Формирование и развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (театральная студия)
презентация к уроку по теме

Басалаева Мария Вилаятовна

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия).

 Слайд №1 Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация»

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

Слайд №2 Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Слайд №3,4 Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно этот возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

 В связи с переходом на новые федеральные стандарты возникла необходимость формирования метапредметных результатов. Эту работу можно осуществить только совместно в урочной и внеурочной деятельности.

Слайд №5 Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает  заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Развитию и формированию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Театральная студия».

Слайд №6 Краткая характеристика театрального кружка:    

   Слайд №7 - физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

   - психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;

   - дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.  

 Средствами предметов русского языка и литературы формируются умения: осознанно  воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, вести диалог в различных ситуациях, работать со словом, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, создавать собственный текст, пересказывать текст, дополнять текст, работать в группах, создавая инсценировки, сценарии, проекты. Дети учатся оценивать позиции героев, позиции автора художественного текста, овладевают средствами художественной выразительности. На занятиях театральной студии мы  развиваем эти умения и доводим до уровня творчества. Ребята получают возможность на практике применить то, чему научились на уроках, происходит формирование универсальных учебных действий, а именно   способности и готовности к сотрудничеству,  саморазвитию. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности.  Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.  Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Слайд №8 Занятия в театральной студии помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант.

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

-обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьника,

-воспитание творческой индивидуальности ребенка,

-развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

- включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность,

-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

-пробуждение чувств сопереживания  воплощаемому образу,

-воспитание культуры движений.

На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие;
  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.

Слайд №9 Для создания эмоционально благоприятной ситуации  необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

  1. «Рассказ от первоголица»: 

- рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки.
– Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел».

2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)

3.«Изменение  развязки истории»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы…

4. «Комплименты»
– сказать комплимент сказочному герою.

Слайд №10 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

Слайд №11 Следующие упражнения помогают  детям стать более раскованным, общительным, понимающими  и изменить  отношения с другими людьми к лучшему:

— Каждое занятие  начинаем  с улыбки своему отражению в зеркале, строим рожицы.

Слайд №12 — Приглядываемся  к окружающим  людям, их лицам, походке, одежде, рукам,  пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Пытаемся изобразить различные эмоции на лице, отгадываем  их на лицах товарищей.

Слайд №13 — Изображаем  различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразить это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., дети  отгадывают, что  хотел изобразить.

Слайд №14 — Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрят в глаза своему собеседнику. Затем обсуждают, какие чувства  испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

— В группе  за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учим  наизусть стихи, басни, шутки, загадки, истории.

    Каждый ребёнок,  чувствует ответственность   за постановку спектакля, декорации меняют сами, тренируются играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывают отдельные сцены. Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка.

Слайд №15 Мы выступаем на школьных праздниках, готовим отчётные выступления. Во время  работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Слайд №16 Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Слайд №17 Исходя из выше сказанного,  можно сделать вывод: Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения, и в развитии и формировании этих навыков способствуют занятия театральной студии.

Слайд №18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

« Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»

В современном обществе увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно их приобретать и выстраивать свои отношения с другим...

Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...