О чувстве ритма в развитии учащихся театральной студии
статья

Статья "О чувстве ритма в развитии учащихся театральной студии" предлагает краткий обзор основных положениий о понятии "ритм", о значении чувства ритма в физическом, психологичексом, художественном развитии учащихся. Дана небольшая историческая справка изучения чувства ритма различными художественными школами России. Материл может быть полезен педагогам дополнительного образования, а также учителям-предметникам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_chuvstve_ritma.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

О чувстве ритма в развитии учащихся театральной студии

         Ритм (лат. rhythmus - течь, стремиться, устремляться) - последовательность длительностей, образуемая чередованием акцентов и пауз. Равномерное чередование каких-нибудь элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии. В широком смысле - это любое «течение» длительностей, поделённое либо не поделённое на регулярные (периодические, повторяющиеся) временные отрезки.

Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года, приливы и отливы. Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

Еще в начале 20 века композитор Эмиль Жак-Далькроз обратил внимание на то, что ученики, которым он преподавал сольфеджио, и которым трудно было воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. Результатом явилась система музыкально-ритмического воспитания, которая активно применялась и развивалась в России в начале 20 века (до наших дней дошло замечательное методическое пособие о музыкальном движении, составленное поклонницами танца Айседоры Дункан – С. Рудневой и Э. Фищ[1]). Метод заключается в развитии чувства ритма, в развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма и художественной формы в самых сложных движениях.

         В классической индийской музыке Картанака сохранилась уникальная система практического использования ритма:

  • отбивание ритма рукой во время исполнения музыкальных и танцевальных произведений,
  • пропевание различных вариантов ритма на разных скоростях,
  • базовые ритмические проговоры, позволяющие легко запомнить ритмический рисунок.

         За что отвечает чувство ритма у человека?

         Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется, развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

         Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Дети быстрее усваивают информацию, а значит, более успешны в учёбе. Они выразительно рассказывают стихи и читают.

         Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.

         Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика.

         Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей.

         Музыкально-ритмические упражнения – это универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

         Музыкально–ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец дают определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки).

         Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности.

Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.

         Подвижные музыкальные игры, имеют мощный лечебный фактор, помогают решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижают состояние психического дискомфорта. Благодаря музыкально-подвижным играм дети освобождаются от страха, агрессии.

         Как развить чувство ритма у ребёнка?

         Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры! Игра помогает ребенку в жизни, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

         Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Подойдут любые детские стихотворения, детские песни, инструментальная музыка. Безусловно, занятия хореографией, различными видами танцев мощно развивают чувство ритма. В начале пути эффективными будут упражнения по музыкальному движению, пластической импровизации под музыку.

         Результат ритмических занятий и упражнений:

  •  повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • эмоциональная стабильность ребенка;
  • повышение уровня речевого развития, чувства ритма, памяти, музыкального слуха.
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Список использованной литературы.

1. Анисимова. Г. И. 100 музыкальных игр для развития школьников, Ярославль: Академия развития, 2008

2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. //СанктПетербург, 2000г.

4. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм / Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. // Изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2003г.

5. Кис С. В. Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования,. 2008

6. Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 163 с.

7. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

8. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2003


[1] Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

«Театральная студия как пространство для развития твоческих способностей детей младшего школьного возраста»

Процесс творческой работы в театральной студии является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционально...

Формирование и развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (театральная студия)

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия)...

«Театральная студия как пространство для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Основной язык театрального искусства – действие; основные видовые признаки: диалоги, игра, понимаемые в самом широком смысле....

Становление и совершенствование личности школьника посредством развития творческих способностей в школьной театральной студии

Становление и совершенствование личности школьника посредством развития творческих способностей в школьной театральной студии...

О чувстве ритма в развитии детей младшего школьного возраста

Статья "О чувстве ритме в развитии детей младшего школьного возраста" носит обобщенный характер о значении чувства ритма в физическом, эмоциональном и ментальном развитии детей младшего школ...

"Золушка" - Новогодний музыкальный спектакль для учащихся театральной студии (3-4 класс)

Динамичный музыкальный спектакль по всеми любимой сказке. Адаптирован к новогодней тематике - одну из главных ролей играет сам Дедушка Мороз. Рассчитан на 11 актеров. Каждая сцена сопровождается музык...