Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Новикова Любовь Анатольевна

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo_rabochaya_programma_1-4_1var.docx280.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\сканы\010.jpg

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

  • диагностический блок (мониторинговые исследования);
  • программа коррекционной работы;
  • профилактическая работа;

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

  1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1):

  • Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.
  • Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование учебной мотивации.
  • Формирование и развитие навыков социального поведения.
  • Формирование базовых учебных действий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.

Количество занятий:

1 класс – 66 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

2 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

3класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

4 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

Занятия проводятся по утвержденному расписанию.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ < 20).

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.

Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.

Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.

При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • приоритетности коррекции причинного типа;
  • принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • принцип учёта неравномерности детского развития;
  • принцип комплексности методов  коррекционного воздействия;
  • принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • принцип программированного обучения;
  • принцип возрастания сложности;
  • принцип учета объема и степени разнообразия материала;
  • принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
  • принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
  • принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.

Пути реализации программы:

  1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
  2. Подбор необходимого диагностического инструментария.
  3. Планирование, организация  работы.
  4. Мониторинг результатов работы.
  5. Регуляция и корректировка работы.

Условия реализации программы

По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий.  Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).

Диагностический блок

При обследовании детей необходимо  ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.
  1. Акустического восприятия:
  • Оценка ритмов.
  • Воспроизведение ритмов.
  • Узнавание шумов.
  1. Кожно-кинестетического восприятия:
  • Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).

Программа коррекционно-развивающих занятий  имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Особенности коррекционной работы в 1 классе: увеличенный объем помощи в преодолении нарушений мелкой и крупной моторики, перцептивной деятельности и нарушений ВПФ.  Эта работа включает развитие  общей и мелкой моторики для овладения необходимыми  графическими навыками, коррекцию и развитие гнозиса, праксиса, мнезиса; уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектах, а так же формирование общеучебных навыков: планирование деятельности, выполнение действий по образцу, следование инструкции.  

Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного       анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий.  

Особенности коррекционной работы в 3 классе: коррекция, развитие и совершенствование  зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз – рука».  Формирование   представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении в двух – и трехмерном пространстве.

Особенности коррекционной работы в 4 классе:  дальнейшая коррекция,  развитие и закрепление  полноценных пространственных  (в трехмерном пространстве) и временных представлений, акустических и оптических сенсорных эталонов.  Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений.  Развитие умения планировать, контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

1 класс

Основные цели коррекционных занятий в 1 классе - формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств. Развитие и совершенствование  крупной и мелкой моторики для успешного овладения графическими навыками в учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать умение координировать свои движения относительно поставленной задаче, действуя по подражанию;
  • развивать систему зрительно – слуходвигательной связи;
  • развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
  • обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении практических бытовых или учебных действий;
  • стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;
  • формировать навыки выполнения сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий прикладывания, примеривания, наложения, обследования поверхности предмета;
  • развивать  умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы по одному признаку (цвет, форма, размер, фактура и др.) в группе разнородных предметов;
  • формировать умение ориентировки в пространстве (верх – низ, спереди – сзади, стороны: право - лево):
  • формировать временные представления: времена года, время суток.

2 класс

Основные цели коррекционных занятий во 2 классе – развивать целостность восприятия, развивать на его основе план представлений; развивать ориентирование в окружающем предметном мире через овладение поисковым способом.

Задачи:

  • развивать основные виды предметной и речевой деятельности;  совершенствовать точность совершаемых учебных, игровых и бытовых действий;
  • развивать представления об окружающем мире и умение выделять части предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;
  • развивать навык обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких;
  • развивать умения манипулировать объемным и плоскостным  конструктивным материалом по показу педагога и по наглядному образцу;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа;
  • совершенствовать двигательные навыки общей и мелкой моторики;
  • закреплять за ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, формировать навык координированных движений с одновременным   разграничением их функций;
  • развивать умение ориентироваться  во внутреннем и внешнем пространстве.  

