Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему

Гадеева Эльвира Дамиловна

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являются коммуникативные умения и навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_komm.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие коммуникативной культуры

младших школьников на логопедических занятиях

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являются коммуникативные умения и навыки.

    Коммуникативные умения и навыки являются одной из ведущих характеристик личности человека, и ее проявление происходит посредством способности личности к речевому общению, а также умению слушать.

С введением ФГОС НОО изменилась цель образования: сформировать у ребенка не только общекультурные, личностные и познавательные компетенции, но и потребность учиться и вести коммуникацию.  Необходимо раскрыть в ребенке творческие способности, а также «научить учиться», находить нужные знания в огромном потоке стремительно обновляющейся информации.

В данном контексте необходимо уделить особое внимание категории детей, имеющих речевые нарушения. Им в большей степени трудно дается овладение коммуникативными умениями и навыками, так как по причине нарушения речевой функции нарушается и процесс коммуникации в целом.
Учитывая специфические особенности детей с нарушениями речи, необходимо применять иную систему условий для формирования коммуникативных учебных действий на логопедических занятиях у детей младшего школьного возраста.

      В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. И очень часто к моменту поступления в школу детей с речевыми недостатками меньше не становится. Ежегодно при проведении вводной диагностики учащихся, около 50% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения устной речи. С таким «грузом» не каждый ребенок сможет эффективно осваивать коммуникативные учебные действия, налаживать общение со сверстниками, педагогами, поэтому возникает необходимость оказания логопедической помощи таким детям.

У первоклассников наблюдается несколько общих закономерностей, характерных для данного этапа развития детей:

• дети не умеют обращаться с просьбами;

• не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания;

• обучающиеся лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную;

•  на уроке их активная речь, как правило, обращена к учителю;

•  зачастую воспроизводят реплики своих товарищей без дополнительной умственной переработки («эффект эха»);

•  любое переключение с одного вида деятельности на другой сопровождается своеобразным «взрывом» активности, которая подавляется учителем уже на начальных этапах обучения в школе.      

Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов должна быть направлена на развитие:

•  сенсорных и моторных функций;

•  вербальной коммуникации;

•  невербальной коммуникации;

•  эмоционально-волевой сферы;

•  формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

•  индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

•  парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

•  групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Основные этапы работы:

•  обогащение и пополнение пассивного и активного словаря.

•   обучение связности высказывания;

•  отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;

•  формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;

•  сообщение о признаках предмета или явления (описание);

•  сообщение о действии и его развитии (повествование);

•  сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);

•  составление рассказов: по серии картинок, по заданному плану, на заданную тему;

•  диалог;

•  стили речи (разговорный, книжный)

С целью формирования коммуникативной культуры, в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, реализуются четыре группы задач:

1. В области формирования звуковой стороны речи:
 • сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
 • добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
 • особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;
 • развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу слов;
 • обучить интонационным навыкам речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).

2. В области лексики:

• обеспечить постепенное овладение детьми с лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН;

 • активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.

3. В области грамматики:

•учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
• воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи;
 • формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
 • учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
 • научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
 • учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
 • учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
 • формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
 • учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
 • активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;
 • закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
 • добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
 • проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.

4. В области связной речи:

 • учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
 • формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
 • развивать диалогическую речь детей;
 • создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей;
 • создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.

Формирование речевой активности младших школьников представляет собой сложный процесс коррекционно-педагогического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, направленный на стимулирование инициативных высказываний, формирование умений речевого общения и их осознанного применения в разнообразных ситуациях коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления младших школьников на логопедических занятиях.

Практические материалы для развития психических процессов у школьников  на логопедических занятиях....

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"

Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"...

Презентация на тему:"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на логопедическом занятии".

презентация предназначена для учителей-логопедов и учителей начальной школы....

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...

Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...