РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)
рабочая программа (1, 2 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uch-def_dlya_zpr_markova_l.v._2021-22.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

_______________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением службы сопровождения

Протокол №____

от «___» ____________2021г.


Руководитель _________

                     Е.А. Волосникова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР

_________/ А. В. Тимошева

Протокол №____

от «__» __________2021 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор

________________Т.Р. Исманов

Приказ № 200

от «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ

(задержка психического развития)

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

      Составитель: Маркова Людмила Владимировна, учитель-дефектолог

                                                                                 

с. Мыс Каменный

2021 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Рабочая программа направлена на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок.

Данная образовательная программа разработана с учётом действующих нормативных документов:

Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598;

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  Мыскаменской школы-интерната.

Методологическую основу Программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.

Данная Программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Общая цель коррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса:

 формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;

 совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

 стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;

 освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;

 компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;

 освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

 содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

 принцип соблюдения интересов ребенка. Учитель-дефектолог работает с максимальной пользой и в интересах обучающихся;

 принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося, участие в данной деятельности всех участников учебной деятельности;

 принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в организации совместной деятельности;

 принцип усложнения заданий, упражнений;

 принцип развивающей направленности обучения;

 принцип наглядности и занимательности обучения; принцип доступности обучения;

 принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

 принцип вариативности;

 принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные обучающими.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Программа включает в себя пять модулей:

• Концептуальный,

• Диагностико-консультативный,

• Коррекционно-развивающий,

• Лечебно-профилактический,

• Социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Методы оценки эффективности коррекционной работы

Состоит из 2-х этапов – первичной и итоговой диагностики. Результаты исследований

отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающихся».

Педагогом-дефектологом проводится анализ продуктивности совместной работы с

ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности сучётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности

психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных

результатов при обучении.

Эффективная динамика развития ребенка с ЗПР намечается тогда, когда своевременно

реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности,

неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Теоретической основой Программы явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в ходе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.

Цель Программы: Создание специальных условий для повышения эффективности учебной деятельности и коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

1. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций: мыслительной деятельности, пространственно-временных представлений, творческих способностей, зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.

2. Формирование общей способности к учению, т.е. помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно ориентировочным, операциональным, регуляционным). Развитие речи коммуникативной деятельности и коррекции их недостатков: формирование функций речи, создание условий для овладения обучающимся всеми компонентами языковой системы, стимуляция коммуникативной активности, овладение различными формами общения.

3. Формирование элементарных математических представлений.

4. Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков.

5. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

Данная Программа раскрывает основные подходы к сенсорному развитию обучающихся младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению, по следующим направлениям:

 развитие моторики, графомоторных навыков и тактильного восприятия;

 кинестетическое и кинетическое развитие;

 восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;

 развитие зрительного восприятия;

восприятие свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

 развитие слухового, зрительного, сенсорного восприятия, восприятия пространства и времени.

В Программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Обучающимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность переработку информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на уровне начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

 развитие навыков каллиграфии;

 развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 развитие зрительного восприятия и узнавания;

 развитие зрительной памяти и узнавания;

 формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

 развитие пространственных представлений и ориентации;

 развитие временных понятий;

 развитие слухового внимания и памяти;

 развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Развитие основных мыслительных операций:

 формирование навыков относительно анализа;

 развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

 формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

 формирование умения планировать свою деятельность;

 развитие комбинаторных способностей

Развитие различных видов мышления:

 развитие наглядно-образного мышления;

 развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

 Развитие речи, владение техникой речи.

 Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

 Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

 Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения обучающимися образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом коррекционной подготовки. Количество занятий в 1и 2 классах – 4 раза в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа

рассчитана на 120занятий в год.

Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия.

Диагностика (обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 10 января по 15 января и 16 мая по 25 мая.

Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с учащимися – показатели по следующим критериям:

Уровень воспитанности

Положительное отношение к учебному труду, отношение к педагогу, к коллективу учащихся, к родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми.

Бережное отношение к растительному и животному миру.

Овладение навыками культуры поведения и общения.

Самостоятельность, организованность.

Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя:

а) умение видеть, и ценить красоту окружающего мира,

б) стремление к самостоятельному художественному творчеству;

в) наличие эстетических и нравственных суждений.

Уровень обученности

Качество подготовки учащихся в соответствии с требованиями программы, на основе коррекционно-развивающей работы, с учетом индивидуальных психофизических возможностей и особенностей.

Психологическое развитие

Достаточный уровень развития психических познавательных процессов в соответствии с его индивидуальными возможностями:

-интеллектуальной сферы, памяти;

- эмоционально – волевой сферы.

Состояние здоровья

- Охрана и укрепление психофизического здоровья учащихся.

- Снижение уровня тревожности.

- Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (забота о своем здоровье, негативное отношение к вредным привычкам, привитие санитарно-гигиенических навыков).

Уровень социализации

- Ориентация на активную жизненную позицию.

- Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, профессиональной среде.

- Социальная компетентность, социально-бытовая ориентировка.

- Готовность к труду, овладение экономическими знаниями.

- Адекватная самооценка.

- Наличие твердых интересов.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого обучающегося. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий.

 Целенаправленно выполнять действия по инструкции учителя-дефектолога.

 Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

 Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

 Различать и называть основные цвета.

 Классифицировать геометрические фигуры.

 Составлять предмет из 2—3 частей.

 Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

 Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

 Различать речевые и неречевые звуки.

 Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

 Выделять части суток и определять порядок дней недели.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

 Наблюдение в ходе занятий.

 Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

 Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.

6. Содержание коррекционного курса

Структура Программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорной деятельности включает в себя следующие разделы:

- развитие произвольной регуляции деятельности;

- развитие познавательной деятельности;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков.

7. Календарно-тематическое планирование (Приложение 1, Приложение 2)

8. Материально-техническое обеспечение

Литература

  • Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт.сост. М.Р. Григорьева.-Волгоград6 Учитель, 2009.
  • Е.В. Шмарина. Обучение детей с ЗПР: Организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  • Л. В.Черемушкина. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  • Л. В.Черемушкина. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  • И. А . Морозова. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • И. А. Морозова. Развитие элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Журналы: Дефектология, Коррекционная педагогика, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, Коррекционное обучение.

Информационно-коммуникативные средства:

  • Электронная игра «Математика с Лунтиком».
  • Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Электронное приложение.
  • Уроки математики 1-2 классы. Электронное приложение.
  • Уроки математики с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, Ю.М. Багдасарова и др. – М.: Планета, 2011. – 224с.
  • Дидактиеские и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – 272с.

Материально-технические средства:

Компьютерная техника, видеопроектор, магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действ...

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Проект "Создание сенсорной комнаты для обучающихся начального общего образования с задержкой психического развития"

АннотацияАктуальность работы отражается в том, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от...

Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...