Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка (2 класс)

Павлова Наталья Сергеевна

Мастер-класс

Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ

Добрый день, коллеги. Я, Павлова Наталья Сергеевна учитель 2 б класса ЗПР. Рада приветствовать вас на мастер-классе:

«Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ ».

Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.

Одним из компонентов воспитательного процесса в образовательном учреждении  является внеурочная деятельность. В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой и познавательной деятельности, развивают     способности детей. Одним из перспективных методов, который благоприятствует решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно  назвать «Введение в проектную деятельность».

  В рамках внеурочной деятельности в прошлом году для своего класса я разработала программу «Учусь создавать проект», которая рассчитана на 4 года обучения. Программа построена так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, развивать свою речь, умение общаться. 

Проект - это «пять П»

  1. Проблема
    2. Проектирование (планирование)
    3. Поиск информации
    4. Продукт
    5. Презентация
  2. Нужно сказать,  что Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
  1. «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
  2.  Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Во внеурочной работе чаще всего использую:

  • Монопроекты (литературно-творческие, экологические);
  • Межпредметные проекты.

По классификации использую:

  • мини-проекты
  • краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома),
  • долгосрочные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов.

Работу школьников по  проектной деятельности начала  проводить с первого класса,  включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».

Самые первые проекты в первом классе – это мини-проекты .

Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные. Работая над ними, обучающиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся  работать в парах.

Этапы работы над мини-проектом:

1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.

Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
4. Презентация проекта.

Во втором классе обучающиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.

 Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Для облегчения обучающимся такой работы  я применяю шпаргалку в которой  имеются  Опорные слова которые помогают сформулировать цель и задачи. (Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта.). Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

В третьем и четвёртом классах  дети научатся   дальнейшему совершенствованию навыков проектной деятельности -  таким как, планировать, обдумывать тему, научатся находить  материал, научатся самооценке и рефлексии своей деятельности.

Проекты представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов

1. Демонстрация продукта.

2. Инсценировка-диалог литературных героев.

3. Игра с классом.

4. Ролевая игра.

5. Соревнование.

 Проекты, представленные  учениками младших классов, не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но они отвечают возрастным особенностям детей и являются для них полноценными  проектами.

Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал обучающихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию,   творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.Степень самостоятельности и активности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Проектная деятельность 2 б класса  за 1, 2 годы обучения.

Работа над творческим проектом

« Новогодняя елка на столе педагога».

А сейчас я вам предлагаю открыть  Мастерскую, где вы уже сами будете создавать и реализовывать свой проект. И в преддверии Нового года, у нас в школе украшены, классы, окна, фойе. И ваш практико-ориентированный проект будет называться « Новогодняя елка на столе педагога».

Вы попробуете с помощью моих шпаргалок написать цель, определить задачи проекта , разработать технологическую карту, по изготовлению новогодней елки (описать какой будет высоты елка, геом. Фигуры, форма -конусом, сделать чертеж и т.д.) и презентовать свой мини проект.

 

          Презентация мини- проекта.

Рефлексия У всех получились по своему особенные, креативные елочки. И в преддверии наступающего Нового года,  коллеги я хочу вас поздравить с Новым годом и пожелать :
Успехов, выдержки, терпения
И в жизни больше вдохновения.

Ученики чтоб Вас любили,
Чтоб в коллективе Вас ценили.
Пускай Вам этот Новый год
Лишь только радость принесет!
 

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proektnyh_navykov_u_mladshih_shkolnikov_s_ovz.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие проектных навыков у младших школьников с ОВЗ Выполнила: Павлова Н.С, учитель начальных классов

Слайд 2

Программа внеурочной деятельности « Учусь создавать проект »

Слайд 3

« Введение в проектную деятельность» «Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»

Слайд 4

«Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Слайд 5

1 класс Формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию». Мини-проекты: индивидуальные, групповые.

Слайд 6

Этапы работы над мини-проектом : 1. Мотивационный. 2. Планирующий. 3. Информационно-операционный. 4. Рефлексивно-оценочный. Критерии оценивания мини-проект 1. Выполнение принятых этапов, законченность. 2. Качество изделия, его оригинальность. 3. Полнота раскрытия темы проекта. 4. Презентация проекта.

Слайд 7

2 класс Учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Слайд 8

Проекты представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов: 1. Демонстрация продукта. 2. Инсценировка-диалог литературных героев. 3. Игра с классом. 4. Ролевая игра. 5. Соревнование.

Слайд 9

Работа над монопроектом «Исторический герой – полководец Александр Невский»

Слайд 11

Работа над практико-ориентированным проектом «Наша первая цветочная клумба»

Слайд 14

Мини проект «Звучи, памяти набат!»

Слайд 15

Работа над межпредметным проектом «Динозавры »

Слайд 17

Мастерская Проект: « Новогодняя елка на учительском столе».

Слайд 20

Спасибо за внимание ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Развитие исследовательских навыков у младших школьников....

Развитие проектных навыков у младших школьников

Отчет по самообразованию на ШМО учителей начальных классов...

«Развитие проектных навыков у младших школьников»

Данный матерал является обобщением опыта работы учителя по теме самообразования....

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие проектных навыков у младших школьников...

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Формирование первоначальных навыков проектной деятельности, как средство развития творческих способностей у младших школьников в условиях реализации ФГОС Одной их приоритетных задач школы в свете...

Развитие проектных навыков у младших школьников

Развитие проектных компетенций младших школьниковВ условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуаль...