Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Рождественские Колядки»
план-конспект

Хроменкова Марина Павловна

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание условий для творческого и эмоционально-нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rozhdestvenskie_kolyadki.docx358.13 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.maam.ru/images/users/photos/medium/934d3ce78660a11614d1f18758663951.jpg

Хроменкова М. П., воспитатель

высшей квалификационной категории,

МБДОУ д/с «Золотая рыбка»,

группа № 1 «Гномы»

Январь 2024 г.

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание условий для творческого и эмоционально-нравственного развития.

Задачи:

Обучающая:

  • Знакомить детей с традицией празднования Рождества.
  • Познакомить детей с изображением на иконе Рождества Христова
  • Расширение знаний детей о народных традициях во время святок с использованием игры.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе.

Развивающая:

  • Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления и воображения.
  • Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
  • Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Развивать связную речьупражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядки.

Воспитательная:

  • Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к русским народным традициям, обрядам, играм.
  • Воспитывать чувство благодарности воспитателям за доставленные праздничные радости,
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа: наблюдения за погодой, зимние игры, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов к Рождеству Христову, колядок, чтение стихов, рассказов и русских народных сказок, просмотр мультипликационных фильмов.

Планируемые результаты:

  • Знания детей о зиме, зимних явлениях, праздниках, забавах, празднике  Рождество Христово и о его значении.
  • Обогащение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»«Зимние забавы»«Рождество Христово»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки).
  • Наличие и практическая реализация навыков совместного творчества.
  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.
  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая её выразительными движениями.

Словарная работа:  Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово, Святки, колядки, Вифлеемская звезда.

Ход занятия

Организационный момент. Настрой на работу.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Слушайте внимательно загадку?

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой.)

- Правильно.

- Давайте вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете? (Напомнить, что отвечать надо полным ответом)

- А зима какая? А снег какой? (мороз, ветер, дни, деревья, снежинки)

- А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Правильно.

А зима-то холодна,

А чем же нравится вам она?

Дети: Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.п.

Обобщить ответы детей: На дворе зима. Деревья стоят голые (укрытые снегом). Не слышно пения птиц. Природа отдыхает. 

Воспитатель.  Каждый год приходит зимняя пораЗима покрывает землю снегом, чтобы можно было кататься на санках, лепить снеговиков. Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные.

Зимой на крышах домов часто появляются сосульки. На дорогах может быть гололедица, а на деревьях образуется пушистая снежная бахрома иней.

 – Ребята, а как называется природное явление, когда падает снег? (снегопад)

- Часто во время снегопада дует ветер, наметая большие сугробы. Как называется это явление?  (метель).

- Молодцы, ребята, зимние явления вы знаете хорошо. А без чего не бывает зимы? 

Ответы детей.

Воспитатель.  А теперь словесная игра: «Назови действие».

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

- Что делает метель? (вьется, воет, метёт, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идёт, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются,  развлекаются)

Воспитатель:

Хорошо зимой:

Работы никакой.

Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь,

Про былое вспоминаешь.

Всю работу летом да осенью переделаешь,

А зимой можно отдохнуть да повеселиться.

Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу.

- А январь-то богат на праздники!

- А какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество, Крещение, «старый» новый год.

Ведущая: У каждого праздника есть своё определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января - Крещение)

- Что многие люди делают на Крещение? (Окунаются в прорубь.)

- Для чего они это делают?

ВоспитательВсе эти зимние праздники весёлые, с гуляньями, песнями и плясками. На Руси новогодние праздники длились две недели. Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Самый важный праздник - Рождество Христово - он начинал святочные недели.

- Что означает само слово «Рождество»?

- Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть  - день рождения!

- Кто же родился? (Господь, Бог, Боженька, Иисус Христос)

- Правильно.

- Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

 

Рассказ о рождении Христа сопровождается показом презентации.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шёл пешком и вёл за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у неё другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

-Какие дары принесли мудрецы?

Ответы детей. Волхвы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Воспитатель: Правильно. Золото они принесли Ему как Царю в виде земного подарка; ладан как Богу Небесному; смирну (благовонное масло) как простому человеку, пришедшему на страдание.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А ёлочка ведь и зимой и летом остаётся зелёной. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у ёлочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось?

- Ребята, что у меня в руках? (Икона)

 Правильно, это икона. Вот на этой иконе изображено Рождество Христово. Давайте на неё посмотрим. Я буду вам задавать вопросы, а вы, глядя на изображение, мне на них ответите.

- Когда родился Иисус Христос, днём или ночью? (Ночью) Как вы догадались? (звёзды на небе)

- Где он родился: дома, во дворце…?  (Если дети затрудняются, показать изображения гор, скалы, ночующих животных (пусть дети назовут их)). 

Да, Иисус Христос родился не во дворце, а в обычном хлеву, куда на ночь заводили скот. Его отец Иосиф и мать Мария пришли в Иерусалим, но все гостиницы были заняты, поэтому им пришлось остановиться в пещере. Здесь и родился Христос. И положили младенца не в кроватку, а в ясли – место, куда кладут сено, корм для животных.

- Покажите мне на иконе маму Христа – Богородицу. А теперь его отца Иосифа (показывают желающие дети).

- Как вы догадались, что это именно Иосиф, ведь на иконе изображены и другие мужчины. (Если дети ошиблись, показывая Иосифа или не смоли объяснить, почему это именно он, объяснить, что и у Богородицы Марии, и Иосифа над головой нарисован нимб, как у всех святых).

- Посмотрите, с какой любовью смотрят на маленького Иисуса его родители. Почему? А ещё от младенца исходит свет, и этот свет освещает лица родителей.

- А кто другие мужчины, изображенные на иконе?

- Это пастухи. Они первые узнали о том, что родился Иисус – Спаситель мира. Сообщили им об этом Ангелы, а путь указала загоревшаяся на небе яркая Вифлеемская звезда. Где она? Покажите мне. Правильно.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Дети ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал детей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

- А хотите и вы поколядовать - Христа Бога прославлять?

Дети встают со своих  мест,  им  воспитатель  раздает  заранее приготовленные рождественские звёзды.

Колядки:

1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2. Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3. Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4. Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5. Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!

- Вот вам гости дорогие, пряники, конфетки. Кушайте, детки! (угощает детей)

- Хороши ваши колядки, но давайте поиграем. Ни одни Святки не обходились без русских народных игр и катаний на горке.

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора.

Давайте поиграем в русскую народную игру! Называется игра «Колечко, колечко».

Подвижная русская народная игра «Колечко, колечко».

Цель. Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания, быстроты, ловкости, коммуникативных качеств.

Воспитатель. Садитесь по удобнее, выберем ведущего считалкой. И ещё один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!». Водящий, с колечком в ладошках, подходит поочередно к каждому сидящему и незаметно, опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

 

Русская народная игра "Золотые ворота». 

Цель. Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания, быстроты, ловкости, коммуникативных качеств.

Ход игры. Двое детей загадывают слова и образуют ворота. Остальные дети берутся за руки и цепочкой идут в  «ворота» приговаривая:

Золотые ворота открывают не всегда.

Первый раз прощается, второй - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А на третий раз не пропустим вас!”, ворота закрываются. «Воротики» ловят детей, опуская руки. Кого поймали, выбирает из загаданных слово и присоединяется к водящим. Когда все дети пойманы, можно устроить перетягивание каната.

 

Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед ёлкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают ёлку с разных сторон одевают валенки и бегут обратно. Выигрывает тот, кто прибежит первым.
 

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки:

  • Среди зимы – большое торжество.
    Великий праздник – … (Рождество)!
  • И, распушив зеленые иголочки,
    красуются рождественские …(ёлочки).
  • Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
    Все люди в храме зажигают …(свечи).
  • И службе праздничной все радостно внимают,
    а после с Рождеством друг друга …(поздравляют).
  • Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
    И, сердце замирает в ожидании …(чуда).
  • Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
    На земле родился …(Иисус Христос).

Воспитатель:

Вот как славно поиграли

И ни сколько не устали.

Воспитатель:

Ещё на Святки было принято гадать,

Да судьбу свою узнавать.

Считалось, что святочные гадания,

Предсказывают жизни ход

На весь предстоящий год.

Давайте и мы с вами погадаем,

В волшебный мешок заглянем.

Достает мешок с картинками, на которых написаны профессии.

Воспитатель: Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Расписной мешок,

Скажи нам, дружок,

Что же ребяток ждёт,

И кто какую профессию найдёт?

Гадание-игра «Профессии».

Дети достают записки и называют профессии и рассказывают, кем они станут.

Вот и славно погадали

да про будущее узнали.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей. Золото, ладан и смирну.

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги. Главным символом Рождества является ангел. Он всегда приносит людям хорошие вести.

- Вы знаете, сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

- Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

- Загадали все желание?

- Ребята, а вам нравятся Ангелы?

Практическая работа.

Цель. Сделать ёлочное украшение – Ангел, ведь именно Ангелы сообщили о рождении Христа пастухам.

- Я предлагаю вам сделать таких же и оставить их себе как обереги на весь предстоящий год.

А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы, и каждый из вас сделает своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Дети садятся за столы, выполняют  фигурки ангелов. Воспитатель  объясняет, помогает, если нужно.

Подвеска "Ангел"

1. Рассмотри фотографию "Ангел".

2. Из прямоугольных заготовок сделай гармошки.

3. Приклей крылья и голову к туловищу.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, а что вам запомнилось на нашей встрече больше всего? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а как же мы отмечаем Рождество? Как мы готовимся к празднику? (украшаем ёлку, готовим подарки, праздничный стол, идём в гости или зовём гостей к себе, идём на праздничную службу в храм…)

Вы правильно всё сказали. И молодцы, что не забыли про службу и про подарки другим людям.

-Что делали люди? А дети?

-Понравилось вам занятие? А чем?

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа.

Много лет из года в год,

Праздник этот радость льёт

-  Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия.

C:\Users\Александр\Desktop\1705687240202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Конспект внеурочного занятия по этическому воспитанию с подготовительной группой детскогосада.

Данное занятие проведено в рамках семинара по этическому воспитанию "Этическое воспитание школьников - актуальная проблема воспитания".В этом занятии были задействованы воспитанники МДОУ "радуга" - бу...

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

Развивающий курс "Янтарики". Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе для детей (6-7 лет).

Искусство для детей – яркая страница в большом искусстве взрослых. Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоции. Воздействуя на чувства, прекрасное рождает мысли, формирует и...