Серия уроков, посвященная 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина
план-конспект урока (4 класс)

Самошина Елена Николаевна (учитель-дефектолог)

Серия уроков по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_iz_5_urokov_kosmos.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Серия уроков, посвященная

60-летию полета в космос

 Ю.А. Гагарина

Конспект занятия

по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе.

(Тема: «Космос». 1 урок)

I. Формирование произношения.

Тема: Звук «С». 

Цель: Автоматизация звука «С». Умение произносить слоги, слова слитно с соблюдением словесного ударения.

II. Развитие остаточного слуха.

Тема: «Космос», «Весна».

Цель: Умение различать на слух (слухо-зрительно) материал, относящийся к темам «Космос», «Весна».

Задачи:

1. Образовательные:

Ознакомление учащихся с темой освоения космоса, проведение экскурсий в Звездном городке и музей Космонавтики. Изучение литературы по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз, относящихся к теме «Космос». Восприятие словесного ударения. Отработка словаря текста о космосе.

2. Коррекционно-развивающие:

Автоматизация звука «С» на материале слогов, словосочетаний, фраз в различных позициях. Тренировать в умении воспринимать, различать и произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.

3. Воспитательные:

Формирование у глухих учащихся потребности в познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.

Оборудование и наглядные пособия: картинки, книги, портреты космонавтов, календарь, карточки, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).

                                           Ход занятия

                 Учитель  

                  Ученик

1. Орг. момент

Создание  эмоционального положительного настроя на занятие у ученика.

[Улыбнись, к нам пришли гости.]

[Поздоровайся, пожалуйста.]

[Доброе утро.]

[Будем заниматься?]

[Как ты слышишь?]

[Следи за звуками]  

- Доброе утро.

- Да.

- Я слышу хорошо.

- Я буду следить за звуками.

2. Повторение предыдущей темы 

[Говори хорошо звук «С».]

(Слоги проговариваются учеником вместе с учителем с использованием фонетической ритмики, затем без движений)

С

СА           АС

СО            ОС

СУ            УС

СЕ             ЕС

СТУ – СТУ – НАСТУПИЛА

СНА – СНА – ВЕСНА

НАСТУПИЛА  ВЕСНА

[Послушай по-другому.]

[ПРИШЛА ВЕСНА.]

(Затем на слух предъявляются слоги, слова, словосочетания)

3. Актуализация знаний и представлений

[Послушай и ответь на вопросы.]

[Ответь полным предложением.]

                                                   

[Какое наступило время года?]

 [Какие весенние месяцы ты знаешь?]

[Куда мы ездили в среду?]

[Где проходила экскурсия?]

[Кто там живет и работает?]

[Что еще мы посетили в Звездном

 городке?]          

- Пришла весна.

- Я послушаю и отвечу

   на вопросы.

- Как ответить на  вопросы?

- Наступила весна.

- Я знаю ……

- В среду мы ездили на  экскурсию.

- Экскурсия проходила в Звездном

   городке.

- В Звездном городке живут и

   работают космонавты.

- Мы посетили музей.

(Ответы иллюстрируются фотографиями с экскурсии. В случае затруднения применяются таблички с вопросами.)

4. Закрепление знаний

 (слуховой диктант)

[Послушай и допиши предложения.]

[В Звездном городке …….]

[В среду мы ездили…]

[Мы посетили….] 

(Для проверки выкладываются таблички с полными ответами) 

- Я ошибся.

 - Я не ошибся.

 - Я выполнил задание с одной

    ошибкой.

5. Физкультминутка  (упражнения для снятия напряжения и усталости глаз)

6. Изучение нового материала

[Что ты видишь?]

- Я вижу (ракету, космонавта.)

(По мере называния выкладываются таблички) 

7. Закрепление нового материала

7.1 Чтение слов

[Прочитай слова и говори слитно с ударением.]

- Я буду говорить слитно с

    ударением.

(При затруднении использовать приемы фонетической ритмики)

- космос

- космонавт

- невесомость

- ракета

- совершил

- космический корабль

- Гагарин

7.2. Устное различение слов

 (за экраном учитель произносит слова, ученик повторяет)

8. Итог

[О чем мы говорили?]

[Что еще мы делали?]  

- о космосе

- об экскурсии

- Мы учили новые слова.

     

                                                                     

           

   

Конспект занятия

по развитию речевого слуха и

формированию произносительной стороны речи в 4 классе.

  (Тема: «Космос». 2 урок)

        

I. Формирование произношения.

Тема: Сочетания согласных звуков «СТ», «СН», «СМ», «СТЬ». 

Цель: Коррекция звуков на материале текста. Умение произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.

II. Развитие остаточного слуха.

Тема: Работа с новым текстом  «Космос». Повторение темы – организационные фразы.

Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал, относящийся к теме «Космос».

Задачи:

1. Образовательные:

Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря.

2. Коррекционно-развивающие:

Автоматизация и коррегирование сочетаний согласных звуков «СТ», «СН», «СМ», «СК» «СТЬ» на материале слогов и слов. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения. Активизация словарного запаса.

3. Воспитательные:

Формирование у глухих учащихся потребности в познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.

Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).

                                    Ход занятия

Учитель  

Ученик

1. Орг. момент

Создание  эмоционального положительного настроя на занятие у ученика.

[Улыбнись, к нам пришли гости.]

[Поздоровайся.]

[Как ты слышишь?]

[ Что мы будем делать?]

[Сегодня воскресенье?]

[Какой сейчас урок?]

[Сколько сегодня уроков?]

[Следи за звуками.]

[Послушай.]

СМО – СМО – КОСМОС

СМА – СМА – КАСМАНАФТ – КОСМОНАВТ

МОСТЬ – МОСТЬ – НЕВЕСОМОСТЬ

СМИ – СМИ – КОСМИЧЕСКИЙ

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

СНА – СНА – СНАЧАЛА

СТВЕ – СТВЕ – ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

СТРА – СТРА – СТРАННОЕ

СТО – СТО – СОСТОЯНИЕ

СТРАННОЕ  СОСТОЯНИЕ

[Прочитай.]

(Затем на слух предъявляются  слоги, слова, словосочетания).

- Здравствуйте.

- Я слышу хорошо.

- Мы будем слушать, говорить.

- Нет, сегодня среда.

- Сейчас урок развития речи.

- Сегодня семь уроков.

- Я буду следить за звуками.

Ученик повторяет слоги и слова

2. Повторение предыдущей темы

[Вспомни, что мы делали на прошлом занятии.]  

[Послушай и напиши слова.]

- космос

- космонавт

- невесомость

- ракета

- совершил

- космический корабль

- Гагарин   

[Что ты сделал?]

[Проверь свою работу.]

[Как ты выполнил задание?]            

     

- Мы учили новые слова.

- Я послушаю и напишу слова.

- Я написал диктант.

- Я проверил свою работу.

- Я выполнил задание без ошибок.

- Нет, я не доволен, потому что

  выполнил задание с ошибками.

- Да, я доволен, хотя ошибся. 

(По ходу ведется работа по формированию произносительной стороны речи и другими сторонами речи: ударение, интонация, нормами  орфоэпии.)

3. Физкультминутка (двигательные упражнения – имитация движение космонавта в невесомости и на земле).

4. Обсуждение темы урока

[Как ты думаешь,  что мы будем

  делать  сегодня?]  

[Верно.]

[О чем текст?]

[Верно, текст называется «Космос».]

- Я думаю, что мы сегодня будем  

   работать с текстом, потому что я

   вижу карточку.

- Я думаю, что текст о космосе.

(Учитель выкладывает табличку «Рассказ «Космос».)

5. Изучение нового материала.

5.1. Учитель читает текст за экраном

[Послушай текст.]

[Что ты услышал?]

- Я услышал слова…

5.2. Повторное чтение текста учителем с уточнением услышанного.

5.3.  Чтение текста учеником.  

(Чтение учеником текста и просмотр видео)

[Какие слова тебе непонятны?]      

[Объясни, что такое невесомость?] 

- Я прочитал текст.

- Мне все понятно.

- Невесомость - это……

(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии.)

6. Закрепление нового материала

(слуховой диктант)

[Послушай и повтори.]

- Гагарин совершил первый полет.

- Он летал на  космическом  корабле

   «Восток».

- Полет продолжался 1 час 48 минут.

- отважные путешественники

-  невесомость - странное состояние

 - Гагарин совершил подвиг.

Ученик повторяет предложения.

(По мере называния ученик переворачивает таблички.)

7. Итог:

[Что мы делали?]

- Мы писали слуховой диктант.

- Мы работали с текстом.

- Мы отвечали на вопросы.

        

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе

(Тема «Космос». 3 урок)

I. Формирование произношения.

Тема: Звуки «С - З» 

Цель: Дифференциация звуков. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением логического ударения и интонации.

II. Развитие остаточного слуха.

Тема: Работа с текстом  «Космос», повторение темы по математике.

Цель: Проверка умения составлять текст на слух. Восприятие на слух (слухо-зрительно) слов, словосочетаний, фраз, математического материала.

Задачи:

1. Образовательные:

Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Восприятие на слух новых слов, фраз. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря. Усвоение предлагаемых математических понятий.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие навыков самоконтроля используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.   Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.

3. Воспитательные:

Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.

Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, календарь, наглядный математический материал, презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).

Ход занятия

Учитель

Ученик

1. Орг. момент

Создание  эмоционального положительного настроя на занятие у ученика.

[Как ты слышишь?]

[Будем заниматься?]

[Следи за звуками.]

[Послушай.]

С                      З

СА                   ЗА

АСА               АЗА

АСО               АЗО

АСУ               АЗУ

АСИ               АЗИ

АСЕ               АЗЕ

СЛЕ – СЛЕ - СЛЕДИТЬ

ЗВУ - ЗВУ - ЗВУКАМИ

СЛЕДИТЬ ЗА ЗВУКАМИ

СОСТА - СОСТА - СОСТАВИЛ

СКАЗ - СКАЗ - РАССКАЗ

Я  СОСТАВИЛ  РАССКАЗ

[Прочитай.]

Работа над дифференциацией звуков «С-З» с использованием фонетической ритмики, развитие речевого дыхания.

 

- Да.

- Я слышу хорошо.

- Да.

- Я буду следить за звуками.

2. Математический материал

[Послушай и ответь на вопросы.]

[Какой сейчас год?]

 

[В каком году Гагарин совершил первый полет?]

[Сколько лет прошло?]  

[Сколько минут в 1 (одном) часе?]

[Сколько минут продолжался  полет?]

[Сколько часов и минут продолжался полет?]

[Что такое невесомость?]      

[Сколько граммов в 1 кг?]    

[Сколько весит человек в   космосе?]

             

- Сейчас 2021  (две тысячи двадцатый) год

- В 1961 (тысяча девятьсот шестьдесят первом) году.

- 60 (шестьдесят) лет.

- В 1 (одном) часе 60 (шестьдесят) минут.

- 108 (сто восемь) минут.

- 1 (один) час 48 (сорок восемь) минут.

- Невесомость - это…….

- В 1кг =1000 граммов

- Человек в космосе…..

(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии, интонаций.)

3. Физкультминутка (двигательные упражнения – имитация движение космонавта в невесомости и на земле).

 

4. Чтение текста учителем

(Учитель читает текст за экраном)

[Послушай и составь рассказ из табличек.]

5. Составление рассказа учеником

[Что ты сделал?]    

   

[Прочитай слитно, с ударением,

хорошо говори звук «С».]

6. Работа с составленным текстом

[Послушай и проверь свою работу.]

(Учитель читает за экраном текст по фразам, ученик проверяет.)

[Что ты сделал?]          

7. Повторение рассказа учеником

[Попробуй рассказать текст еще раз.] 

8. Итог

[Что мы делали?]

(По мере чтения ученик выкладывает рассыпной текст.)

- Я послушал и составил рассказ из

   табличек.

(Ученик читает свой рассказ)

    - Я послушал и проверил свою работу.

(Ученик рассказывает.)

- Мы отвечали на вопросы и пересказывали

  текст.

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе.

(Тема: «Космос», 4 урок)

I. Формирование произношения.

Тема: Звук «З» 

Цель: Оглушение «З» на конце. Тренировать в умении произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения.

II. Развитие остаточного слуха.

Тема: Работа с новым текстом  «Космос». Повторение темы – организационные фразы.

Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал и соотносить с текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Изучение текста по данной теме. Закрепление предлагаемого материала. Восприятие на слух знакомого речевого материала. Восприятие словесного ударения. Отработка словаря.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие навыков самоконтроля, используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.

3. Воспитательные:

Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи.

Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, календарь,  презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»)..

Ход урока

Учитель                                                      

Ученик

1. Орг. момент

[Как ты слышишь?]

[Что мы будем делать?]

        

[Как называется рассказ?]

 

[Следи за звуками.]        

[Следи за звуками.]

[Послушай.]

АЗ - АЗ  РАЗ

АЗ - АЗ  РАССКАЗ

РАССКАЗАТЬ  ЕЩЕ  РАЗ

АЗ – АЗ - АЗ   ПЕРВЫЙ  РАЗ

СКАЗ - СКАЗ   ПЕРЕСКАЗ

[Повтори.]

(Затем на слух предъявляются слоги, слова. )

- Я слышу хорошо.

- Я думаю мы будем читать рассказ, потому что я вижу карточку.

- Рассказ называется «Космос».

- Я буду следить за звуками

2. Прослушивание текста за экраном

[Послушай текст.]

3.Пересказ текста учеником

[Попробуй рассказать текст.]

4. Ответы на вопросы по тексту.

[Будем отвечать на вопросы.]

[Отвечай полным предложением.]

Вопросы:

1. Сколько лет назад совершил полет Юрий Гагарин?

2. Как назывался космический корабль?

3. Сколько времени продолжался полет?

4. Что такое невесомость?

5. Почему Ю.Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза?

Ученик прослушивает текст.)

(Ученик рассказывает текст.)

- Как будем отвечать, кратко или

   полным предложением?

(По мере ответов ученика учитель выкладывает таблички с ответами)

5. Физкультминутка (упражнения для снятия напряжения и усталости глаз)

6. Прослушивание и упорядочение предложений

[Послушай и повтори. Расставь предложения по порядку.]

Гагарин совершил подвиг.

Полёт продолжался 1 час 48 минут.

Были отважные путешественники.

Невесомость – странное чувство.

Гагарин совершил первый полёт.

Он летал на космическом корабле «Восток». 

- Я расставил предложения по

   порядку.

(Учитель следит за произношением звуков и соблюдением норм орфоэпии, интонаций.)

7. Слуховой диктант

[Послушай и допиши предложения.]

1. Полёт продолжался …

2. Он летал на …

3. Невесомость – это …

4. Юрия Гагарина наградили …

5. …лет назад совершил первый полёт…

- Я выполнил задание без ошибок.

- Нет, я не доволен, потому что

  выполнил задание с ошибками.

- Да, я доволен, хотя ошибся. 

8. Итог:

[Что мы делали?]                  

- Мы отвечали на вопросы, пересказывали текст, выполняли задания.

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе

(Тема: «Космос», 5 урок).

I. Формирование произношения.

Тема: Звуки «С», «З» 

Цель: Закрепление навыков произнесения звуков (сочетание, оглушение) в самостоятельной речи, умение произносить слова, фразы в правильном темпе, слитно с соблюдением словесного и логического ударения и интонаций.

II. Развитие остаточного слуха.

Тема: Обобщение материала по теме  «Космос».

Цель: Тренировать в умении различать на слух (слухо-зрительно) материал. Проверка умения вести диалог, пересказывать близко к тексту, отвечать на вопросы (заметка в стен газету)

Задачи:

1. Образовательные:

Систематизировать, обобщить и закрепить знания о космосе. Расширение кругозора.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие навыков самоконтроля используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Активизация процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. Обучение навыкам слухового внимания.

3. Воспитательные:

Формирование потребности к познавательной деятельности. Воспитание ответственности и самостоятельности, стремление к осознанному мотивированному обучению устной речи. Развитие творческой активности и эстетического восприятия окружающей среды.  

Оборудование и наглядные пособия: карточка с текстом, картинка «Космос», фотографии музея, Центра подготовки космонавтов, рассыпной текст, фигурки людей для диалога, бумага – ватман, фломастеры и цветные карандаши. календарь,  презентация в программе PowerPoint («День космонавтики»).

Ход урока

Учитель                                                

Ученик

1. Орг. момент

[Как ты слышишь?]            

[Будем заниматься?]

[Следи за звуками]

[Послушай.]

СОС - СОС  СОСТАВЬ

СОСТАВЬ  ДИАЛОГ

СМО - СМО  СМОТРЕЛИ

МЫ   СМОТРЕЛИ

ЗАТЬ - ЗАТЬ  ЗАКАЗАТЬ

ЗАКАЗАТЬ  ЭКСКУРСИЮ

СТЕН - СТЕН  СТЕННАЯ

ЗЕТА - ЗЕТА  ГАЗЕТА

СТЕННАЯ  ГАЗЕТА

[Повтори.]

Затем на слух предъявляются слоги, слова, словосочетания.

- Я слышу хорошо.

- Да.

- Я буду следить за звуками

2. Диалог

(Учитель выкладывает таблички около фигурок)

[Составь диалог.]

 

- Куда вы ездили в прошлую пятницу

-Это далеко?  

- Что вы там смотрели?

 - Как интересно! Я бы тоже хотел

   поехать.          

- Завтра же попробую. Пока.                                

(Обыгрывание с учителем диалога.)

[Составь диалог.]

(Ученик пробует составить диалог.)

- На экскурсию

- Да, далеко, в Звездном городке –под

   Москвой.

- Как живут и работают космонавты.

- Попроси учителя заказать

  экскурсию.

– Пока.

- Я составил диалог.

3. Физкультминутка (упражнения на развитие зрительного внимания и зрительного восприятия)

4. Заметка в стенную газету

(Учитель раскатывает рулон бумаги, для заметки  в стенную газету)

[Что это?]

[Как называется газета?]

[Будем писать заметку.]    

- Это стенная газета.

– Космос.

(У учителя карточка с вопросами,  у ученика заметка].

[Будем отвечать на  вопросы.]

[Отвечай полным предложением.]

   

- Как будем отвечать, кратко или

   полным предложением?

5. Актуализация знаний и представлений

1. Сколько лет назад совершил полет

    Юрий Гагарин?

2. Как назывался космический

    корабль?

3. Сколько времени продолжался

    полет?

4. Что такое невесомость?

5. Почему Ю.Гагарину присвоили

    звание Героя Советского Союза?

(Ученик отвечает на вопросы устно и письменно)

6. Итог

[Что ты сделал?]  

[Как ты озаглавишь свою газету?]

[Что мы сегодня делали?]        

 

- Я написал заметку в стенную газету.

- Первый полет Гагарина.

- Мы играли, отвечали на вопросы,

   писали заметку в стен-газету.