Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления
материал по теме

Злобина Ольга Анатольевна

Подвижная игра с дидактической направленностью

 как средство педагогики оздоровления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnaya_igra_s_didakticheskoy_napravlennostyu_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра с дидактической направленностью

 как средство педагогики оздоровления

Основная заповедь учителя –любовь к своей профессии.

У Ш. А. Амонашвили есть памятка с заповедями для учителя:

будь осторожен,

не ошибись,

не навреди,

будь надеждой для школьника,

дари себя детям…

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии называется «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.

Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют у детей младшего школьного возраста развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений быстроты, меткости, выносливости и других качеств.

По определению современных педагогов Л. В. Былеева, М. Н. Жукова «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которой ярко выражена роль движения.

Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Беги!», «Стой!» и другие. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелазании, бросании, ловле.

Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей 6-7летнего возраста – ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности, ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры), по видам движений (игры с бегом, метанием). К подвижным играм правилами относятся и сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм относятся: баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и другие. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражаются в условной форме жизненных или сказочных эпизодах…Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Несюжетные подвижные игры: перебежки, ловушки, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?»), игры-эстафеты (« Кто скорее передаст мяч?», игры с предметами (мячи, кегли, обручи и т.д.), игры-забавы («Ладушки, Коза рогатая» содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим ,более правильному отбору их в различных условиях работы: по характеру моторной плотности (игры большой, средней, малой подвижности), с учётом времени года, по форме организации занятий (игры на переменах, игры на уроке).

Подвижные игры на переменах Е.М.Геллер предлагает классифицировать по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. К малой степени нагрузки Е.М.Геллер относит игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, к средней степени – до180%, к большей – свыше 180%ударов в минуту.

Профессор В.Г.Яковлев, исходя из принципа взаимоотношений и взаимодействий участников, предлагает классификацию подвижных игр, состоящую из четырёх ступеней. Высшей ступенью является организация играющего коллектива. Игры делятся на два типа: игры без разделения на команды и игры с разделением на команды. Далее следует целевая установка совместных действий играющих (без водящего, с водящим, без вступления в контакт с «противником», с вступлением участников в соприкосновении с «противником»). Затем группировка игр в зависимости от активных действий участников (единоборство участников, борьба за свою команду). Четвёртую ступень характеризует движение и их разновидности в играх (действия, связанные с выполнением подражательных движений), действия на ловкость, действия, связанные с короткими перебежками другие.

Игра не исчерпала своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников. Прежде, чем ребёнок сможет извлечь пользу от обучения, ему необходимо  развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации движения и способности быть настойчивым, любознательным. Он должен научиться достичь цели и проигрывать. Ему необходимо научиться получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении учащихся начальных классов.

Н.В.Зимкин обращает внимание на развитие двигательных умений и навыков. В.П.Станкиониене отмечает, что в педагогическом отношении физическое развитие является и совершенствованием форм и строения организма под воздействием воспитания. По В.А.Шишкиной физическое развитие является процессом изменения форм и функций  под воздействием условий жизни и воспитания.

Задача создания наиболее рациональной системы воспитания и обучения, понимание значения здоровья ребёнка, идущего в школу, определяют изучение физического развития детей в качестве одного из приоритетных направлений в методике использования подвижной игры в обучении младших школьников.

При применении методики использования подвижной игры в обучении младших школьников ученик должен осознать, что в игре он составляет слова-предложения при ходьбе, бросая мяч партнёру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, - всё это он делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классифицикации предметов, составлению связного рассказа.

Тезаурус понятия «Подвижная игра с дидактической направленностью» содержит два основных структурных компонента:

а) мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации учения, являющейся основой формирования познавательного интереса).

