта одаренного ребенка

2017-2018

Выделение группы детей со специальными способностями

  • углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития;
  • подбор литературы по тематике;
  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;
  • подготовка бесед по проблемам одаренности;
  • просветительская работа с родителями.
  • составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

2018-2019

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

Поддержка и стимулирование одаренных детей

  • банк информации по работе с одаренными детьми;
  • поощрение их активности; развитие стремления к самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

  Широкие возможности для наблюдения за детьми и их познавательной деятельностью дает УМК «Школа России».

В учебнике математики (М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова  такие задания наблюдаются на протяжении всего учебника. Например, «Странички для любознательных», задания повышенной сложности (задания с несколькими решениями, задания по выполнению проектов и т. д.). Работая над такими заданиями учебника,  выявляю, у кого из детей любопытство не переходит в познавательную потребность, а у кого решение нестандартных задач вызывает интерес и желание найти решение, довести дело до конца. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, один из признаков одаренности (Д. Гилфорд и др.).Так, например, при работе с учебником «Окружающий мир» А. А. Плешакова (1 класс), используя проблемно-диалогическую технологию постановки учебной задачи «Кто такие птицы?», видно, что многие дети, ответив, что птицы – это животные имеющие крылья, и узнав, что это не так, не стремятся решить проблему – нет познавательной активности. Применяя на уроках проблемно-диалогическую технологию достаточно быстро выявляются дети со сверхчувствительностью к проблемам.

 Одаренные дети любят решать   задачи дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа понимают самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач, в том, что они допускают множество правильных ответов.    

В 3 – 4 классах учащиеся пытаются найти, выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Дети 1 – 2 класса, находят все решения. Наиболее простой пример для 1 класса, в «Азбуке» УМК «Школа России» - какие слова спрятались в слове, подбери слова к схеме слова и т. д.  Учащихся просят выполнить задания: «Кто больше назовёт слов со звуком _?», «Продолжи перечисление» «Имена» - продолжи цепочку имен; «Кто больше» - составь слова из букв данного слова; «Чудесное превращение», «Цепочка слов».

Одаренный ребенок значительно быстрее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимают связи и отношения между явлениями, предметами, событиями. Например, первый урок Азбуки – «Здравствуй, школа!»   – Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? (Ответы детей: форма, рюкзак, класс и т. д.) И только одна девочка ответила:- Пока ничего, проснулась как в садик, форма школьная, но и в садике одежда разная, рюкзак, и в сад носили игрушки, пока не знаю, наверно ответ я узнаю позднее…).

Одаренный ребенок способен на яркое и гибкое мышление, проявляет способность выдвигать новые неожиданные идеи. Такие дети при подведении итога урока   задаются вопросом: «Что будем делать на следующем уроке?» им интересно продолжение, стремление узнать, научиться новому. Одаренных детей отличает хорошая память и высокая концентрация внимания, потребность в самоактуализации. Это дети, с интересом работают над проектами, ищущие дополнительный материал к уроку, выполняющие творческие задания. Для них характерны: устойчивость и широта интересов, упорство в достижении целей, они стремятся не только закончить работу, но и выполнить как можно качественнее. Социальная автономность – одна из отличительных особенностей одаренных детей. Уроки, занятия в традиционном режиме им просты и однообразны, а оттого скучны и неинтересны. Поэтому в собственной работе мной используются современные образовательные технологии, возможности УМК для создания благоприятных условий развития потенциала одаренных детей.

Поделиться

Список литературы:

  1. Канакина В. П. Русский язык.1 кл: учеб. Для общеобразов. Орг. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 8-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
  2. Моро М. И. Математика .1 кл: учеб. Для общеобразов. Орг.: в 2-х ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. — 7-е изд.— Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир: учеб. Для общеобразов. Орг. 1 кл. : в 2-х ч. / А. А. Плешаков. — 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России)/
  4. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. «Русская азбука». Учеб. Для общеобразов. Орг. 1 кл. : в 2-х ч. /— 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016.

 

Приложение 1

Анкетирование

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:

научная

творческая

спортивная

Приложение 2

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2016  – 2017 год

Беседы, занятия в предметном кружке.

Беседы, игры, конкурсы,

Уроки здоровья, походы,

обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

спортивные праздники

2017  – 2018 год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ,

предметные олимпиады.

Викторины ,проекты , наблюдения, выступления на школьных праздниках.

Классные часы, организация  внеурочных

спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности

2017  – 2018 год

Сообщения, презентации, тестирование.

Конкурсы рисунков, плакатов,

занятие в кружках, секциях.

Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты, сдача норм ГТО.

2018-2019 год

Беседы, проекты, презентации.

Выступления на школьных праздниках, подготовка презентаций.

Проведение спортивных мероприятий, эстафет.

2019-2020 год

Участие в

Предметных олимпиадах

Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и республиканского уровнях

 Сдача норм ГТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной  деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности

Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад

Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)

Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Одним из важнейших направлений педагогического коллектива является создание условий для формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в и...

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся...