Гештальт-терапия в педагогике.
статья

Эльзира Маликовна Вахитова

В настоящее широкое распространение получила гештальт-терапия. Возможно ли использование данного метода в педагогике?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geshtalt.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в школе России преобладает ориентация на передачу детям знаний, а не на развитие личности. Поэтому широкое распространение получила гештальт-терапия - одна из разновидностей экзистенциальной психотерапии, течение, входящее в русло гуманистического направления.

Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз реализовал на практике холистическое понимание природы человека, он проповедовал целостный подход. Как известно, целостный взгляд основан на том принципе, что целое – это нечто большее, чем сумма его слагаемых. Целому присуща целостность, структура и интеграция частей. Д. Кепнер считает, что «рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.»

Очень важно то, что в традиционной школе знания передаются в готовом виде. Гештальт-подход предлагает обучение через открытия: познание рассматриваются как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта. Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм/среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения "фигура - фон" со всеми прерываниями и нарушениями.

Основные принципы философии и теории гештальт-терапии (применительно к базовым педагогическим понятиям)

Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм / среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения "фигура - фон" со всеми прерываниями и нарушениями.

Знание и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.

Учащийся рассматривается как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией Персона. Поддерживающие функции Я формируются в результате чередований влияний различного рода индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.

Цель учебного процесса - это эволюция "живого" в поле "организм / среда" посредством порождения многообразия, посредством чередования хаоса и порядка, а также путем разрушения старого и складывания нового.

Принципы оформления и рефлексии педагогической практики:

Гештальт-педагогическая практика понимается как непрерывный процесс, который следует снова и снова проектировать и оформлять. Учебная цель и задачи ставятся и рассматриваются в контексте этого процесса.

-Гештальт-педагогическая практика складывается как диалектическая смена сознательного опыта теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно проводимое связывание всех учебных содержаний и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).

-Гештальт-терапевтические действия и размышления концентрируются на структурах и образцах, которые выражаются во взаимосвязи в поле организм - среда и подвержены историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.

В рамках гештальт-подхода для педагога важно иметь навыки рефлексии и саморефлексии. Только в этом случае педагог сможет осуществлять эффективное руководство учебным процессом, выявить препятствия к обучению, а также быть действенным против вызванной школьными стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.

В целом, гештальт-подход может быть творчески использован в педагогике, в проведении занятий в школе.

Литература

Брински Бет. Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам. – СПб.: ООО «Институт Личности», 1996. – 34 с.

Гештальт-терапия с детьми./ Редактор-составитель Н. Кедрова. – М., 2002.

Кепнер Д. Телесный процесс. Методические материалы для студентов гештальт-институтов и психологов. – М., 1998.

Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные идеи гуманно-личностной педагогики.

Методические приёмы, применяемые в практике....

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

В данной статье раскрываются формы и методы  воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания...

Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления

Подвижная игра с дидактической направленностью  как средство педагогики оздоровления ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...