Мотивационный компонент включает:

-разъяснение детям цели подвижной игры с дидактической направленностью (стратегической – на год, тактической – на урок);

задачи дидактической подвижной игры;

-основные элементы подвижной игры с дидактической направленностью, выраженные во взаимозависимости, коммуникативности, совместной оценке, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе, формирование общественного поведения, заинтересованность в совместных действиях;

-принципы деятельности в подвижной игре с дидактической направленностью, выраженные в сознательности и активности, планировании, постепенности «от знакомых игр к незнакомым»;

-сюжет подвижной игры с дидактической направленностью, включающий в себя целевую установку действий играющих и развитие игрового конфликта.

б) операционный компонент (научить учащихся организовывать свою совместную дидактически-подвижную деятельность в соответствии с учебной (дидактической и двигательной) задачей для получения детьми информации в ходе совместной дидактически-подвижной деятельности. Этот процесс совершается на основе сравнения результатов игры с её целью.

 Операционный компонент состоит из следующих частей:

-педагогические требования к организации подвижной игры с дидактической направленностью (подготовка к проведению игры, организация играющих, руководство процессом игры, подведение итогов);

-дидактический материал, наглядность, инвентарь к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (по цели деятельности -    тренировочный, познавательный, творческий; по уровню – информативность объём, абстрактность);

-методический инструментарий к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (приёмы работы по развитию речи, приёмы управления внимания, приёмы индивидуальной работы, приёмы работы с дидактическим материалом;

-педагогический инструментарий к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (ситуация успеха, эффект ожидания, условия для демонстрации «я», поощрение и порицание, оценка действий и поступков учащихся и другие);

-учебное содержание с межпредметной связью (обучение грамоте и чтению, математика, окружающий мир);

-характер взаимодействия (без разделения на команды, с разделением на команды);

-преимущественное проявление физических качеств;

-двигательные действия в содержании подвижной игры (главное содержание игр – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта);

-интенсивность подвижной игры (низкая до 130ударов в минуту, средняя – 130-150ударов в минуту, большая – 150-170ударов в минуту, высокая – 170 ударов в минуту и более).

Подвижная игра с дидактической направленностью – это сознательная  инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей: первой условной цели, добровольно установленной самими играющими (достижение цели требует от играющих активных двигательных действий,      

 выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих

      (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать соперника или убежать от него), параллельно физическому развитию, решая задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математика, обучение грамоте, развитие речи, ознакомлению с окружающим миром) – вторая цель.

Осуществлении  межпредметных связей физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами таким образом может являться эффективным средством закрепления учебного материала по всем предметам.

В основу методики положены идеи о всестороннем развитии личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения, а также основные принципы воспитания и обучения младших школьников. Их воплощение осуществляется путём повышения интереса школьников к учебным занятиям, активизации их мыслительной деятельности, возможности личностного выражения в каждой подвижной игре, стимулирование сознательного отношения к участию в подвижных играх.

Из всего многообразия умственных процессов младших школьников можно выделить наиболее влияющие на эффективность урока: восприятие, память, внимание, воля, эмоциональность. Физические упражнения, имитационные движения, подвижные игры с дидактической направленностью способствуют запоминанию, например, стихотворного текста, и, наоборот, проговаривание в такт движениям ускоряет процесс формирования двигательного навыка. Концентрация внимания учащихся во время подвижных игр (например, на точность выполнения упражнений с мячом), способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы. Положительные эмоции, которые возникают во время выполнения физических упражнений и подвижных игр, обеспечивают решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения. Эмоции, чувства не только возникают в деятельности (в подвижной игре, например), но и активно изменяют её результаты. Чтобы лучше ориентироваться в подборе упражнений и игр, учителю важно знать физиологические особенности детей, потому что всё зависит от индивидуальных особенностей конкретных учеников конкретного класса.

При разработке методики обучения подвижным играм с дидактической направленностью использована основная идея теории учебной деятельности – воспитание творческого мышления путём использования содержательного обобщения (от общего – к частному). Сначала школьники получают знания на уроках по общеобразовательным предметам, затем эти знания на этапе закрепления изученного материала по предметам общеобразовательного цикла программы применяются в конкретных играх с целью их закрепления как на уроках физической культуры, так и на уроках по общеобразовательным предметам.