  3 класс

Основные цели коррекционных занятий в 3 классе - продолжать формирование необходимой для развития ребенка сенсорной базы; формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.  

Задачи:

  • совершенствовать точность и силу движений, способствующих улучшению качества совершаемых действий учебного и повседневного характера;
  • развивать навык ориентироваться  во внутреннем и внешнем пространстве;  
  • закреплять приемы обследования реальных предметов; закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умение самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с игровым, конструктивным материалом;
  • развивать умение использовать внешние признаки при выполнении предметных действий в ходе продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, конструировании и т. д.);
  • учить   определять и называть распознанный объект,   вербализировать свою деятельность, сопровождать свое обследование словесно; развивать умение описывать предмет, используя результаты его анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) по алгоритму;
  • закреплять навык ориентирования в пространстве листа;
  • учить определять время по часам

4 класс

Основные цели коррекционных занятий в 4 классе – закреплять навыки адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств; продолжать корригировать и развивать на основе сформированной сенсорной базы высшие психические функции.

Задачи:

  • продолжать развивать перцептивные  способности (закреплять представления о сенсорных эталонах  различных модальностей);
  • закреплять   временные представления   (ориентация во временах года, днях недели, умение определять время по стрелочным часам);
  • учить определять временные рамки своей деятельности и определять последовательность событий;
  • продолжать развивать координированность движений,   крупную и мелкую моторику; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • учить проводить   исследование объектов по предлагаемым педагогом  словесным и письменным алгоритмам, учитывающим  большинство признаков предмета;
  • закрепить  четкое представление о схеме собственного тела и стоящего напротив, закреплять умение определять направления и положения предметов в пространстве относительно друг друга;
  • развивать умение вербализировать свои ощущения и деятельность.

Тематический план занятий является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности   обеспечивается  достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

1 класс

Сформированность следующих умений.

- давать краткое писание объектов и явлений;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине,  цвету;

-сравнивать между собой предметы, явления;

- опосредовать свою деятельность речью;

Сформированность следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2 класс 

Сформированность следующих умений.

-различать основные цвета;

-различать вкусовые качества;

-конструировать предметы из геометрических фигур;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

Сформированность следующих умений:

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-различать основные цвета и их оттенки;

-конструировать предметы из геометрических фигур,

-узнавать предмет по части;

-определять на ощупь разные свойства предметов;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-различать вкусовые качества;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-различать характер мелодии;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс

Сформированность следующих умений.

-целенаправленно выполнять действия по 3-4 инструкции педагога. 
- дорисовывать незаконченные изображения.

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

-сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. 


Сформированность следующих умений.

-целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

-составлять цветовую гамму от темного до светлого;

-определять на ощупь поверхность предметов;

-зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;

-различать запахи и вкусовые качества;

-сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

-действовать по звуковому сигналу;

-адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

-выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-определять время по часам.

4 класс

Сформированность следующих умений.

-усвоение процесса письма с соблюдением соразмерности и разборчивого начертания знаков,

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа – и соответствующие ориентировки относительно себя;

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

-понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;-

Сформированность следующих умений.

-группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

смешивать цвета;

-находить нереальные элемент «нелепых» картинок;

-определять противоположные качества и свойства предметов;

-определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

-моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

-пользоваться календарем;

-определять возраст людей.

-определять время по часам.

-знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностической батареи  и метода наблюдения, и   обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.

Система оценки достижения обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей дефектологической программы.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

При организации дефектологических занятий необходимо исходить из возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной трудности, доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Календарно – тематическое планирование

1 класс

Раздел

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Входная диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня развития  зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного развития

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития

1

Коррекция психомоторики.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 ч)

Развитие крупной моторики. броски в цель, ходьба по «дорожке следов», подвижные игры

1

Игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство

1

Хлоп. Топ. Поворот. Согласованность действий и движений разных частей тела. упражнения для координацию разных частей тела; группировки.  

1

Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.

1

Шнуровка, штриховка, раскрашивание

1

Шнуровка, штриховка, раскрашивание

1

 Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков.

1

Обводка, штриховка по трафарету.

1

«Волшебная коробочка», « Где чья тень?», дидактические игры для развития тактильных ощущений;

1

Аппликация. Сгибание бумаги. Упражнения пальчиковой гимнастики

1

Изготовление аппликации бабочка.

1

Изготовление аппликации бабочка.

1

Коррекция психомоторики.

Тактильно-двигательное восприятие (5 ч)

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины, Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

1

Игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик»

1

Работа с пластилином (раскатывание), упражнения пальчиковой гимнастики.

1

Техники лепки. Пластилиновые заплатки.

1

Техники лепки. Пластилиновые заплатки.

1

Коррекция сенсорной сферы.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов, из них: формирование сенсорных эталонов цвета (9 ч)

Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку»)

1

Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку»)

1

Цвета радуги. («Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики)

1

Цвета радуги. («Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики)

1

Морское путешествие. Синий цвет и его оттенки. «Путешествие» «Какого цвета?», «Спектр», «Что это?», «Где что?»

1

Продолжи  ряд. Воспроизведение последовательности по образцу. «Последовательность», «Продолжи ряд»

1

«Найди недостающую картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики

1

Перепутаница.  Определи, где какой цвет. «Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра "Что бывает такого цвета". Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника»,  «растяжка цвета»,

1

Коррекция сенсорной сферы. Развитие и коррекция формы

(13 ч)

Выделение признаков формы; называние основных геометрических фигур. Игры на определение признаков и форм предметов «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы»

1

Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур, «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений.  Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши»

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений.  «Обводим всё», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке».

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, ромб, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Дидактические игры на формирование представлений о форме «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру»

1

Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Дидактические игры на развитие мышления «Найди ящичек», «Найди пару»

1

Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Дидактические игры на развитие мышления  «Где кто живет», игры пальчиковой гимнастики.

1

Работа с геометрическим конструктором. «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку»

1

 «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку»

1

Соотнесение предметов с эталонной формой. Дидактические  игры на закрепление и понятие формы: «Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит машина»

1

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...),

1

Игры с конструктором-лего (крупным и мелким)

1

 Игры с развивающими кубиками «Сложи узор»,

1

Коррекция сенсорной сферы. Развитие и коррекция восприятия величины (7 ч)

Дидактические игры  на развитие представлений о величине «самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки» ,  «разложи по размеру, по порядку», «кружки»

1

Дидактические игры:  «Разложи правильно», «Делай как я », «Ячейка», «Большой -маленький», «Где больше?»

1

Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «Какие  вы знаете сказки», «Волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики

1

Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «какие  вы знаете сказки», «волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики

1

Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по высоте, длине.

1

Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по толщине, ширине.

1

Игры и упражнения на закрепление понятия величины «Высокий-низкий», «Высоко-низко», «Далеко-близко». Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие». Самая длинная… Самая короткая….

1

Коррекция сенсорной сферы. Восприятие пространства (6 ч)

Ориентировка в собственном теле. Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле

1

Дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.      

1

Предметы в пространстве. Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).

1

Предметы в пространстве. Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).

1

Я и  пространство вокруг меня. Игры на ориентировку в помещении по инструкции педагога. «Следопыт», «Разведчик»,

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Дидактические игры на ориентировку на поверхности листа бумаги «Следопыт», Фигуры высшего пилотажа», «Покажи правильно», игры пальчиковой гимнастики      

1

Коррекция сенсорной сферы. Восприятие времени (6 ч)

Сутки. Части суток. Игры на развитие пространственно-временных представлений.

1

Сутки. Части суток. «Незаконченные предложения»,  «Покажи правильно». Работа с графической моделью «Сутки».

1

Последовательность событий (смена времени суток). Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений,  

1

Последовательность событий (смена времени суток). «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения

1

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

1

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Игры на развитие пространственно-временных представлений «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики

1

Итоговая диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня сенсорного развития.

1

Выявление уровня развития зрительно-пространственной организации движений

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития.

1

Календарно – тематическое планирование

2 класс

Раздел

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Входная диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня развития  зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного развития

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития

1

Развитие моторики, графомоторных навыков (10 ч)

Слушай и повторяй. Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.

1

Слушай и повторяй. Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.

1

Координация движений ( игры с мячом)

1

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Игры на развитие координации, скорости и ловкости: «Мяч в корзинке», «Кошки - мышки», «Местами надо нам меняться», Острова», «Мостик», «Маленькие силачи».

1

Заколдованное письмо. Формирование графических навыков. Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук. 

1

Заколдованное письмо. Формирование графических навыков. Упражнения на развитие зрительно-моторной  координации

1

Обводка и рисование по трафарету, упражнения по штриховке по контуру

1

Обводка; графические задания

1

Аппликация. Упражнения пальчиковой гимнастики, работа с бумагой.

1

Аппликация. Упражнения пальчиковой гимнастики, работа с бумагой.

1

Тактильно-двигательное восприятие (9 ч)

Определение на ощупь объемных и плоскостных  предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые

1

ощупывание предметов с различной и контрастной  поверхностью с открытыми глазами, потом - с закрытыми

1

обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, сжимание и др.); обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов и признаков предмета.

1

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

1

Игры с водой разной температуры; ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами

1

Тяжелый-легкий. Восприятие чувства тяжести от разных предметов. Игры на определение тяжести предметов, Найди самый лёгкий и самый тяжелый мешочек

1

Игры на определение тяжести предметов, Найди самый лёгкий и самый тяжелый мешочек

1

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.

1

Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений (2 ч)

Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Игры на определение вкусовых ощущений

1

Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий —-испорченный). Игры на развитие обоняния  (душистые мешочки, ароматная радость

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (22 ч)

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, куб, шар). Игры на определение геометрических фигур (тактильный мешочек, отгадай что это).

1

Игры на определение геометрических фигур (тактильный мешочек, отгадай что это).

1

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (квадрат, прямоугольник, треугольник,). Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши

1

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (квадрат, прямоугольник, треугольник,). Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке».

1

Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота), обозначение словом. «Большой -маленький», «Сравни и назови», «Подбери фигуру», «Найди отличия»

1

Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (длина, толщина), обозначение словом.

1

Дидактические игры на определение длины и толщины предметов «Сравни и назови», «подбери фигуру», «найди отличия»

1

Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). «Слово на ладошке»,  «Сортировка».

1

Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). «Классификация», «Где чей домик», 

1

Цвета и оттенки. Игры на определение и различение цветов и их  оттенков «Что бывает такого цвета», «Палитра художника»

1

Цвета и оттенки. «Растяжка цвета»

1

Сигнальная роль цвета (пожарная машина, светофор). Работа с дидактическими карточками. 

1

«Пожарная машина», «Светофор», «Стоп. Сигнал»

1

Цветная линейка. Подбор оттенков цвета к основным цветам. «Цветная поляна», «Радуга», «Цветная линейка», «Собери корзинку»,

1

Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданным признакам. «Назови одним словом», «Составь ряд» 

1

Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданным признакам. «Обобщение-исключение», «Найди предметы»

1

Конструирование предметов из геометрических фигур (три три-четыре детали — машина, дом и т.

1

Игры с геометрическими фигурами, геометрическим конструктором

1

Целое и его части. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

1

Оригами. Обучение различным приемам работы с бумагой. №1

1

Оригами. Обучение различным приемам работы с бумагой.№2

1

Оригами. Обучение различным приемам работы с бумагой.№3

1

Восприятие пространства (5 ч)

Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.(«Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь» )

1

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. («В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук - стук в барабан», «Найди свой значок» и др)

1

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) и на поверхности парты. «парные картинки», «Словесная ориентировка», «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг.»

1

Ориентировка в поле листа,  графический диктант

1

Развитие зрительного восприятия (4 ч)

 Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. «Что изменилось?   

1

 «Цифровая таблица», «Чаепитие у медвежонка», «Найди отличия»

1

Наложенные изображения. Игры на развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины. 

1

Игры на развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов через зашумленные изображения.

1

Развитие слухового восприятия (4 ч)

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).

1

«Условное слово», «Важные мелочи».

«Помехи», игры на дифференцировку звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки)

1

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

1

Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне., игры на узнавание голоса.

1

Восприятие времени (4 ч)

Порядок месяцев в году.

Времена года. «Какое время года», «Когда это бывает?»

1

Определение времени года по картинкам», «12 месяцев»

1

Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени.

1

Игры на определение времени,  «Часы», «Который час», «Режим дня»

1

Итоговая диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня сенсорного развития.

1

Выявление уровня развития зрительно-пространственной организации движений

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития.

1

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Раздел

№ п\п

Тема занятия

Кол – во часов

Входная диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня развития  зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного развития

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (14 ч)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела.

1

Делай как я. Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев.

1

Имитация воображаемых предметных действий. Упражнения на имитацию предметных действий и  животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.),

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие умения контролировать сменяемость действий.  Музыкально-ритмические упражнения.

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывани).

1

Совершенствование точности мелких движений рук (шнуровка, застёгивание).

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

Рисование бордюров по образцу.

1

Графический диктант (зрительный).

1

Графический диктант (на слух).

1

Работа в технике объемной аппликации.

1

Работа в технике  рваной аппликации.

1

Тактильно-двигательное восприятие (10 ч)

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы).

1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)».

1

Определение контрастных температур разных предметов.

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару).  

1

Определение различных свойств веществ. Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры.).  

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).

1

Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. 

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость).

1

Определение различных свойств веществ (растворимость, вязкость).

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (16 ч)

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

1

Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

1

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (узкий и короткий)

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий)

1

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

Группировка предметов по инструкции .

1

Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).

1

Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (настольный «Лего»).

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы).

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (мозаика)

1

Цветовой спектр. «Цветная поляна», «Радуга», «Цветная линейка», «Собери корзинку»

1

Цвета теплые и холодные. Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «Палитра художника»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 ч)

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.  Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам»

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры и упражнения: «Шапка – невидимка», «Запомни и найди»

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры и упражнения:  «Запомни точно», «Восстанови порядок».

1

Развитие слухового восприятия

(2 ч)

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).

1

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

1

Восприятие пространства

(10 ч)

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за. Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Дидактические игры и упражнения: «Левее – правее», «Выполни задание», «Что где находится?».

1

Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.  

1

Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь».

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату».

1

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённым к доске (вертикальное расположение листа).

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

1

Определение направления звука в пространстве. Игры и упражнения на определение звуков пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактические игры и упражнения: «Догадайся, откуда звук?», «Я здесь», «Кто больше услышит?».

1

Восприятие времени (4 ч)

Определение времени по часам.

1

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

1

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).

1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

Итоговая диагностика (2 ч)

Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного, уровня познавательного и эмоционального развития.

1

                 Календарно – тематическое планирование

        4 класс

Раздел

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Входная диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня развития  зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного развития

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (6 ч)

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика,  «Лего», соединение колец в цепочку).

1

Графический диктант с усложнёнными заданиями (зрительный)

1

Графический диктант с усложнёнными заданиями (слуховой)

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

1

Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко…).

1

Тактильно-двигательное восприятие (18 ч)

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый).

1

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (колючий, деревянный).

1

Восприятие температуры: горячо – холодно Игры с водой различной температуры, осязание предметов различной температуры Приборы измерения температуры (градусник)

1

Игры с водой и предметами  разной температуры; ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, с закрытыми глазами.

1

Различение пищевых  вкусов, их словесное обозначение. «Назови вкус продуктов», «Вкусовые банки», «Определи на вкус»

1

Различение  запахов, их словесное обозначение. «Определи предмет по запаху». «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»

1

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий - мягкий;); обозначение словом ощущений.

1

Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. «Сварим кукле кашу».

1

Тактильные ощущения. Различение ощущений тяжести. «Чем различаются?», «Определи вес».

1

Тактильные ощущения. Упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (шарик деревянный, пластмассовый, металлический).

1

Свойства материалов: пластмасса, резина. Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?»,

1

Противоположные качества предметов: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой. Игры: «Наоборот», «Хорошо-плохо»,  « Противоположности»,

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –ещё суше, влажное –мокрое). Разложите куски ткани по порядку: от самой сухой к самой мокрой, от самой   мокрой к самой сухой. Тренировка чувствительности: с завязанными глазами определить состояние ткани, т.е. определить мокрая, сухая или  влажная.

1

Противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть)

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

1

Игры с мелкой мозаикой.

1

Игры с крупами.

Игры с мелким конструктором.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 ч)

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

1

Узнавание предметов по одному элементу.

1

Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

Конструирование предметов сложной формы. Конструирование сложных фигур, «Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку»

1

Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание).

1

Классификация по различным признакам: форма, цвет, размер. Игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик»

1

Классификация по различным признакам: форма, цвет, размер. Игры «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Оркестр», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (8 ч)

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок).

1

Нахождение  общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок).

1

Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.

1

Перемещение и трансформация зрительных образов. «Подбери лоскуток», «Узнай что изображено» «Цифры в пословицах и поговорках»

1

Нахождение «нелепиц» на картинках.

1

Дидактическая игра «Лабиринт».

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

1

Цвета и оттенки предметов. Игры на определение и различение цветов и их  оттенков "Что бывает такого цвета", «Палитра художника»,  

1

Восприятие пространства

(10 ч)

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога

1

Схематическое изображение пространственных отношений. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве («Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь»)

1

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами («В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук - стук в барабан», «Найди свой значок» и др)

1

Расположение предметов в пространстве по инструкции. «Поставь на место», «Ориентировка», «Золотой дождь», «Мозаика», «Магазин»,

1

Рисование по инструкции с различным пространственным расположением предметов.

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

1

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) и на поверхности парты. «Парные картинки», «Словесная ориентировка», «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг.»

1

Графический диктант

1

Восприятие времени (8 ч)

Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Игры на определение времени, игры «Часы», «Который час», «Режим дня»,

1

Определение времени по часам. Дидактическая игра «Что длится короче».

1

Порядок месяцев в году. Времена года.  «Какое время года», «Когда это бывает?», «Определение времени года по картинкам»

Работа с календарём и моделью календарного года.

1

Сутки. Части суток. Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений.

1

Последовательность событий (смена времени суток).

1

Последовательность основных жизненных событий.

1

Возраст людей.

1

Итоговая диагностика (4 ч)

Выявление уровня развития графического навыка.

1

Выявление уровня развития зрительно-пространственной организации движений.

1

Выявление уровня сенсорного развития.

1

Выявление уровня познавательного и эмоционального развития.

1

Методическое обеспечение рабочей программы

  1. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008
  2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
  3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
  5. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов / В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.
  6. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980
  7. Олигофренопедагогика. - М.: Академия, 2011. - 336 c.
  8. Олигофренопедагогика. - М.: Дрофа, 2009. - 400 c.
  9. Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б.П. Пузанов. - М.: Прометей, 2011.
  10. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
  11. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
  12. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
  13. Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основн...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 1-4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с ЗПР...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 2) 2, 4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год

      Рабочая  программа  является  нормативно-правовым  документом, определяющим  организацию  логопедического  коррекционно-образовательного ...