Программно-методическое сопровождение образовательного процесса
статья

Цыжипова Юлия Булатовна

Программно-методическое сопровождение образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Основной формой организации учебной деятельности в начальных классах школы №60 является надомное обучение. При организации учебного процесса возникают трудности в связи с тем, что не все родители имеют возможность для организации рабочего места ученика, соответствующего современным требованиям. Поэтому, кроме индивидуальной программы учащегося, конспекта урока, дидактического материала в бумажном варианте, «Портфель учителя школы № 60» дополнен   электронными пособиями и макбуком. 

Учебно-методическое обеспечение

В своей работе использую учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России», который включает в себя завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования:

Русский язык. Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. идр. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.

Данный учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.

Учебный комплекс построен в соответствии с современными принципами преподавания: доступность и наглядность обучения, развитие и поддержание познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников. Пособия создают условия для формирования навыков самоконтроля и самообразования, позволяют формировать общеучебные, интеллектуальные умения, совершенствовать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности с учетом специфики каждого предмета.

Следует отметить, что интеллектуальный потенциал учащихся, которых я обучаю, потребности родителей в получении качественных знаний школьниками оказали существенное влияние на выбор именно этого УМК. Учитывалось и то, что обучение по данным УМК не нарушает преемственности при переходе в среднее звено, и, что очень важно, соответствует целям и задачам учебного процесса в условиях обновленного содержания образования за курс начальной школы. Роль и значение каждого учебного предмета в контексте УМК «Школа России» обозначены в содержании образовательных программ. Отмечая плюсы данного УМК, нужно отметить, что в связи с отсутствием детально-проработанных требований по формированию метапредметных навыков в преподавании отдельных предметов желательно бы внести следующие изменения:

• Предусмотреть инструкции для учащихся к заданиям, нацеленным на формирование общеучебных умений и навыков в учебниках по математике.

• Расширить материал, способствующий формированию российской гражданской идентичности как средство личностного развития учащихся и соответствующих в то же время возрастным особенностям.

Учащиеся нашей школы – это особый контингент детей, которые нуждаются в особом подходе. Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом,с  отличиями в психофизиологическом развитии. Работая  в  школе индивидуального обучения, учитель должен знать не только форму и степень заболевания, но и знать особенности и приемы работы с такими детьми, прогнозировать результаты. Под особым подходом подразумевается индивидуализация предметных программ, в которых учитывается объем изучаемого материала; подбираются задания, направленные для успешного усвоения учебного материала и развития универсальных учебных действий. Поэтому моя задача – найти эффективные методы и приемы обучения, которые  не приводят к чрезмерно эмоциональному напряжению и неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья ребенка и создавать все условия для индивидуального развития каждого ученика.  В связи с этим наиболее существенным является вопрос о том, как должен быть построен процесс обучения, чтобы я реально могла учесть особенности и возможности своих учеников.

Основанием для планирования моей дальнейшей работы с детьми, переступившими порог школы, является педагогическая  диагностика. Итоги диагностики дают мне возможность определить уровень развития учащихся, их готовность к обучению в школе,  понять особенности ребенка с ОВЗ  как формирующейся личности, возрастных и индивидуальных особенностей .

На основе анализа результатов диагностики я составляю индивидуальную рабочую программу  на конкретного учащегося. Структура индивидуальной рабочей программы принципиально не отличается от любых других рабочих программ. Отличие заключается в постановке кроме основных целей, задач еще коррекционных задач и коррекционных упражнений. В пояснительной записке даются описания особенностей развития учащегося, обоснования   распределения часов по разделам и темам в зависимости от темпа усвоения учащимся учебного материала, скорости мышления и т.д. При этом учитываются комплекс обстоятельств: особенности психики ребенка, уровень его интеллектуального развития, уровень его социальной дезадаптации, особенности восприятия учебного материала, скорость мышления. Работа по индивидуальной рабочей программе дает мощный толчок в развитии ребенка потому, что она ориентирована на продуктивную деятельность ученика. Основной целью реализации учебной программы является интеллектуальное и личностное развитие ребенка в процессе обучения

Индивидуальную рабочую программу реализую через уроки, проведение коррекционных занятий, организацию самостоятельной работы учащихся. Все это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, успешной их социальной адаптации и, в дальнейшем, интеграции в социум. Мои ведущие принципы при обучении детей по любой программе: принцип деятельности, принцип психологической комфортности на уроках, принцип создания ситуации успеха, принцип сотворчества. Коррекционные занятия – форма проведения занятий с ребенком с целью коррекции нарушенных психических функций: памяти, мышления, внимания, сенсорных нарушений. Мною для моих учеников разработаны коррекционно-развивающие упражнения , которые не только способствуют коррекции нарушенных психических функций, но и решают учебные задачи. Проводимые упражнения должны быть посильными ученику, вызывать у него интерес и способствовать развитию его личностных характеристик. Данные рабочие программы помогают мне эффективно и качественно проектировать образовательный процесс.

Для работы по УМК «Школа России»  у меня  подобраны и систематизированы дидактические и методические материалы. Это учебники, методические пособия, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

Неотъемлемой частью современного урока становится использование интерактивных учебных пособий. Для ученика электронные образовательные ресурсы (ЭОР)— это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Самым эффективным электронным образовательным ресурсом, я считаю - мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия, закладываются основа мышления и практической деятельности ребенка.

Такие учебные ресурсы используются мной на этапе закрепления материала, как нестандартная форма контроля, а также для работы учащихся во внеурочное время самостоятельно или под руководством родителей. Материалы этих образовательных комплексов помогают также разнообразить урок при объяснении нового материала. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Занимательные интерактивные задания помогут ребенку в увлекательной игровой форме получить знания по разным предметам 1- 4 класса.

ЭОР представлены в виде комплектов, привязанным к основным системам учебников, в частности электронные приложения к УМК «Школа России»:

- Интерактивные таблицы к учебнику «Русская азбука», 1 класс, авт. В.Г. Горецкий.

- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, к учебнику «Математика», 1 -4 класс, авт. М.И. Моро, к учебнику «Окружающий мир», 1-4 класс, авт. А.А. Плешаков.

- Аудио приложение к учебнику «Литературное чтение», 1-4 класс, авт. Л.Ф. Климанова.

          - Уроки Кирилла и Мефодия. Предметы: Обучение грамоте. / Русский язык/ Математика/ Окружающий мир [Электронный ресурс]: мультимедийный учебник.

           Мною разработаны презентации по математике по темам «Сложение и вычитание» , «Решение задач», «Величины», по русскому языку «Безударные гласные», «Разбор глагола».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Разработка учебных программ, планирование воспитательной работы, индивидуальный план профессионального развития, разработка олимпиады по окружающему миру.В этом разделе:Основная образовательная програ...

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Разработка учебных программ, планирование воспитательной работы, индивидуальный план профессионального развития...

6. Авторские разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса

Авторские разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса 2015 год, программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Хоровое пение» для ...

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Результаты методической деятельности Новиковой И.С. при разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в АНО СОШ «Академическая гимназия»

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организаци...