Развивающий курс "Янтарики". Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе для детей (6-7 лет).
методическая разработка (1, 2 класс)

Искусство для детей – яркая страница в большом искусстве взрослых. Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоции. Воздействуя на чувства, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. Практическая деятельность ребенка – игра, занятия, выполнение определенных обязанностей имеет важное значение для эстетического развития и особое место в этом занимает художественная деятельность, будь то пение и музыка, изобразительное искусство и стихи, а каждый вид искусства располагает своим арсеналом развивающих средств.

Цель развивающего курс – приобщение детей к разным видам художественной деятельности, помочь детям найти красоту поэзии, живописи, музыки и танца.

В основу развивающего курса положено два метода, которые определяют приёмы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, а также формированию навыков и умений. Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод моделирования музыкального языка. Методы и разделы, положенные в основу обучения развивающего курса, неразрывно связаны между собой и работают в комплексе,

Развивающий курс «Янтарики» - это плодотворный синтез элементарного музицирования, обучения простейшим элементам музыкального языка, пения и развития музыкальности в целом.

Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. В ней есть то, что близко ребятам: своя веселая поэзия, простейшие движения, пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувства.

« Я все могу, у меня все получается» - с этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yantariki_2.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №57

Развивающий курс «Янтарики»

Музыкально-эстетическое воспитание для подготовительной группы в общеобразовательной школе (6-7 лет)

Разработка: Беспаловой В.А., педагога дополнительного образования

г.Калининград

                                        Пояснительная записка.

Искусство для детей – яркая страница в большом искусстве взрослых. Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоции. Воздействуя на чувства, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. Практическая деятельность ребенка – игра, занятия, выполнение определенных обязанностей имеет важное значение для эстетического развития и особое место в этом занимает художественная деятельность, будь то пение и музыка, изобразительное искусство и стихи.

Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, выступающих всегда в комплексе, которые помогают становлению разносторонних художественных способностей ребенка.

Цель развивающего курса – приобщение детей к разным видам художественной деятельности, помочь детям найти красоту поэзии, живописи, музыки и танца.

Задачи: - приучать прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к её краскам;

- развитие «сенсорной готовности», т.е. определённого уровня развития процессов восприятия художественного образа;

- развивать активность, самостоятельность, инициативу в художественно-практической деятельности детей;

- направить творческое развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В основу развивающего курса положено два метода, которые определяют приёмы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, а также формированию навыков и умений. Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод моделирования музыкального языка.

Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Сознательно добиваясь самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности выдвигать свои идеи, умение включаться в музицирование, метод раскрывает индивидуальность ребенка, помогает найти ему свое место в творческом музицировании. Этот метод – принцип развития.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические, звуковые отношения, динамика, темп, форма и т.д., для облегчения восприятия и осознания детьми закономерности строения музыкальной речи. Метод моделирования – способ обучения.

 Методы и разделы, положенные в основу обучения развивающего курса, неразрывно связаны между собой и работают в комплексе, вовлекая детей в творческих процесс, чтобы ощутить радость и удовольствие от увлекательной игры звуками, работы фантазии и воображения.

Главное и самое важное – это атмосфера на занятии. Увлеченность детей, внутренний комфорт, ощущение раскованности – вот то условие, с которого начинается вхождение в творческий процесс. Испытав радость на уроке, ребенок будет стремиться испытать её вновь и вновь.

Элементарное музицирование.

Коммуникативная функция музыки – одна из главных. Её смысл заключается в наслаждении музыкой вместе, в человеческом общении.

Вовлечение детей в стихию музыкального общения требует использования специальных приемов:

-музыкально-двигательные, танцевальные, речевые игры;

- имитационные и импровизированные движения ритмического аккомпанемента;

- ритмическо-декламационные прибаутки, потешки, веселые стишки;

- звучащие жесты - игра звуками своего тела (хлопки, шлепки по бедрам, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.);

- использование простейших музыкальных инструментов (бубен, ложки, палочки, колокольчики и др.);

- игры голосом ( позволяют исследовать детям богатейшие колористические возможности человеческого голоса).

Фонематические и артикуляционные игры, создание различных звуковых эффектов с участием губ, щёк, мышц гортани (свист, шипение, вздохи, выдохи, возгласы)  используются в озвучивании сказок и стихов, а также в качестве аккомпанемента к движениям, являясь прообразом целого ряда музыкальных интонаций. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, активности внимания и памяти.

«Эхо» - одна из самых удобных форм показа материала и работы над ним. Здесь педагог имеет возможность проконтролировать развитие учащихся, степень усвоения ими знаний.

Основу методики «элементарного»  музицирования с детьми младшего возраста составляет формирование ритмического чувства, ритмического рисунка музыкального языка. Работа по системе обучении К. Орфа «Уроки музыки» .

Музыкальное движение воспитывает у детей умение слушать музыку, создавать музыкально-двигательный образ от веселого и беззаботного до волевого и энергичного.

Раздел включает :

- подготовительные упражнения для передачи музыкально-двигательного образа ( исходное положение, упражнения для развития мышечного чувства, наклоны, повороты, приседания);

-упражнения с предметами (цветы, ленты, мячи и т.д.);

-работа над музыкально-пространственными композициями («клумба», «игра в домики», «улицы и бульвары» и т.д.);

- активизация и развитие творческих способностей, творческие задания («на речке», «звери и птицы», « передача платочка» и т.д.);

В работе над элементами музыкально движения образное содержание и характер упражнений вытекает из содержания и формы музыки. Творческая активность проявляется по-разному, в основном, отвечает собственному восприятию музыки ребенком.

Пение – наиболее доступный вид творческой деятельности младших школьников. Пение развивает у детей музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет обще-музыкальный кругозор.

Основная задача раздела -  научить детей любить песни, дать простейшие певческие навыки:

-спокойно сидеть или стоять во время пения;

-реагировать на дирижерский жест;

-одновременно начинать и заканчивать пение;

-слушать друг друга во время пения.

Обязательным условием этого раздела является развитие речи. Это дикционные распевания – отработка артикуляционных гласных и согласных на одном звуке, двух-трех звуковые попевки, мелодекламационные упражнения.

Голосовой аппарат детей этого возраста еще не сформирован и требует бережного отношения.

Раздел пения определяет следующие навыки:

- учить петь естественным голосом, без напряжения;

- учить петь протяжно;

- различать звуки по высоте, правильно передавать мелодию;

- брать дыхание между фразами;

- петь выразительно, передавая характер песни.

В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Песня может и должна проникать во все разделы развивающего курса. Раздел «Пения» - лишь прелюдия к непосредственному пению, интонированию.

Слушание музыки  знакомит детей с высокохудожественными образцами народной, современной, классической музыки, доступной восприятию младших школьников.  Необходимо дать:

- первоначальные сведения о музыке и средствах музыкально выразительности;

- научить различать на слух музыкальные произведения по образному содержанию;

-  сформировать ценностное отношение к музыке.

Примерный репертуар по слушанию музыки:

« Детский альбом» П. Чайковский;

«Карнавал животных» К. Сен-Санс;

«Марш деревянных солдатиков» Р. Шуман;

«Марш» С. Прокофьев.

Темы для бесед о музыке:

Музыка в нашей жизни. Древние легенды о музыке.

Основные жанры в музыке. Их сходство и различия.

Выразительные средства марша, танца, песни.

Музыка и цвет.

Музыка в оркестровом звучании. И другие темы.

Слушание бесед о музыке способствует эмоциональной отзывчивости детей, воспитанию интереса к музыке и искусству. Занятия начинаются с привития культуры слушания музыки, а яркие, небольшие по объёму музыкальные фрагменты пробуждают у детей фантазию.

«Музыка - воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». (В.А. Сухомлинский)

                                                Заключение.

Развивающий курс «Янтарики» - это плодотворный синтез элементарного музицирования, обучения простейшим элементам музыкального языка, пения и развития музыкальности в целом.

Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. В ней есть то, что близко ребятам: своя веселая поэзия, простейшие движения, пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувства.

Музыке маленькие дети должны учиться легко и приятно.

« Я все могу, у меня все получается» - с этой психологической ступеньки начинается путь в страну детского творчества.

Список используемой литературы.

1. Мир детства. Цикл книг научн.-педаг.исследований. Л. Хрибтова, - М.: Педагогика, 2005г.

2. Певческая азбука. Л. Алексеева, М., Дидакц.-издат.центр Московской государственной консерватории, 2013г.

3. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа, Минск, Белорусский дом печати, 2011г.

4. Хоровые ступеньки. Г. Струве, М., Музыка, 2010г.

5. Ритмика. Музыкальные движения. С. Руднева. М., Просвещение, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по этическому воспитанию с подготовительной группой детскогосада.

Данное занятие проведено в рамках семинара по этическому воспитанию "Этическое воспитание школьников - актуальная проблема воспитания".В этом занятии были задействованы воспитанники МДОУ "радуга" - бу...

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»

Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш бессмертный полк»...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Рождественские Колядки»

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание...