Интеллектуальные турниры
материал

Светлана Сергеевна Бабонова

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация, динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить, и работать в быстро изменяющемся мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_turniry_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx283.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

Общая характеристика интеллектуальных турниров как педагогическая технология        5

Роль интеллектуальных турниров на уроках русского языка в начальной школе        8

Конспект урока по русскому языку с использованием интеллектуальных турниров        10

Заключение        14

Список литературы        15

Введение

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация, динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить, и работать в быстро изменяющемся мире.

Способность чётко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Один из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Интеллектуальный турнир направлен на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальный турнир вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Особенную пользу турнир приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить турнир так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

Цель настоящей работы заключается в теоретическом осмыслении использования интеллектуальных турниров на уроках русского языка в начальной школе.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. рассмотреть общую характеристику интеллектуальных турниров как педагогическая технология
  2. изучить роль интеллектуальных турниров на уроках русского языка в начальной школе
  3. составить конспект урока с использованием интеллектуальных турниров

Общая характеристика интеллектуальных турниров как педагогическая технология

Интеллект (от латинского познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Что же способствует развитию интеллекта? Так называемые интеллектуальные турниры.

Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать наследственно-запрещённые или приобретённые опытом действия [4].

Мотивы (психологическое) то, что побуждает деятельность человека. Мотив (лат. - приводить в движение, толкать) внутреннее, субъективно-личностное побуждения к действию, осознанное заинтересованностью в его свершении.

Интеллектуальный турнир - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные турниры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

Значение интеллектуальных турниров [6]:

1. Дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

2. Способствуют всестороннему гармоническому развитию школьника помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества.

3. Развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний.

4. Имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных турниров всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.

Все интеллектуальные турниры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные турниры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный [1]. Естественно, что любой интеллектуальный турнир может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшим интеллектуальным турниром являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним - от 2 (это игра называется «Веришь - не веришь») до 5 («Эрудит-лото).

 Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложным из этих турниров являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.

Основные факторы успеха при организации интеллектуальных турниров:

  1. Постоянство формы и регулярности выхода в свет
  2. Возможность участия максимально широких групп населения.
  3. Ясность построения программы (кто, за что и каким образом получает призы).

Таким образом, интеллектуальные турниры являются идеальным средством заинтересовать деятельностью организации новых людей. Для этого основные цели, принципы и направления работы данной организации, а также примеры из ее практики (или примеры, демонстрирующие важность деятельности этой организации) становятся материалом для составления заданий того или иного интеллектуального турнира.

Роль интеллектуальных турниров на уроках русского языка в начальной школе

Уроки гуманитарного цикла немыслимы без интеллектуального развития детей.

Интеллектуальный турнир - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние [8].

Во-первых, турнир моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность.

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, турнир, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, турнир полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в турнире можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Цели интеллектуальных турниров:

1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.

2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные турниры. Коллективная форма воспитания формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы.

Исходя из этого определяются следующие задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.

Интеллектуальные турниры на уроках русского языка способствуют:

  1. закреплению и дополнению знаний учащихся по предмету, дают более живое представление об изучаемой теме,
  2. учат ребят самостоятельному поиску информации, перед турниром (если она планируется) на дом даётся материал по изучаемой теме, для того, чтобы его выполнить нужно поискать в различных источниках ответы на вопросы;
  3. формируют навыки межличностного общения в классе, в коллектив [4].

Таким образом, преимущество интеллектуальных турниров заключается в проверка и закрепление знаний, занимательности, а также в развитии фантазии и воображения.

Интеллектуальный турнир можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, которая очень важна для ученика. Во время того или иного турнира в детях развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы к интересам коллектива и желание расширять кругозор.

Конспект урока по русскому языку с использованием интеллектуальных турниров

Тема: «Турнир знатоков русского языка»

Класс: 3.

УМК: «Школа России»

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

Задачи:

  1. Предметные
  • способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
  • способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. 
  1. Метапредметные задачи: 
  • (регулятивные) содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
  • (познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
  • (коммуникативные) принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.

ХОД ТУРНИРА

Под музыкальное сопровождение (звучит песня «Чему учат в школе») участники турнира, педагоги, болельщики входят в зал и рассаживаются. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Ведущий. Я рада вас приветствовать на интеллектуальном турнире в клубе любителей русского языка. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка.

Конкурс 1. «Вопрос – ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

9.Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)

10.Что стоит в середине земли? (М)

11.Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение)

12.Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» (подлежащее)

13.Что означает имя существительное? (предмет)

14.Бывает устная, бывает письменная? (речь)

15.Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)

16.Сколько звуков в имени девочки Юлька? (5)

2 конкурс «Дополни пословицу».

