Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Капельки».
план-конспект

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Капельки».

Тема: «В гостях у ненецкой сказки».                        

Цель: Продолжать развивать интерес к ненецкой художественной литературе.

Задачи:

  1. Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка».
  2. Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, ягушка, кисы).
  3. Способствовать передаче на бумагу с помощью изобразительных средств понравившегося отрывка из литературного произведения.
  4. Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.
  5. Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным, людям старшего поколения.
  6. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kukushka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Капельки».

Тема: «В гостях у ненецкой сказки».        

Цель: Продолжать развивать интерес к ненецкой художественной литературе.

Задачи:

  1. Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка».
  2. Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, ягушка, кисы).
  3. Способствовать передаче на бумагу с помощью изобразительных средств понравившегося отрывка из литературного произведения.
  4. Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.
  5. Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным, людям старшего поколения.
  6. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с вами с ненецкими сказками, а название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за птица

На яйца не садится,

По чужим гнёздам летает,

Своих детей не знает?  (Кукушка)

1. Игра «Найди лишнее»

Слайд «Кукушка» (находим среди трёх картинок нужную с изображением кукушки).

  1. Основная часть.

        2.Словарная работа (показ презентации)

ненцы - жители севера России;

тундра – холодные северные безлесные пространства;

чум – жилище ненцев;

малица– длинная верхняя одежда ненцев из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу;

ягушка – женская национальная одежда;

кисы – зимняя обувь северных народов – высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу.

  1. - А сейчас послушайте, пожалуйста, ненецкую народную сказку «Кукушка». (Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций).

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на кисах натащат, а матери – убирай. Одежду промочат, а мать – суши.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один и не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

- Я без кисов.

Другой говорит:

- Я без шапки.

Третий говорит:

- Я без одёжи.

А четвёртый и совсем ничего не отвечает.

Сказала тогда мать:

- Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети и из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец старший захотел есть – заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.

Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток клювом железным ей стал.

Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

- Мама, мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать:

- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Младший сынок кричит:

- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

- Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут – там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка.

И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

  1. Беседа по содержанию сказки.

- Почему мать превратилась в кукушку?

- Какими были дети? (беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными)

- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы детей, прочитать отрывок)

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- В народе говорят: «В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

      5.Физкультминутка «Птички»:

Маленькие птички (дети встают и изображают птичек)

Птички-невелички,

По лесу летают, (бег на месте)

Песни распевают.        

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло, (дети садятся на стульчики)

Там не тронет их никто. (двумя руками обнимают себя)

  1. Рисование иллюстраций к произведению.

3.Заключительная часть.

7. Рассматривание готовых работ детей. Похвалить детей. Обсудить, какие работы наиболее точно иллюстрируют сказку.

- Какие новые слова узнали?

- Что запомнилось интересное?

8. Рефлексия. Смайлики: настроение.

9. Сюрпризный момент. Ненецкая туця.

10.Организационный момент. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей средней группы

laquo;Волшебница-соль»Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.Задачи:Образовательные:- способствовать накоплению у детей конкретных представлений ...

Конспект занятия "Зима" по развитию речи в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский районРеспублики Башкортостан...

Конспект занятия "Полезные и вредные продукты" в средней группе

Конспект занятия "Полезные и вредные продукты" в средней группеЦель: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, витаминами, их значением для здоровья человека, обогащение ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся 2-3-х классов с ЗПР "Насколько мы добры и вежливы" ________________________________________

формирование представлений у младших школьников о вежливости, о существующих в жизни добре и зле. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе "Мои поступки"

Совершенствование самоконтроля и закрепление умения различать хорошие и плохие поступки....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему «Путешествие в страну Добра».

Формирование у детей представления о доброте как важном человеческом качестве....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Рождественские Колядки»

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание...