«Подвижные игры народов Севера России как средство развития личности и формирования ответственного отношения к истории и народным традициям»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Денис Ирина Михайловна

Картотека подвижных игр Народов Севера. Материалом могут воспользоваться учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня, педагоги-организаторы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс разработок (программ, проектов, уроков, занятий) среди педагогических работников образовательных организаций

«Традиции народов России»

Лучшая разработка «Традиции народов России»

в общеобразовательных организациях

Тема: «Подвижные игры народов Севера России как средство развития личности и формирования ответственного отношения к истории и народным традициям»

Авторы:

Зорич Екатерина Александровна, учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

ЗАТО г.Североморск «Лицей № 1»;

Денис Ирина Михайловна, учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

ЗАТО г.Североморск «Лицей № 1»


Подвижные игры народов Севера России как средство развития личности и формирования ответственного отношения к истории и народным традициям

Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достичь определённой, заранее поставленной цели. Разнообразие содержания игровой деятельности позволяет заметить, что игры всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания и освоению культурного наследия русского народа.

Подвижные игры на улице являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыками основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением различных задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

На протяжении многовековой истории северные народы придавали большое значение физическому развитию личности. Оно занимало одно из ведущих мест в воспитании детей. Это было вызвано суровыми условиями жизни на Севере: сильные морозы, тяжелый, изнуряющий и разнообразный физический труд (в основном промыслы – охота, рыболовство, оленеводство), частые военные действия в прошлом. Национальное своеобразие традиционного физического воспитания заключается в направленности на подготовку подрастающего поколения к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни. Отсюда – своеобразная, специфическая “школа” закаливания, раннее обучение стрельбе из лука и винтовки, ходьбе на лыжах, управлению оленьей и собачьей упряжками, метанию аркана, плаванию на различных лодках и т.д.

Основными средствами физического воспитания у народов Севера являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания и самобытные физические упражнения. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге.

Целесообразность цикла занятий «Подвижные игры народов Севера» заключается в том, что они способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале, в игровой комнате и в рамках урока во время динамических пауз и на физкультурных занятиях в группе продленного дня.

Цель данного цикла внеурочных мероприятий: достижение всестороннего развития личности ребенка, на основе физического развития, укрепления здоровья. Воспитание толерантного отношения к другим нациям. Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию народов Севера.

Задачи цикла занятий:

1. Определить традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера, которые в наибольшей степени способствуют развитию физических качеств и закаливанию подросткового организма в суровых климатических условиях.

2. Осуществить отбор наиболее оптимальных игр и состязаний на основе учета материально-технической базы школы, расписания, погодных и иных условий.

3. Адаптировать проведение традиционных игр, состязаний и физических упражнений на основе учёта особенностей обучающихся, материально-технической базы и проч.

4. Дополнить программы по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс и занятия в группах продленного дня.

Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале, в игровой комнате и в рамках урока во время динамических пауз и на физкультурных занятиях в группе продленного дня.

Используемые методы: метод вариативного (переменного) упражнения, стандартно-повторный метод, наглядный, словесный, практический, игровой, соревновательный.

Ожидаемый результаты: обучающиеся познакомятся с играми народов севера, усовершенствуют физические качества (выносливость и ловкость, меткость), обогатят словарный запас, познакомятся с бытом народа.

Целевая аудитория: младший школьный возраст, обучающиеся 7-8 лет.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

Наименование

Содержание

Срок

1 этап - подготовительный

- Разработка цикла занятий;

- Определение методов и приемов работы с детьми;

- Определение педагогических ресурсов и материально-технической базы.

август - сентябрь

2 этап - внедренческий

Проведение запланированных мероприятий.

сентябрь – апрель (занятие проводится 1 раз в месяц)

3 этап - заключительный

Предоставление результатов: проведение спортивного праздника. Создание картотеки подвижных игр народов севера.

май

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

Месяц

Цель

Игры

сентябрь

Развивать решительность, ловкость, смелость, реакцию, силу ног. Развивать творчество, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.

«Волк и зайцы»; «Рыбаки и рыбки»;

«Саамский футбол».

октябрь

Развивать силу рук, ловкость, глазомер, умение ориентироваться в пространстве.

«Северный и южный ветер»,

«Деревянные рога»,

«Охота на куропаток», «Метание камней».

ноябрь

Совершенствовать координацию движений, умение обучающихся реагировать на сигнал, развивать меткость, быстроту реакции, дисциплинированность.

«Пэнкинат» (Догонялки)

«Прыжки через нарты», «Прыжок белки»

декабрь

Развивать ловкость, профессиональные качества оленевода, дальность броска, воспитывать упорство и чувство коллективизма.

«Загони в озеро», «Заяц и волк», «Ловкий оленевод».

январь

   Развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, координацию движений, волевые качества.

«Кто быстрее», «Капканы», «Перетягивание палки»

февраль

Развивать силу рук, спины, ног; воспитание настойчивости, выдержки, активности и решительности.

«Бой лосей», «Каюр и собаки», «Бег на ходулях»

март

Развивать глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывать терпение и упорство в достижении цели.

«Быть оленеводом», «Метание топора»,

«Бег в снегоступах»

«Нарты и сани»

апрель

Развивать кругозор, память, внимание, сообразительность, смелость, реакцию и координацию движений.

«Воздух, вода, земля, ветер», «Хейро», «Важенка и оленята»

май

Развивать у обучающихся единое мироощущение и мировосприятие.

Спортивный праздник «Малый Праздник Севера».


Игры и состязания народов Севера характеризуются комплексностью и универсальностью своего воздействия на ребенка. Главная их социальная функция – подготовка к труду подрастающего поколения. Именно с этих позиций у Северных Этносов строится всегда весь воспитательный процесс.

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры, желающего внести свой вклад в его развитие.



Приложение №1

Картотека подвижных игр народов Севера

Игра « Волк и зайцы»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «волк», он помещается в центре круга, остальные играющие – «зайцы» становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «зайцы» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «волк» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда они находятся внутри круга. Тот, кого поймали становится «волком», а «волк» - «зайцем». Игра повторяется вновь. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра «Деревянные рога»

Описание игры. Участники делятся на несколько команд.  Для игры необходимы рога или подбираются срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их дают участникам одной команды и расставляют в ряд на расстоянии 50-70 см друг от друга.

Игроки другой команды с тынзяном в руках (у каждого свой или один на всех) располагаются в линию напротив ряда «рогов» оленя на расстоянии примерно 7 – 10 м. Поочерёдно бросают тынзян, стараясь попасть петлёй на каждую ветку «рога» и в случае удачного броска подтягивают их к себе. Побеждает та команда, у которой большее количество пойманных предметов.

Игра «Догонялки (“Пэнкинат”)»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Перед игрой определяется игровая зона (её границы).

С помощью считалки выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается  рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал  в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра «Загони в озеро»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На расстоянии около 30 метров от игроков чертится «озеро». Участники делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну. Каждый игрок, стоящим первым в колонне, выполняет бросок тынзяна на дальность. Вся команда бежит до места падения аркана, а второй номер каждой команды собирает аркан и выполняет второй бросок, третий номер выполняет следующий бросок и т. д. Если все метатели закончили, всё начинается сначала. Команда, которая раньше дойдёт до озера и выполнит свой бросок в озеро первой, становится победителем.

Игра «Гонки на нартах»

Описание игры. Состязание проводится в зимнее время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на нарты, третий  оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

Игра «Заяц и волк»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки – «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке – круг, прочерченный на снегу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого ему надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в сторону, вверх).

Игра «Капканы»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. На площадке или в зале чертится круг. Участники игры встают в круг. Ведущий выбирает с помощью считалки двух игроков, которые, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют капкан (линия круга находится между ними). По команде ведущего играющие выполняют бег (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, прыжками) по кругу. По свистку капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки вверху, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными, образуют новый капкан в разных местах круга. Победителем становится тот игрок, который не был пойманным.

Игра «Волк и олени»

Описание игры. Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Игра «Олени и пастухи»

Описание игры. Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Игра «Ловля оленей»

Описание игры. Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Игра «Куропатки и охотники»

Описание игры. Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Игра «Рыбаки и рыбки»

Описание игры. На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Игра «Нарты-сани»

Описание игры. Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Игра «Бег в снегоступах»

Описание игры. Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Игра «Важенка и оленята»

Описание игры. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.  Волк сидит за  сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.  

Терпеливо слушая

Наставления мамины —

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Игра «Перетягивание палки»

Описание игры. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках палку. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Начинать перетягивание палки можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Игра «Волк и олени»

Описание игры. Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Игра «Солнце (Хейро)»

Описание игры. Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны). Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Игра «Каюр и собаки».

Описание игры. На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Игра «Воздух, вода, земля, ветер»

Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «земля», «вода», «ветер» - и считает до 3. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ветер).

Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т.д. Неожиданно вместо этих четырёх слов, водящий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Игра «Быть оленеводом»

Описание игры. Все играющие делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель – хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тынзяна-аркана на хорей и т.д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя. Победителем становится команда, которая набрала большее количество очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры народов России"

Дано описание подвижных игр с учениками начальных классов, тематическое планирование с 1 по 4 класс, обозначены цели и задачи курса....

Игровая программа "Подвижные игры народов России"

С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся  в них играть....

Разработка урока по теме "Подвижные игры народов России"

Предлагаю коллегам разработку урока большого раздела "Подвижные игры" . Урок  в форме путешествия по стране. Называется "Подвижные игры народов России". Занимательно, интересно. Моим ученикам уро...

Подвижные игры народов севера

физическая культура...

Подвижная игра "Города и флаги" как средство развития физических качеств школьников

Подвижная игра "Города и флаги" как средство развития физических качеств школьников Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевр...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура (подвижные игры народов Севера)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (подвижные игры народов Севера) со сроком реализации 1 год (1 класс)...

Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»

Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются...