Социальный проект "Книжкина больница"
проект (3 класс)

Зубкова Татьяна Вячеславовна

Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Учащиеся 3 «В» класса в этом году стали посещать школьную библиотеку. Ребята признались мне в том, что они огорчаются, когда берут в библиотеке книгу не в очень хорошем состоянии: порваны листы, пометки на страницах, страницы помяты и потрепаны, листочки выпадают. Оно и понятно, книги не новые, ими пользовалось не одно поколение школьников, и не все бережно относились к библиотечной книге. И мы задумались над тем, а нельзя ли книге подарить «вторую жизнь»? Так возникла идея нашего проекта.

Проект «Книжкина больница» очень своевременен  и актуален.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут повысить уровень своей книжной культуры, будут сопереживать. Возможно, что дети книгу станут воспринимать, как живое существо, которое одаривает их умными мыслями, развлекает, ничего не требуя взамен. Вместе с тем и эти безмолвные существа нуждаются в уходе и заботе. Участвуя в проекте «Книжкина больница» дети смогут проявить доброту, отзывчивость и талант. Постоянно занимаясь с детьми, увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнуться, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. А занятие – ремонт книг – превращается в интереснейшее дело!!!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.proektknizhkina_bolnitsa.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени А.С. Пушкина»




Социальный проект

«Книжкина больница»






Автор проекта:

учитель начальных классов

Зубкова Татьяна Вячеславовна




Арзамас 2019/2020 учебный год

Актуальность проекта

Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Учащиеся 3 «В» класса в этом году стали посещать школьную библиотеку. Ребята признались мне в том, что они огорчаются, когда берут в библиотеке книгу не в очень хорошем состоянии: порваны листы, пометки на страницах, страницы помяты и потрепаны, листочки выпадают. Оно и понятно, книги не новые, ими пользовалось не одно поколение школьников, и не все бережно относились к библиотечной книге. И мы задумались над тем, а нельзя ли книге подарить «вторую жизнь»? Так возникла идея нашего проекта.

Проект «Книжкина больница» очень своевременен  и актуален.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут повысить уровень своей книжной культуры, будут сопереживать. Возможно, что дети книгу станут воспринимать, как живое существо, которое одаривает их умными мыслями, развлекает, ничего не требуя взамен. Вместе с тем и эти безмолвные существа нуждаются в уходе и заботе. Участвуя в проекте «Книжкина больница» дети смогут проявить доброту, отзывчивость и талант. Постоянно занимаясь с детьми, увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнуться, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. А занятие – ремонт книг – превращается в интереснейшее дело!!!»

Цель проекта: формирование у детей  трудовых навыков и умений, воспитание  потребности в трудовой деятельности.

Задачи проекта:

  • Формирование у детей бережного отношения к предметам к книге
  • Создание для каждого ребенка ситуации успеха
  • Обучение практическим навыкам по ремонту книг (овладение навыками переплетного мастерства)
  • Обучить навыкам работы с книгой
  • Обучение работе в команде
  • Повышение уровня культуры
  • Воспитание сопереживания
  • Изучение приемов и способов ремонта книг
  • Развитие навыков самостоятельной работы
  • Развитие творческой активности ребенка (оформление титульного листа, изготовление закладки и т.д.)

Этапы работы над проектом

  1. Информационно – ознакомительный.
  • Посещение школьной библиотеки;
  • Рассматривание книг, беседа о структуре книг;
  • Выставка книг «больных» и «выздоровевших»

Книжные выставки оказывают большое эмоциональное воздействие на детей. На    них представляются ветхие, испорченные книги. Библиотекарь рассказывает сказочные истории о «больных» книгах. Дети эмоционально воспринимают истории, сострадают «больным» книгам, стараются как можно скорее их ремонтировать.

  1. Практический

Обучение навыкам по работе с бумагой и ремонту книг

Сюжетно-ролевая игра

  • Распределение ролей: «Главный врач» – зав.библиотекой руководит процессом, «доктора» («хирурги», «врачи-реаниматологи», «врачи-косметологи»), «медсестры», «медбратья» ремонтируют книги, «санитары» выполняют неквалифицированную работу (приносят книги, накладывают пресс, расставляют «вылеченные» книги. 
  • Отбор «пациентов»: «Медицинская комиссия» выбирает «пациентов», книги, которые будут «лечиться» первыми. 
  • Установление диагнозов и выбор метода «лечения»
  • Знакомство с причинами «болезни книг»

Симптомы болезни могут быть следующие:

  • Рассохся и расклеился переплет 
  • Оторвалась обложка 
  • Выпали страницы 
  • Исписаны страницы
  • Загнуты уголки страниц

Лечение «больных» книг:

  • Расправить загнувшиеся страницы;
  • Стереть ластиком карандашные пометки; 
  • Подклеить страницы скотчем 
  • Подклеить корешки цветной бумагой (или скотчем);
  • Обновить обложки.

 Выбери правильное лечение и вылечи книжку!

  • Формирование «книжкиной аптечки»

Инструменты для лечения книг

1. Бумага белая

2. Бумага цветная

3. Картон

4. Ластик

5. Клей

6. Кисточка 

7. Ножницы

8. Линейка

9. Карандаш простой

10. Карандаши цветные

11. Краски

12. Скотч

Беседа, практикум «Лечим книги»

Работник библиотеки подробно объясняет ребятам, как отремонтировать книгу, если:

  • Отклеился форзац от блока, обложка и листы загрязнились
  • Листы книги помялись, порвались, оторвались
  • Оторвалась тонкая обложка, толстая
  • Нарушен бесшвейный блок

Составление различных памяток

Правила подготовки рабочего места перед началом занятий

1.  Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.  Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.

3.  Приготовь тряпочку или салфетку для рук.

Правила уборки своего рабочего места

1. Сложи материалы и инструменты в коробку.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. Протри инструменты и парту тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Изготовление «одежки для обложки»

(самостоятельная работа по ремонту книг)

Занимаясь ремонтом книг дети, увлекаются новым, по-настоящему полезным делом, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

  1. Закрепительно – обобщающий

Выставка отремонтированных книг «Живи, книга».

Именно выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Книжкиной больницы». Все детские работы – живое свидетельство пользы данной работы.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты

Личностные результаты:

  • развитие информационной компетентности – приобретенные знания о библиотеке и книге;
  • развитие умения самостоятельно планировать предстоящую деятельность, организовать рабочее место; самостоятельно контролировать и корректировать деятельность.

Метапредметные результаты:

  • владение учащимися основными знаниями о разных методах  ремонта книги;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Результаты проекта.

«Книжкина больница» открылась в 3«В» классе. Дети отобрали и отсортировали книги нуждающиеся в помощи (в «лечении»). Таких оказалось не много. Ребята подклеили их, обновили обложки, стёрли надписи, изготовили закладки. «Вылеченные» книги разместили в классной библиотеке.

В ходе работы ребята почувствовали её важность и самостоятельно пришли к выводу: книги надо беречь!

«Вышли книжки из больницы:

Починили им страницы,

Переплёты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

Каждой полку указали».

Живи, книга! Пусть у всех наших книг будет долгая, долгая жизнь. А читателям советуем беречь книги и учебники.

Список использованной  литературы

1.      Р.Тимаев «Живи книга»

2.      И. Линкова.  Ты и твоя книга. М. «Просвещение», 1985

3.       А.Глухов «Юным любителям книги»

4.      О.В. Джелелей.   Учимся любить книгу. М. «Просвещение», 1992

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные игры в условиях детской областной клинической больницы

В статье предложены игры, используемые мной для адаптации детей в детской областной клинической больнице....

Книги -наши друзья... Элементы книги. "Книжкина больница". Правила обращения с книгой

Разработка занятия по внеурочной деятельности, в ходе которого ребята знакомятся с основными элементами книги, учатся ремонтировать старые книги, представляют свою работу на выставке, создают правила ...

Операция "Книжкина больница"

Формирование у детей интереса к книге и бережному обращению с ней.Познакомить детей с правилами пользования книгой.Показать как можно «полечить» книгу.Развивать начальные формы сотрудничества друг с д...

Внеурочное занятие " Книжкина больница".

Тема: " Книжкина больница".2 класс.Цели: -образовательные: научить учащихся простому ремонту книг;развивающие: развиватьлогическое мышление, координацию движений,повторить правила работы с инструмента...

Тыл во время Великой Отечественной войны. Район "Лефортово". Больница №29 им. Н. Э. Баумана.

В условиях военного времени больница становится госпиталем. Ему присваивают №5002....

Социальный проект "Книжкина больница"

Проект "Книжкина больница" очень своевремен и актуален. Главным в проекте является то . что учащиеся смогут повысить уровень своей книжной культуры . будут сопереживать. возможно .что дети с...

Социальный проект "Книжкина больница"

Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека.Ребята признались мне в том, что они огорчаются, когда берут в библиотеке книгу не в очень хорошем состоянии: порван...