Исследовательская работа "Откуда берётся мёд?"
творческая работа учащихся (3 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

Цель  работы: узнать об условиях жизни пчёл и использовании продуктов их жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myod.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

                                     

                          Исследовательская работа

                      «Откуда берётся мёд?»

                                                                                           Подготовила: Кондратьева Любовь,

                                                                                            ученица 3 «Б» класса

                                                                                           Руководитель: Мартынова О.В.,

                                                                                            учитель начальных классов

                                                           Шумячи

                                                              2019

Мой дедушка много лет занимается пчеловодством,  поэтому  мёд – «частый гость» на нашей кухне. Будучи ещё совсем маленькой, я знала, что мёд нам «дают» пчёлы. Повзрослев, я задумалась над вопросами : «Что значит дают мёд? А где же они сами его берут? Почему так много говорят о пользе мёда?» Чтобы ответить на свои вопросы, решила  провести исследовательскую работу.

Цель  работы: узнать об условиях жизни пчёл и использовании продуктов их жизнедеятельности.

Задачи:

-Найти и проанализировать информацию о строении и жизни пчел.

- Узнать почему ее называют труженицей?

-Есть ли у нее  инструменты для добычи мёда?

- Как организована жизнь в пчелиной семье?

-Чему может научить пчела человека?

- Как человек выразил благодарность пчеле за ее труд?

-Узнать: бывает ли «плохой мед»  и трудно ли быть пчеловодом.

Актуальность – пчелы самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.

Объект исследования – пчелы;

Предмет исследования – особенности жизни пчел;

Гипотеза – для одних пчела жалящее насекомое, а для других – великая труженица, приносящая неоценимую пользу людям.

                                          Немного истории

Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50 тыс. лет раньше человека. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. О том, что пчелиные гнёзда ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.. Воск приравнивали к золоту.

Пчелиная семья

Медоносные пчелы – общественные насекомые. Они живут большими дружными семьями. У каждой пчелы есть свои обязанности. Матка– самая крупная пчела, которая занята только тем, что откладывает яйца. Все пчелы в гнезде – ее дети. В одном гнезде может быть только одна матка. Рабочие пчелы– это небольшие самки, которые выполняют всю работу: охраняют дом, ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают в поле еду для всей семьи. Трутни – это самцы пчел. Они не могут сами есть и собирать нектар. Единственная их задача – встреча с маткой во время брачного полета. После этого они погибают. Матка после встречи с трутнем может откладывать яйца до конца своей жизни. Матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Через три дня из яйца выходит личинка. Первые три дня всех личинок кормят маточным молочком. Потом личинок рабочих пчел кормят пергой – смесью меда и пыльцы. Через пять дней пчелы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. Через 21 день после того, как матка отложила яйцо, из куколки выходит молодая рабочая пчела.

Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.

Ульи

Улей – это большой деревянный ящик на четырех ножках с открывающейся крышей, в котором живут пчёлы . Внутри улья есть рамки. Внутри этих деревянных рамок пчёлы строят из воска ячейки – соты. Некоторые из ячеек в сотах заняты мёдом, а в других матка откладывает яйца.

Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к лотку, пчела открывает его и предъявляет запах сторожам как пропуск.

Пчелиный рой

Новая пчелиная семья называется рой. Как она возникает? Матка откладывает яйца. Личинок, а затем и пчел становится все больше. Рабочие пчёлы строят по краям сот специальные большие ячейки. Внутри их вырастут новые матки. А старая матка с частью пчел покидает гнездо. Новый рой ищет новое место для жизни. Это может быть старое дупло, ящик, а может ловушка пчеловода, из которой он пересадит их в новый улей.

Общение насекомых

Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи танцев.

Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке  своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как к ней добраться.  Танцы пчел можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец-колебание». Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут, как добраться до поляны.

                                             Опыление цветов

Цветы привлекают насекомых своим ароматом и яркой окраской. Пчелы прилетают к ним, ищут нектар и при этом пачкаются пыльцой. Когда они перелетают на другие цветки, то переносят на них эту пыльцу – опыляют растения. Для растений это очень важно, потому что только после опыления могут развиваться семена. Если не будет пчел, у цветов не будет семян, и они не вырастут в следующем году. Пчелам необходимы цветы, а цветам необходимы пчелы.

                                                 Хлопоты пчеловода

Мой дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход. Нужно обрабатывать ульи в определенное время. Постоянно осматривать пчелиные семьи. В период роения необходимо постоянно находиться на пасеке.

Зимой  пчелы находятся в подполе. Весной дедушка расчищает снег на пасеке, в саду для того, чтобы выставить пчелиные улья. Выставив их, он хорошо моет их внутри, затем обдает кипятком, обрабатывает горелкой, чтобы уничтожить все микробы. Затем пересаживает пчелиные семьи в обработанные ульи.

В начале июня у пчел начинается процесс роения. Вылетевший рой дедушка собирает в роевник (специальный ящик) и ставит в темное место. Через сутки дедушка отпускает рой в новый улей.

После процесса роения у пчел начинается медосбор. Мой дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, дедушка снимает магазины и откачивает мед. Кроме меда от пчел получают воск, пергу, прополис, маточное молочко, пчелиный яд.

Продукты пчеловодства

Я решила узнать,  что знают  мои одноклассники о  мёде. Для этого я провела социологическое исследование: попросил их ответить на несколько вопросов анкеты, а потом  проанализировала ответы.

  1. Любите ли вы мёд? 
  2. Знаете ли вы, чем полезен мёд?
  3. Знаете ли вы, откуда берётся мёд?

      4.           В каких целях вы его используете?

Из 19 человек , принявших участие в анкетировании, 12 любят мёд, 4 не любят,3 не очень дюбят. О пользе мёда  не знают 6 человек, знают, что полезен, но не знают чем - 6 человек, 7 человек могут объяснить чем полезен мёд .На вопрос откуда берется  мёд было два варианта ответов:1 -. из ульев ,2.- из пыльцы.В лечебных целях мёд используют 5 человек, добавляют постоянно в чай 4 человека, просто едят мёд 7 человек и 2 человека его не используют.

Мёд и другие продукты пчеловодства являются уникальными продуктами, которые используются как ароматное лакомство, а также в качестве источника здоровья, жизненных сил и долголетия.

Расскажу вкратце о пользе мёда и продуктах пчеловодства.

                                                         Мед

Нектар – это сладкая сахаристая жидкость, которую выделяют разные части цветков. Он скапливается там в специальных углублениях. Пчелы сосут нектар и собирают в специальный медовый зобик, в котором приносят нектар в гнездо.  В гнезде они  пережевывают его около 30 минут, добавляя в него некоторые вещества, меняющие его состав.Затем они переносят эту жидкость в открытые ячейки. В теплом гнезде нектар густеет и превращается в мед. Через несколько дней пчелы закрывают ячейки с медом восковыми крышечками. Мед - это запас пищи, который пчелы собирают для себя, а вовсе не для человека. Вкус и цвет меда зависит от цветов, на которых пчелы собирали нектар.

В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза.

Прополис

Прополис - смолистое вещество от коричневого до тёмно-зелёного цвета, вырабатываемое пчелами для замазывания щелей. Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.

Воск

Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным действием.

Маточное молочко

Маточное молочко – это пища для личинки пчелиной матки, которая закладывается в отдельную ячейку из воска.

Маточное молочко содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины.

Лечебное действие:

- повышает аппетит, вес;

- стимулирует рост волос;

- улучшает память и зрение;

- повышает иммунитет.

Вывод:

Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.

Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.

Литература:

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М.: Мысль, 1993

2. Насекомые. Полная энциклопедия. Пер. с англ. М. Авдониной. - М.:Эксмо, 2009.

3. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части Росссии. - М.: Топикал, 1994.

4. М. Керченко. Жизнь золотого роя. - Курган: Зауралье, 1994.

5. Рублев С. Атлас животных. - М.:ИД Владис, 2009.

6.Пословицы о пчеле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Откуда берётся шоколад"

Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение. Постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад? Через проект...

урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...

Урок по теме "Откуда берётся и куда девается мусор?" по программе "Школа России"

Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться. Овладение умением у...

ОТКУДА ЭТО БЕРЁТСЯ?

Откуда берутся привычки наших детей?...

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Презентация к уроку окружаещего мира 1 класс "Откуда берётся мусор"

Презентация к уроку   "Откуда берётся мусор". 1 класс,  полностью соответствует материалу учебника "Окружающий мир" А. Плешакова.Цели:  •узнать об источниках бытового мусора и способах ...

Исследовательский проект "Откуда берётся дождь?"

Объект исследования: природное явление - дождь.Методы исследования: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, элементарно – поисковая деятельность, Интернет-ресурсы.Тип проекта: научный, с...