Пословицы для первой команды:

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

Пословицы для третьей команды:

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

Пословицы для 4-й команды:

- Слово не воробей …(вылетит не поймаешь)

- Делу время – (потехе час)

- Человек без друзей …(что дерево без корней)

3 конкурс «Из одного слова несколько».

Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной».

-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались, т.е. из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить

2 слова из 3 букв

2 слова из 4 букв всего 8 слов

2 слова из 5 букв

2 слова из 6 букв

Ответы: /ель, рак, рот, кот, кат …

пора, крот, факт, торф, кафе …

кофта, катер, трель …

кафель, форель, лекарь, токарь …)

Конкурс 4. Станция «Ребусная»

Конкурс 5. Загадки в пословицах и поговорках.

(чем меньше понадобится подсказок, тем лучше:

с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.)

-например (разобрать):

1) –Лапки ее мягки, да когти остры. -3б.

-Чует она, чье мясо съела. -2б.

-Доброе слово и ей приятно. -1б. (кошка)

2) -Не гони его кнутом, гони овсом.

- Он копытом даст сдачи.

-Дареному ему в зубы не смотрят. (конь)

3) -Хлеб-соль ешь, а ее режь.

. -Она в огне не горит, и в воде не тонет.

-В ногах ее нет. (правда)

4) - Оно пуще стрелы разит.

-Оно-серебро, молчание – золото.

-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (слово)

Конкурс 6. Конкурс капитанов.

Поставьте ударение в подчёркнутых словах.

1. Нет ничего красивее персидского ковра.

2. На столе стояли вкусные торты.

3. Не следует баловать своих детей.

4. Они позвонят мне завтра.

5. В каталоге

Конкурс 7. АНАГРАММЫ (по 1 слову каждой команде – 1 балл)

Вы должны переставить буквы слов так, чтобы получились новые слова, например, кот- ток.

Насос- сосна

Банка-кабан

Баян- баня

Корт-крот

Итог турнира.

Подведение результатов.

Подсчитываются очки, и объявляется победитель.

Заключение

Интеллектуальные турниры имеют большое значение в жизни людей, в том числе и учащихся, и очень важно сделать так, чтобы дети не потеряли интерес к разным играм, повышающим интеллект. Интеллектуальные турниры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга. Такие турниры, как «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра» собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей.

Известно, что интеллектуальные турниры вызывают стойкий интерес к изучению русского языка, поскольку такой турнир создается методом моделирования.  Турниры дают возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.  В процессе турнира формируются   такие   качества, как   самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение   работать коллективно.

Интеллектуальный турнир – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума. Интеллектуальный турнир имеет конвергентную (поиск в одном направлении, единственно правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность.

Варианты использования турниров могут быть разными: на уроке обобщения и повторения, на занятиях развивающей деятельности, при подготовке к олимпиадам и тестированию. Возможно и самостоятельное использование турниров при различных формах обучения – очно-заочном, семейном, домашнем.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. «Анализ эстетической реакции». Собрание трудов. – М., 2011.
  2. ГореловИ.Н., К.Ф.Седов. «Основы психолингвистики». – М., 2018.
  3. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». – М., 2019.
  4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. 2015.
  5. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении / В. В Давыдов. Москва, 2012
  6. Дейкина, А.Ю. Сущность и проблемы изучения познавательного интереса / А.Ю. Дейкина. Москва: Просвещение, 2012.
  7. Литранович, Ж.Т. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий / Ж.Т. Литранович, В.Д. Землянова // Педагогический альманах. 2012.
  8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. Москва, 2010.
  9. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. Москва: Просвещение, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки учеников 1 класса к интеллектуальному турниру "ПОНИ"

В нашем городе проводится интеллектуальный турнир для младших школьников "ПОНИ". В него включены задания на логику, эрудицию, речевое развитие и т.д. Подготовка к турниру - процесс сложный, подбор зад...

Интеллектуальный турнир 1 класс

Вопросы из разделов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и общие вопросы...

Интеллектуальный турнир

Данный турнир выступает как результат работы по теме «Человек и ветер», который показывает как дети научились задавать смысловые вопросы различных типов: аналитического, на установление причинно-следс...

«Юный тимуровец». Спортивно-интеллектуальный турнир по повести А.Гайдара (1904-1941) «Тимур и его команда».

В январе 2014 года 110 лет со дня рождения Аркадия Гайдара. Турнир охватывает такие предметы как чтение, русский язык, физкультура....

Интеллектуальный турнир

Основными целями турнира являются : развитие  мышления, любознательности, активности детей, актуализация  знаний детей по математике, по русскому языку, чтению;развитие внимания, памяти, обр...

Интеллектуальный турнир

Задания по математике и русскому языку для учащихся 2 классов...

Интеллектуальный турнир «Умники и умницы»

Турнир состоит из семи туров. Класс разбивается на 3 команды. Команда-победитель определяется по сумме набранных баллов. Семь дней — семь туров. Каждый день командам выдаются задания одного...