"Волшебный компьютер"
компьютерная программа (1 класс)

Татьяна Щербак

Создание условий для формирования системы первоначальных компьютерных знаний, умений и навыков обучающихся, способствующих успешной адаптации в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Волшебный компьютер"40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский края, МО Тимашевский район, станица Медвёдовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика муниципального образования Тимашевский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08. 2021 года протокол № 1

Председатель _______     А.Н.Олейников

                подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Волшебный компьютер»

    Уровень программы – ознакомительный

    Срок реализации программы – 1 год, 68 часов

    Возрастная категория – от 6,5 лет до 8 лет

    Вид программы - авторская

    Учитель    Щербак Татьяна Александровна

Программа разработана Щербак Татьяной Александровной, педагогом-организатором  МБОУ СОШ №13

на основе ФГОС начального общего образования

с учётом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №13 


Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы.

Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.Начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера стали необходимы каждому школьнику. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Таким образом, актуальность введения программы дополнительного образования «Компьютер и я» становится необходимостью, продиктованной временем.

Новизна данной программы состоит в создании межпредметных проектов, гдебольшое внимание уделено развитию творческих способностей и исследовательских навыков учащихся.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

помещение для занятий;

компьютерный кабинет;

персональные компьютеры;

принтер;

сканер;

локальная сеть;

проектор и экран;

интерактивная доска.

Цель данной программы:

Создание условий для формирования системы первоначальных компьютерных знаний, умений и навыков обучающихся, способствующих успешной адаптациив современном обществе.

Задачи:

Образовательные:

формировать у младших школьников практические навыки работы на компьютере;

познакомить обучающихся с терминологией и основными понятиями информатики и информационных технологий;

формировать умение использовать компьютерную технику для работы с информацией.

Воспитательные:

воспитать позитивное восприятие компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития;

воспитать интерес к информационной и коммуникационной деятельности;

воспитать ценностные основы информационной культуры младших школьников.

Развивающие:

развивать информационную культуру обучающихся;

развивать творческую активность и самостоятельность;

развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление младших школьников.

Отличительные особенности данной программы.

Отличительной особенностью программы является то, что в структуре программы используются практические задания Информационного источника сложной структуры (ИИСС) «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», который представляет собой набор вспомогательных электронных учебных материалов, представленных отдельными файлами формата .EXE. разработанные ЗАО "Телевизионное объединение "Продюсерский центр "Школа".

В составе ИИСС присутствуют теоретические материалы, представленные интерактивными анимациями которые позволяют детям получить представление о принципах работы компьютера, программного обеспечения, научиться ориентироваться в незнакомых программах, поверхностно понять принципы представления звуковой, графической и текстовой информации на доступном языке, задолго до получения базовых знаний по сопутствующим предметам.

В составе ИИСС присутствуют интерактивные объекты для практической работы, такие как:

Упражнения- интерактивные информационные объекты, которые требуют решения определенной задачи, поставленной перед обучающимся в инструкции. Условия упражнения, как правило, неизменны при повторных запусках. Поставленная в упражнении задача может принадлежать одной из областей знаний, изучаемых в начальной школе.

Игры, в отличие от упражнений, имеют доминирующую развлекательную составляющую. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, обучающийся тренирует те или иные навыки работы за компьютером.

Тренажеры предназначены для целенаправленного развития определенных навыков работы ребенка за компьютером.

Все учебные объекты разработаны с учетом санитарных ограничений на время активной работы учащихся начальной школы за компьютером.

Еще одной отличительной особенностью данной программы является то, что, в программе отводится место развивающим и логическим компьютерным играм. Игра дает ребенку возможность попробовать себя в новой роли, открыть в себе новые, ранее неведомые качества. Сегодня существуют множество игр различной направленности:

Стратегии – развивают способность логически мыслить, учат собранности, терпению и усидчивости;

3DAction и симуляторы - развивают реакцию и зрительно-моторные навыки;

Квесты – находчивость и нестандартное мышление;

Игра является стимулом для качественного и быстрого выполнения задания.

Через игру осваиваются навыки работы на компьютере,что повышает интерес к занятиям, а так же улучшают такие функции у детей, как владение клавиатурой, манипулятором «мышь», скорость реакции, внимательность, наблюдательность. Программа предоставляет ребенку возможность посредством игры расширить свой кругозор в области средств вычислительной техники, их устройства и программного обеспечения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-8лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Форма и режим занятий:

Форма обучения

по количеству учащихся: групповая,

по месту проведения : школьная ( в компьютерном классе), внешкольная ( домашняя самостоятельная работа.)

Режим занятий- 2 часа в неделю/ 68 часов в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения

Должны знать:

устройство компьютера;

правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила при работе в компьютерном классе;

назначение и порядок пользования компьютером;

стандартные программы Windows (калькулятор, блокнот и др.)

программуMicrosoftWord;

виды компьютерных игр.

графический редактор Paint.

Должны уметь:

работать в стандартных программах Windows;

работать в программе MicrosoftWord;

вводить текст с помощью клавиатуры;

работать с наглядно представленными информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

создавать личную папку;

редактировать и форматировать документ;

сохранять документ;

производить печать документов с помощью принтера.

Способ проверки: знакомствос исходными знаниями, умениями и навыками;наблюдениеза деятельностью обучающихся на каждом занятии; задания для проверки знаний по конкретной теме;контрольные задания, тестирование, устный опрос;отчёты индивидуальные и групповые в различной форме: рисунки, презентации, буклеты и т.д.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В конце года: конкурс творческих проектов «Мой личный альбом», который предполагает демонстрацию и представление каждой творческой работы (структура: фамилия и имя обучающегося, место учебы, любимые занятия, увлечения и др.), с применением умений и навыков работы в программе MicrosoftWord.

Планируемые результаты освоения курса

        В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания

ценностного отношения к отечественному культурному наследию;

  1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении познавательных задач, выполнении экспериментов, создании проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе данной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  1. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания).

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы со справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности.

4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности в общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

8. Экологического воспитания.

экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов курса; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование социально адекватных способов поведения;
  • формирование умения работать с информацией.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2ч/нед.,68ч/год)

№п/п

Название разделов, тем

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

Введение.

1

1

Раздел 1

Знакомство с компьютером

24

Тема1.1

Роль компьютера в жизни человека

2

2

Тема1.2

Основные устройства компьютера

4

1

3

Тема1.3

Управляем мышью

6

1

5

Тема1.4

Наш помощник - клавиатура

6

1

5

Тема1.5

Знакомство с операционной системой

6

3

3

Раздел2

Графический редактор Paint.

22

Тема2.1

Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

6

1

5

Тема2.2

Учимся рисовать. Разработка и редактирование изображения.

10

2

8

Тема2.3

Копирование, печать рисунков.

6

1

5

Раздел3

Создание текста.

24

Тема3.1

Знакомство с программой WORD

4

1

3

Тема3.2

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

6

1

5

Тема3.3

Работа с фрагментами текста

6

5

2

Тема3.4

Вставка и редактирование рисунков Надписи WordArt.

6

1

5

Итого

34ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2ч/нед.,68ч/год)

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Раздел 1. Знакомство с компьютером.

Тема 1.1. Роль компьютера в жизни человека

Теория. Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека.История изобретения компьютера.Средства хранения информации. Технические средства передачи информации. Диагностика ИК-компетентностиобучащихся.

Практика. Кроссворд «История развития вычислительной техники», упражнение «Устройство компьютера»
Тема 1.2. Знакомство с основными устройствами компьютера. 
Теория. Основные устройства компьютера. Взаимодействие основных устройств компьютера.
Основные понятия: системный блок, монитор, принтер, сканер, МФУ, компьютерная мышь, клавиатура, web-камера. 
Практика. Запуск и выключение основных устройств компьютера. Работа в программе «Устройство персонального компьютера».Тест«Устройство персонального компьютера». Тема 1.3.Управляем мышью.

Теория. Управление компьютерной мышью.
Основные понятия: компьютерная мышь, курсор, щелчок, двойной щелчок, левая и правая кнопки мыши, колесо прокрутки, открытие программы и выход из программы.
Практика. Упражнение «Движение мышью». Игра «Спасение мяча».
Тема 1.4. Наш помощник – клавиатура.

Теория. Клавиши клавиатуры. Значение клавиатуры. Функции клавиатуры.
Основные понятия: клавиатура, функциональные клавиши, символьные клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши, основные позиции пальцев.
Практика. Освоение навыков работы на клавиатуре.
Тема 1.5. Знакомство с операционной системой.

Теория. Элементы операционной системы. Компьютерная программа, понятие.
Основные понятия: операционная система, программа, окно, документ. Как обустроить рабочее пространство. Рабочий стол. Настройка панели задач. Корзина, ярлыки. Кнопка «Пуск». Работа с файлами и папками на рабочем столе. Стандартные программы Windows (Блокнот, Калькулятор текстовый редактор, графический редактор). Создание личной папки. Сохранение созданного документа.
Практика. Освоение навыков работы с программами. Развивающие компьютерные игры: «Рекс», «Новые приключения Немо», «Веселая ферма», «Камень судьбы», «Модная лихорадка», «Операция Жук», «Суперкорова», «Снежные загадки», «Тайна Бермудского треугольника».

Раздел 2. Графический редактор Paint.

Тема 2.1 Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Теория. Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения.
Практика. Освоение навыков работы в графическом редакторе Paint.

Тема 2.2 .Учимся рисовать. Разработка и редактирование изображения.

Теория. Палитра, распылитель, заливка, масштаб, ластик, редактирование изображения.
Практика. Вставка рисунков.
Тема 2.3. Копирование, печать рисунков.

Теория.Копирование, печать рисунка.
Практика. Освоение навыков работы в редакторе Paint. Работа в графическом редактореPaint – «Веселые матрешки», «Жители аквариума», «Мой дом».Составление мини-проекта.
Раздел 3. Создание текста.

Тема 3.1. Знакомство с программой WORD. 

Теория.Программа WORD. Запуск программы WORD. Основные элементы окна.
Основные понятия: программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа.
Практика.Создание и сохранение документа, сохранение документа под другим именем.
Тема 3.2 . Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Теория . Знакомство с набором и редактированием текста. Технология оформления текста-объявления.
Основные понятия: ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст-объявление.
Практика. Упражнения: «Отдели предложения», «Вставь пропущенные слова».

Создание и сохранение текстового документа, оформление текста-объявления.
Тема 3.3. Работа с фрагментами текста.

Теория. Фрагмент текста, понятие. Знакомство со способами работы с фрагментами текста.
Практика. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Творческая работа «Письмо другу».

Тема 3.4. Вставка и редактирование рисунков. Надписи WordArt.

Теория.Знакомство с технологией работы со вставкой и редактированием рисунков. Виды надписи WordArt.
Практика. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи WordArt.
Создание и сохранение поздравительной открытки помощью объектов WordArt. Работа по карточкам с заданием на орфографию. Создание эмблемы класса с помощью объектов WordArt. Творческий проект «Я рисую…». Рисунок «Автомобиль». Рисунок «Котенок». Творческий проект «Мой личный альбом».

Условия реализации программы

п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1.

Знакомство с компьютером

1.1

Роль компьютера в жизни человека

Познавательно-обучающее

занятие.

Беседы.

Словесно-практические,

наглядные.

Карточки с заданиями.

Кроссворд.

Беседа

Опрос

1.2

Знакомство с основными устройствами компьютера. 

Познавательно-обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Обучающая программа: «Устройство персонального компьютера».

Беседа

Опрос

1.3

Управляем мышью

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Дидактические игры.

Компьютерные развивающие игры.

Беседа

Опрос

1.4

Наш помощник - клавиатура

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Обучающая программа: «Тренер клавиатуры».

Беседа

Опрос

Тест «Горячие клавиши»

1.5

Знакомство с операционной системой

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Дидактические игры.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Беседа

Опрос

2.

Графический редактор Paint.

2.1

Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Беседа

Опрос

2.2

Учимся рисовать. Разработка и редактирование изображения.

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Беседа

Опрс

Рисунки

2.3

Копирование, печать рисунков.

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Дидактические игры.

Компьютерные

развивающие игры.

Составление мини-проекта

3.

Создание текста.

3.1

Знакомство с программой WORD

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Беседа

Опрос

3.2

Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

Развивающие упражнения.

Составление и оформление текста-объявления.

3.3

Работа с фрагментами текста

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Творческая работа «Письмо другу».

3.4

Вставка и редактирование рисунков Надписи WordArt.

Обучающее

занятие.

Словесно-практические,

наглядные.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы».

Творческие мини-проекты: «Я рисую…»,

« Мой личный альбом»

Список литературы для педагога

Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере [Текст]/ М.К. Антошин. – М.: Айрис-приесс, 2005. – 128 с.

Вонг, У. Office ХР для чайников [Текст]/ У.Вонг.: Пер с англ. – Издательский дом «Вильямс», 2005 – 288 с.

Журин, А.А. MicrosoftPowerPoint 2000 [Текст]/ А.А. Журин. -Аквариум, ГИППВ, 2002. – 156 с.

Журнал «Мой компьютер» [Текст]/, спецвыпуск, декабрь 2005 г.

Кёршан, Б., Новембер, А. Стоун, Дж. Основы компьютерной грамотности [Текст]/ Б. Кёршан, А. Новембер, Дж. Стоун.- Издательство «Мир», 1995.

Книга лучших головоломок [Текст]/ - Москва, «Росмэн», 2005.

Коган, И.Д. Леонас, В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей [Текст]/ И.Д. Коган, В.В. Леонас.- М.: «Педагогика», 1989, 64 с.

Леонтьев, Ю. Самоучитель OfficeWord 2003 [Текст]/ Ю. Леонтьев. – Спбю: Питер, 2004. – 284 с

Ратборн Энди «Windows 98 для «чайников» [Текст]/ Энди Ратборн. – Диалектика, Москва – Санкт-Петербург – Киев, 2002 г. -198 с.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» [Электронный ресурс] http://school-db.informika.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/?

Список литературы для обучающихся

1. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере[Текст]/ М.К. Антошин. – М.: Айрис-приесс, 2005. – 128 с.

2. Книга лучших головоломок [Текст]/ - Москва, «Росмэн», 2005.

3.Коган, И.Д. Леонас, В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей [Текст]/ И.Д. Коган, В.В. Леонас.- М.: «Педагогика», 1989, 64 с.

4. ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» [Электронный ресурс] http://school-db.informika.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/

                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 13

от 30.08. 2021 года, протокол № 1

___________          _________

 подпись руководителя МО                     Копанёва О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________     ______

         подпись               Нужнова С. Б.

 30.08.2021 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере"

Данный материал предназначен для реализации раздела "Практика работы на компьютере" в курсе "Технологии" в 3 классе....

Презентация "Волшебный компьютер" для проверки знаний учащихся 3кл.

Презентацию можно использовать для среза знаний учащихся 3 класса....

Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»

(информационно-коммуникативное направление)...

Урок информатики по учебнику ПлаксинаМ.А. тема "Как человек общается с компьютером","Как управлять компьютером с помощью мыши"

В данной презентации в доступной для детей форме даются понятия "рабочий стол", "пиктограмма", "меню". Дети знакомятся с управлением компьютером с помощью мыши....

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников  3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....

Аналитическая записка к занятию "Волшебный компьютер"

Деловая игра с использованием здоровьесберегающих технологий....

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир компьютера"

      Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...