Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».
методическая разработка

Беляева Марина Геннадьевна

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, т.е. развитию коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gmo_doklad_28.03.2023.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Орeхово-Зуевского городского округа

Выступление на заседании ГМО  классных руководителей

Мастер-класс  

«Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

                                                                             

   Подготовила: Беляева М.Г. -  учитель                    

                                                                                            начальных классов МОУ ОШ №5  

                                                                                            для обучающихся с ОВЗ

Орехово-Зуево

28.03.2023

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ часть

2 сл.

Начинаю  своё выступление со слов В.А.Сухомлинского.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается         живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

И это действительно так!

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, т.е. развитию коммуникативных навыков.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Игра может изменить отношение детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, так же поможет воспитать сознательную дисциплину.

3 сл.

               Какие виды игр нам известны… (с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные… )

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций

Обучающие

-подвижные

-дидактические

-учебные

Игры-экспериментирования

Традиционные и народные

 игры

-обрядовые

-досуговые

Досуговые

-игры-забавы

-развлечения

-интеллектуальные

-празднично-карнавальные

Самостоятельные сюжетные игры

-Режиссерские

-театрализованные

4 сл. 

В процессе игры ребёнок развивается всесторонне (физически, психически и личностно). Как Вы считаете, как влияют игры на развитие ребёнка?

1. Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе; Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры.

2. Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, передают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

3. Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;

4. Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;

5. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

5 сл.

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познавательная сфера  становится произвольным, т. е. ребёнок учится руководить своим поведением и мыслительными процессами. Сознательно направляет познавательные процессы к достижению цели (нужно запомнить правила).

Игра приводит к новообразованиям в младшем школьном возрасте -  к мотивации к обучению.

Возникает  кризис – насыщение ситуацией «понарошку», ребёнок хочет делать первые шаги к усвоению реальной деятельности.

Таким образом, игра  выступает как психокоррекционное и психотерапевтическое средство.

Важно помнить - каждый участник игры  занимает определенное положение в группе сверстников (необходимо учитывать это в своей работе) и очень заинтересован в своём успехе.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ

Эти игры помогут научить детей:

1. Внимательно относиться друг к другу;

2. Договариваться;

3. Прислушиваться к мнению партнёра;

4. Оказывать помощь;

5. Согласовывать свои действия с партнёром по общению;

6. Гибко использовать в общении мимику, жесты;

7. Понимать интонацию.

Несколько общих правил, касающихся организации и проведения таких игр:

1. Не старайтесь использовать за один раз несколько игр;

2. Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды.

3. Не говорите ребёнку, что он что-то сделал не так. Иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

4. Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;

5. Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо его заставлять играть с вами. Лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.

6. Используйте игры систематически, чтобы дети к ним привыкали и раскрепощались. Это станет, своего рода, ритуалом.

Описание игр:

1.ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ или НАЗОВИ СЕБЯ

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя и передать волшебную палочку другому участнику.

2. ПРИВЕТСТВИЕ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.

Ход игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.

Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

ЛАСКОВОЕ ИМЯ

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, мячик. игрушку). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию.

ДОТРОНЬСЯ ДО…

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

«ДРУЖНАЯ ПАРА»

Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку нужно провести партнера от одного стула к другому, так, чтобы  игрушка не была сбита.

ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…

Цель игры: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.

Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом.Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.»

Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

                 

                 3. Мониторинг.

                 6 слайд теоретической части

                Методика «Изучение навыков культуры общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)


Цель: изучить сформированность навыков культуры общения.
Метод оценивания: наблюдение, анализ результатов.
Процедура исследования: за ребенком  наблюдают в естественных условиях:
- в режимных моментах;
- в естественных условиях;
- на занятиях,  в  игровой деятельности и свободной деятельности.
Обработка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:
I. Общение с взрослыми.
1. Как обращается к взрослому: называет ли учителя, по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
3. Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
2. Насколько внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
3. Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Для оценки каждого из семи перечисленных выше критериев (критерии общения со взрослыми и критерии общения со сверстниками) следует использовать баллы:
- 2 балла - положительный показатель;
- 1 балл - не устойчивый показатель;
- 0 баллов - отрицательный показатель.
Полученные баллы суммируются и соотносятся с характеристикой уровней сформированности навыков культуры общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками (см. Таблицу 2)


Таблица  2 Характеристика уровней сформированности навыков культуры общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками

Количество
баллов

Уровень

Характеристика

1

2

3

10-14

Высокий

Высокий уровень предполагает умение младших школьников вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, а также спокойно выражать свое желание и просьбу. При этом, общаясь, школьник разговаривает спокойно и не перебивает говорящего. Прослеживается внимательное отношение

 

 

ко взрослому, которое проявляется в проявлении внимания, заботы и сочувствия. Ученик приветлив со сверстниками, называет их по имени. При встрече и прощании - здоровается и прощается. Внимателен, старается помочь другому. Ребенок считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. Имеет ровные и доброжелательные отношения со сверстниками. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит.

5-9

Средний

К этому уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Младший школьник употребляет вежливые слова по напоминанию окружающих. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, однако иногда перебивает говорящего. Выполнение поручений взрослого происходит у таких детей самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Младший школьник со средним уровнем сформированности навыков культуры общения не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в класс. Привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. Со сверстниками ученик приветлив. Иногда отвлекается во время выполнения деятельности. Взаимоотношения с детьми ровные, имеют избирательный характер. В конфликты

 

 

вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого.

0-4

Низкий

При низком уровне сформированности навыков культуры общения у школьников отсутствует умение здороваться и прощаться с взрослыми, называть по имени и отчеству. При этом школьник не употребляет вежливые слова, перебивает говорящего. Не внимателен к взрослому. На просьбу о помощи реагирует неадекватно. Со сверстниками не приветлив. Проявляет грубость. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях обзывается и дерется. Обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

                4.  Рефлексия.

                 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...

Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях

Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...

Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...