Технология развития функциональной грамотности младших школьников
статья

Рукша Анастасия Алексеевна

     Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается  бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня – это пользование глобальной всемирной сетью, где можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития функциональной грамотности

младших школьников

А.А. Рукша

учитель начальных классов

     Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас ежедневно и ежечасно обрушивается  бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня – это пользование глобальной всемирной сетью, где можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции. Поэтому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

   Требования ФГОС НОО такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде [17, с.85].

  Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

       Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов начальных классов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация, умозаключение, классификация, отвержение.

 Задача педагогов – не только давать глубокие знания по предметам, но и обучать детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. При этом формировать внутреннюю мотивацию к  учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

    Функциональная грамотность младших школьников состоит из читательской, естественнонаучной, математической, компьютерной, финансовой, юридической грамотности, грамотности в вопросах здоровья, семейно-бытовых и творческое мышление.

     Базовым умением функциональной грамотности считается читательская компетентность. Это умение ребенка поминать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

     1класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

     2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

     3-4  классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

  Осмысленное чтение формирует основу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, однако и считается залогом преуспевания в любой предметной сфере, базой формирования основных компетентностей [18].

 Учебный предмет «Русский язык» нацелен на освоение обучающимися функциональной грамотности, однако совместно с этим дети овладевают умением организации собственного рабочего места (что фиксируется и на других учебных предметах); умением работы с учебником, со словарем; умением распределения времени; умением контроля деятельность друг друга; умением определения погрешности; умением словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. Это кратковременные ошибки. По мере укрепления изученного материала они преодолеваются [11].

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

-Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условия орфографического затруднения. На данном этапе совершается созидательное овладение и формирование мыслительной способности ребенка. Это то, что подразумевает проблемное обучение.

-Вся система орфографических работ основывается на проблематичных способах.

- Важно создать работу, чтобы любой учащийся каждый день ощущал обязанность за собственные познания.

- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо:

-Письмо с проговариванием. 

-Списывание.

-Комментированное письмо. 

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 

-Письмо по памяти. 

-Творческие работы. 

-Выборочное списывание. 

-Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии. 

-Словарная работа 

-Работа над ошибками.

Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.

Свои знания могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, окружающего мира, математике [12, с.167].

Учебный предмет «Литературное чтение» учитывает освоение обучающимися способностями грамотного быстрого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а кроме того мастерством отыскать необходимую книжку в библиотеке, на прилавке магазина; способность выбрать произведение на установленную проблему (для участия в конкурсе чтецов); способность дать оценку друг другу; способность выслушивать и чувствовать, выражать собственную позицию к прочтенному, к услышанному.

Учебный предмет «Математика» подразумевает развитие арифметических счетных способностей, знакомство с основными принципами геометрии; развитие умения независимого определения местоположения объектов на плоскости и определение данного местоположения языковым средствами: снизу, наверху, среди, вблизи, позади, поближе, далее; практическое умение ориентироваться во времени, способность разрешать вопросы, содержание которых сопряжено с актуальными жизненными ситуациями. Максимальный результат при этом может быть достигнут вследствие использования разных конфигураций деятельности над задачами:

1. Работа над решенной задачей. 

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. 

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу. 

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 

5.Самостоятельное составление задач учащимися. 

6.Решение задач с недостающими данными. 

7.Изменение вопроса задачи. 

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 

9.Объяснение готового решения задачи. 

10.Использование приема сравнения задач и их решений. 

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 

13. Закончить решение задачи. 

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 

16. Решение обратных задач. 

Учебный предмет «Окружающий мир» представляется собой интегрированным предметом и включает модули научной и общественно-гуманитарной ориентированности, а кроме того учитывает исследование основ безопасности жизнедеятельности. На занятиях отрабатываем навык обозначения происшествий во времени языковыми средствами: сначала, затем, ранее, позже, до, в один и то же период. Фиксируем признание ребенком здоровья как главнейшей ценности человеческого существования, способность беспокоиться о собственном физиологическом состоянии здоровья и придерживаться принципов безопасности жизнедеятельности. У детей имеется вероятность приготовить собственный материал на установленную проблему, а кроме того собственные вопросы и задачи, что они делают с немалым наслаждением.

Учебный предмет «Технология» учитывает освоение обучающимися умениями самообслуживания, способностями ручных технологий обрабатывания разных материалов; сформированность индивидуально-творческих особенностей личности, требуемых для познания себя как личности, собственных способностей, осознания своего достоинства. В рамках внеклассной деятельности можно ставить короткие сценки.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте плодового дерева. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность 

Вода – педагогические технологии 

Яблочки – ключевые компетенции 

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). 

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников [19, с.52].

Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:

1.Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.

2.Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.

3.Организовывать работу, а не поведение.

4.Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.

Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:

  • ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
  •  появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] – // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166–176.
  2. Иванцова, А. А. Изучение особенностей воспитания в семье / [Текст] / А. А Иванова // Воспитание  школьника. - 2012. - №9. - С. 16 - 18.
  3. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 15.11.2020).
  4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / А. И. Лобачев. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 52–57.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.- 348 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»

Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»

Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие  формированияю функциональной грамотности школьников.  ...