Влияние вязания на развитие мелкой моторики
статья

Фукина Дарья Николаевна

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_vyazaniya_na_razvitie_melkoy_motoriki.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние вязания на развитие мелкой моторики.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всеми живущими, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», – писал Джордано Бруно. Рука настолько связанна с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как всё остальное тело. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Невропатолог и психиатр писал, что движения руки всегда тесно связанны с речью и способствовали её развитию. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так обследовала 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадает не всегда). Если специально тренировать движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен быть использован с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Возраст 6 – 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти рук (1964г). В этом возрасте различные виды деятельности, систематически принимая тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости). Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кистей, запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, наука выносливость к статическим нагрузкам. Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начаться, задолго до его поступления в школу.

Успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Понимания педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит его физическое и психическое здоровье. По мнению известного философа Канта: «Рука – это, выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптикопространственного восприятия, воображения, а также работоспособность и др.

Я познакомилась с работами разных авторов по развитию мелкой моторики, отметила, что один из них отдаёт предпочтения штриховки и рисованию (учитель г. Москва), другие – теневому театру (г. Краснодар), третьи – лепке, конструированию (г. Ульяновск). Мне понравился опыт работы М. Лепкало (г.Моздок) по обучению детей шитью, опубликованный в старых журналах «Дошкольное воспитание». Эти виды рукоделия развивают фантазию, художественный вкус, творческую активность, воспитывают глубокое понимание форм и красок, трудолюбие, аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений, согласованную работу глаз и рук, то есть развивают тонкие движения пальцев, что так необходимо при подготовке детей к школе. Изучив книгу «Новые логопедические технологии», еще раз убедилась, что работа с иглой, ножницами, нитью развивает мышцы пальцев, происходит массаж, через который развиваются все органы и системы.

Японский ученый Намикуши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определённый орган.

– массаж большого пальца – повышает активность мозга;

– массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

– массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

– массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

–массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.

Работа рук способствует психическому успокоению.

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

Способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Так же одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, речевой сферы ребенка является Су-Джон терапия, где обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражаясь в уменьшенном виде анатомического строения организма. При этом большой палец соответствует голове, ладонь и подошва – туловищу, III и V пальцы кистей и стоп соответствует ногам, а II и IV – пальцы кистей и стоп соответствует рукам.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики я провела совместно с логопедом в начале года диагностику (методика тестовой диагностики).

Анализируя диагностику, я выяснила, что у всех детей отмечаются неточность выполнения проб, напряженность, скованность движений.

Вывод: Функция руки не сформирована и требуется дополнительная работа. Поэтому я организовала кружок «Волшебный крючок» и именно поэтому взяла тему Влияние вязания на развитие мелкой моторики у детей старшего младшего школьного возраста».

Поставила задачи:

1.Развивать точность и координацию движения руки и глаза (мелкую моторику рук);

2.Совершенствовать психические процессы – произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

3.Развивать диалогическую и монологическую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речи и письма"

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма.Материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Статья на тему: "«Влияние игр и упражнений для пальчиков на развитие мелкой моторики и формирование речи»

В статье рассказывается о  влиянии игр и упражнений на развитие мелкой моторики.Материал содержит примеры игр и упражнений на развитие мелкой моторики....

"Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

В данной статье раскрыт термин "мелкая моторика" и сформулировано влияние прикладного творчества, в частности вязания крючком, на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста...

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физ...

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

laquo;Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...