Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Мертюкова Татьяна Александровна

                Рабочая программа по учебному предмету  Занимательный русский язык составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой  начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2021-2022 учебный год, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

 «Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко-СалеПуровского района

__________________И.В. Бархатова

Приказ №          от «        »                       2021 г.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Занимательный русский язык

для учащихся 1  классов

Составитель: Мертюкова Татьяна Александровна

     «Согласовано»                                                                                                                              Рассмотрено на заседании методического объединения

      Зам. директора по                                                                                                                        учителей начальных классов

    образовательному процессу                                                                                                         руководитель МО ___________/Мертюкова Т.А./

    __________ / _______________./                                                                                                  Протокол №___  от «_____» ____________ 2021 г.

                                                                                                                        2021-2022

Пояснительная записка

                Рабочая программа по учебному предмету  Занимательный русский язык составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой  начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2021-2022 учебный год, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020

                         Количество часов: всего 17 часов (со II полугодия), в неделю – 1 час.             

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 1 класс

 

                              ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- мотивации к творческой проектной деятельности.

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

                            МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

         Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-принимать участие в работе парами и группами;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

           ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

-  представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

 - представление о значимости языка и речи в жизни людей;

-  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

- практические умения работать с языковыми единицами;

-  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

 - представление о правилах речевого этикета;

 - адаптация к языковой и речевой деятельности.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на  развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

III.   Тематическое планирование.

№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Фонетика.

2

2.

Словообразование.

3

3.

Лексика.

4

4.

Морфология.

4

5.

Пословицы и поговорки

1

6.

Игротека.

3

       Итого

17 часов

Учебно-методическое обеспечение

                                                                                                   Печатные пособия

1.

2.

Л.В. Мищенкова   Методическое пособие для 1 класса Программа факультативного курса «Занимательный русский язык», М: РОСТ, 2020г.

Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020( комплект учителя, 2 части)

1 шт.

1шт.

                                                                                       Технические средства обучения

1

2

3

4

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.

1 шт.

Календарно-тематический план

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Дата

Примечание

№ п/п

Тема урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Речь устная и письменная

Обучающиеся получат представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

 осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге.

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- мотивации к творческой проектной деятельности.

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости,

- сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- мотивации к творческой проектной деятельности.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия:                « Сегодня я узнал (понял)…»

2

Звуки и буквы- не одно и то же

Уточнить представления о различиях между звуками и буквами.

3

Жили-были гласные и согласные.

Уточнить представления  об отличиях гласных звуков и букв от согласных; учить находить в слове буквы гласные и согласные; расширять словарный запас.

4

Что такое метаграммы

Познакомить учащихся с понятием «метаграммы», формировать умение разгадывать метаграммы.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, тренируются разгадывать метаграммы. Подводят итог занятия:  « Сегодня я узнал (понял)…»

5

Волшебник Ударение.

Показать роль ударения в слове, познакомятся с понятием «омографы».

6

Игротека

Закреплять знания и умения о звуках и буквах, формировать умение различать гласные и согласные, разгадывать метаграммы, развивать фонематический слух.

7

Такие разные, разные согласные

Формировать умение различать твердые и мягкие согласные.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Тренируются в произнесении твердых и мягких согласных. Выполняют задания учителя Играют в игру «угадай слово!», называют все твердые и мягкие звуки в угаданном слове. Подводят итог занятия:  « Сегодня я узнал (понял)…»

8

Зачем шипят шипящие

Уточнение знания детей о шипящих согласных, познакомить с понятием

 «пантомима», развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

9

Поговорим о предложении

Познакомятся с разновидностями предложения по цели высказывания, формирование умения различать данные предложения, приводить примеры.

10

Знакомимся с анаграммами

Знакомятся с понятием «анаграмма», формирование умения разгадывать анаграммы

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Подводят итог занятия:  « Сегодня я узнал (понял)…»

11

Что такое текст?

Уточнение знаний о тексте, формирование умения составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

12

Что мы пишем с большой буквы? Игротека.

Обобщение имеющихся знаний о правилах написания заглавной буквы, закрепление умения писать с заглавной буквы имена собственные.

13

Слова-приятели.

Знакомство с понятием «синонимы», формирование умения подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары, расширение словарного запаса.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя,

подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары.  Подводят итог занятия:  « Сегодня я узнал (понял

14

Слова-неприятели.

Знакомство с понятием «антоним», формирование умения подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары, расширение словарного запаса.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя,

подбирают антонимы к данным словам, находят среди слов антонимичные пары.  Подводят итог занятия

15

Что за зверь такой- фразеологизм?

Знакомство с некоторыми фразеологизмами и их значением, формирование умения подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя,

Объясняют значение некоторых фразеологизмов, устно подбирают фразеологизмы к ситуации, определяют неверное употребление фразеологизма.  Подводят итог занятия:                   « Сегодня я узнал (понял)…»

16

Учимся различать слова разных частей речи.

Формирование умения называть имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

17

Что узнали, чему научились. Игротека

Знакомство с понятием «омонимы»,формирование умения различать синонимы, антонимы и омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения

Лист корректировки учебной программы

2021 - 2022 учебный год

№ урока

Дата

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе.                       ...

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...