Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»
план-конспект урока по физкультуре (2 класс)

Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов Севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием  языка, формами и содержанием разговорных текстов. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлении об окружающем их мире. Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависит от природно-климатических условий: на Севере распространено оленеводство, охота, рыболовство. В играх много соревновательного задора, движения точны и разнообразны: «Прыжки через нарты», «Прыжок белки», «Метание топора», «Медвежья пляска». В играх, танцах, отражается экологическое воспитание, где дети любуются красотою, богатством природы, пробуждается уважение к ней: «Хэйро»,  «Северное сияние». Так же в игре происходит передача знания, но не менее важным ее смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их практическое  освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях  социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов, чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией эмоционально возбуждающей, у человека возникают субъективные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило факторам внутренним: этическим и эстетическим; игра способствует их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon areshchenko_s.a._kursovaya_21.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Проектирование урока «Подвижные игры народов Севера»

Арещенко Сергей Александрович

Учитель физической культуры МАОУ «ООШ № 2» г. Полярный

Игры народов Севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания младших школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов Севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием  языка, формами и содержанием разговорных текстов. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлении об окружающем их мире. Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависит от природно-климатических условий: на Севере распространено оленеводство, охота, рыболовство. В играх много соревновательного задора, движения точны и разнообразны: «Прыжки через нарты», «Прыжок белки», «Метание топора», «Медвежья пляска». В играх, танцах, отражается экологическое воспитание, где дети любуются красотою, богатством природы, пробуждается уважение к ней: «Хэйро»,  «Северное сияние». Так же в игре происходит передача знания, но не менее важным ее смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их практическое  освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях  социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов, чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией эмоционально возбуждающей, у человека возникают субъективные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило факторам внутренним: этическим и эстетическим; игра способствует их развитию.

В играх «Бег на ходулях», «Бег в снегоступах» осуществляется комплексное воздействие на человека: здесь ограничено сочетаются движения, физические качества, характер человека, юмор, мораль. Подвижные игры «Нарты-сани», «Волк и олени», «Каюр и собаки» - поддерживают у детей веселое, жизнерадостное настроение. Они способствуют умственному развитию, сообразительности, находчивости. Формируют такие черты характера, как активность, решительность, настойчивость, воспитывают нравственные качества, вызывают приятные эмоции. В данных играх дети приучаются действовать по сигналу, подчинятся правилам игры, что способствует воспитанию внимания, выдержки, дисциплинированности.

Игры народов Севера просты и доступны по своему содержанию. Будучи увлекательны по своему сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод».

Процесс игры во многом развивает способность у ребят к сознательному, планомерному, тонкому восприятию мира. Так, например, игры «Охота на куропаток», «Метание камней» учат умению определять расстояние, развивать глазомер.

 Игры и состязания народов Севера характеризуются комплексностью и универсальностью своего воздействия на ребенка. Главная их социальная функция – подготовка к труду подрастающего поколения. Именно с этих позиций у Северных Этносов  строится всегда весь воспитательный процесс.

                       

Тема урока: Подвижные игры народов Севера

Тема урока: «Подвижные игры народов Севера»

2 класс

Цели деятельности учителя

Развивать умения участвовать в подвижных играх в соответствии с правилами и соблюдением техники безопасности, проверить запоминание временных отрезков

Тип урока

Образовательно-обучающий

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

познакомиться с подвижными играми народов Севера;

научиться: взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; получать возможность научиться: организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и соревнования; соблюдать требования техники безопасности.

Метапредметные:

 познавательные - овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

 коммуникативные - выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение;

регулятивные - овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Образовательные ресурсы

Секундомер, мячи

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

1 Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета

Слушают и обсуждают тему урока

Индивидуальная

Личностные: понимают значение

знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позиции школьника.

Устные

ответы

2. Актуализация знаний

Выполнить 3-х минутный бег.

Дыхательные упражнения.

Расчёт на «первый, третий».

Перестроение в 3шеренги

Обращает внимание учащихся на рациональное распределение сил во время бега. Объясняет, что важно выбрать собственный ритм бега, следя за дыханием.

Проводит дыхательные упражнения: вдох - руки вверх; выдох - руки вниз, расслаблены, с полу-наклоном. Сделать четыре вдоха-выдоха и остановиться на одной из сторон площадки. Объясняет, как производить расчет. Даёт задание рассчитаться на «1-3-ий» и перестроиться в 3шеренги.

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения

По команде «Направо!» выполняют ходьбу по кругу и переходят на бег.

Переходят на ходьбу и выполняют дыхательные упражнения.

Выполняют расчёт.

Выполняют перестроение в 3шеренги

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности

Выполняют действия по инструкции. Сравнение результата с образцом

3.Объяснение нового материала.

Применение знаний в новой ситуации

1.Мы с вами живём на Крайнем Севере. Сегодня на уроке выполним комплекс ОРУ «Животные Севера»:

По ледяной пустыне

Медведица идет.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий,

Повсюду снег и лед.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва.

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

Приложение  № 1 

2.На  уроке мы познакомимся с некоторыми играми народов Севера.

Подвижные игры: «Олени и пастухи»

«Льдинки, ветер и мороз»

«Ручейки и озёра» «Полярная сова и евражки»

Приложение  № 2       

Проводит комплекс ОРУ.

Обеспечивает мотивацию выполнения и создает эмоциональный настрой.

 

Делит класс на команды.

Объясняет условия проведения подвижных игры. Назначает водящих.

Выполняют упражнения

Участвуют в игре и эстафете

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах, групповая, фронтальная

Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности

Осуществление контроля по образцу

Выполнение действий по инструкции

4.Контроль усвоения.

 Первичное осмысление и закрепление

Как вы думаете, почему такие названия у игр народов Севера?

Что развивают подвижные игры?

Какие новые слова вы узнали из игр?

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной  работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие  в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Отвечают, повторяют новые слова, объясняют.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; адекватно воспринимают оценку учителя. 

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; обмениваются мнениями, задают вопросы

Устные ответы.

Осуществление контроля по образцу

5. Информация о домашнем задании и рефлексия.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

- Ребята, как вы себя чувствуете сейчас?

Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте.

- Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину. 

- Что вы испытывали, когда играли в игры народов Севера? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши.

- Оцените свою работу на уроке. Вы приложили максимум усилий, помогали товарищам, были доброжелательным – обнимите себя крепко-крепко. Если вы решили, что могли бы работать лучше – переплетите руки крестом на уровне груди.

Игры народов Севера просты и доступны по своему содержанию. Они увлекательны по своему сюжету,  повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод».

Домашнее задание:

Найти подвижную игру народов Севера на метание.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня освоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке

Приложение  № 1           

Комплекс ОРУ «Кто живет на Севере»

«По ледяной пустыне медведица идет»

И. п.: стоя, ступни параллельно, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки. Поочередно сгибать колени, отрывая пятки от пола, делая энергичный перекат стопы до конца пальцев; руками выполнять поочередные движения вперед (до полного выпрямления руки) — назад. Выполнить 8 движений. Пауза. Повторить 2-3 раза.

«Летит полярная сова, колышет крыльями едва»

И. п.: о. с., руки к плечам, 1-2 — подняться на носки, поднять локти вверх — вдох; 3-4 — вернуться в и. п. — выдох. Локти поднимать в стороны, стараться соединить лопатки. Повторить 6-8 раз.

«По полынье моржи плывут, мелькают спины там и тут»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. 1-2 — наклон вперед, руками выполнить гребковое движение (руки вынести вперед, ладони вниз; через стороны руки в и. п., на пояс) ; 3-4 — вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.

«Маленькие елочки и березки низкие вьюга заметает снегом серебристым»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки «домиком» над головой. 1-2 — наклон вправо, руки вверх — выдох; 3-4 — и. п., вдох. То же влево. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4 раза.

«Сквозь снег и заносы олени спешат, от злого мороза они не дрожат»

И. п.: о. с., руки на пояс. 1 — поднять правую прямую ногу вперед; 2 — махом отвести назад; 3 — снова вперед; 4 — и. п. То же левой ногой. Ноги прямые, носок оттянуть, сохранять равновесие на опорной ноге. Повторить по 4 раза.

«Прыгают, как зайчики, девочки и мальчики»

И. п.: о. с., руки вниз. Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте. По 10—12 прыжков, чередуя с ходьбой на месте (8—10 шагов). Повторить 3-4 раза.

«Северное сияние»

И. п.: ноги врозь, руки в стороны, пальцы слегка сжаты в кулак. 1-3 — круги руками книзу; 4 — и. п. Повторить 3-4 раза.

Быстрый бег, ходьба.

Приложение  № 2           

Подвижная игра «Олени и пастухи»

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута/

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Подвижная игра «Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».

Сценарий спортивного праздника «Игры  народов  Севера»».УчительМБОУ СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической   культурой и спо...

Подвижные игры народов севера

физическая культура...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...

Игровая программа «Игры народов Севера».

Учащихся познакомилсь с национальными играми народов Севера: «Стой, олень!»; "Охота на куропаток»; стрельба из лука, “Перетягивание на палках”, “Бросание тынзяна на хорей”,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Разработка урока "Игры народов Севера".

Данный урок знакомит учащихся с традициями и бытом коренных народов Севера....

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура (подвижные игры народов Севера)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (подвижные игры народов Севера) со сроком реализации 1 год (1 класс)...